Щит и меч

Jul 18, 2011 19:10




Враги наскакивали на такого воина, рубили его саблями, кололи ножами, а он сидел как ни в чем не бывало и иронически поглядывал на врагов. Если его стаскивали за ногу с лошади, он и тут не терялся: лежал себе на земле и иронически поглядывал на врагов. Провозившись бесплодно несколько часов над рыцарем, враги почесывали затылок и, выругавшись, бросались на других врагов, а к победителю приближались верные слуги и снова втаскивали его на коня.

С изобретением пороха дела храбрых замкнутых рыцарей совсем пришли в упадок. Стоило стащить такого рыцаря с лошади и подложить под него фунта два пороху, как он сейчас же размыкался, разлетался на части и приходил в совершенную негодность.
А. Аверченко, «Всемирная история, обработанная Сатириконом»

Дама я любопытная. Да и тема любопытства - благодатней не бывает. Вот разложу по полочкам - и успокоюсь. Так вот, из чего же, из чего же из чего же  ....  я все о них же, о рыцарях. Лошадь и оруженосец - дело, конечно, важное, но ведь надо же еще и чтобы костюмчик сидел... А костюмчик у средневекового воина был знатный.




Латные доспехи, в зависимости от времени и места их создания, различаются довольно сильно, однако основные их элементы неизменны.

Голову воина защищал полный шлем с забралом - обычно это был салад, армет или бургиньот, подвижно соединенный с сегментированной горловиной ожерелья, полностью закрывавшего шею.
Грудь закрывал нагрудник, а спину - наспинник, которые могли быть цельными, двучастными или, изредка, сегментированными. Часто нагрудник делался выпуклым, чтобы сделать соскальзывание колющего удара более вероятным. К нагруднику конного доспеха справа нередко крепился крюк, на который опиралось зажатое под мышкой копье.




Плечи были защищены массивными наплечниками, руки - цельными или сегментированными наручами с обязательным налокотником, кисти - латными перчатками. К наплечнику часто крепились подмышечные диски, защищавшие уязвимые подмышечные впадины.
На уровне пояса к нагруднику и наспиннику крепилась юбка, закрывавшая нижнюю часть туловища, и набедренники, прикрывавшие бедра спереди. В конном доспехе юбка имела глубокие вырезы спереди и сзади, в пешем - могла быть более длинной.




Поножи состояли из налядвенников, закрывавших бедра снаружи и спереди (внутренняя сторона бедер почти никогда не была ими прикрыта), наколенников, наголенников, закрывавших голени целиком, и латных башмаков. Частой деталью германского пешего доспеха был огромный кованый гульфик, бесстыдно преувеличивавший мужское достоинство владельца.
Под латы надевался стеганый гамбезон, иногда поверх него надевалась кольчуга, от которой довольно быстро отказались из-за чрезмерного веса. Однако кольчужные элементы сохранились во многих типах лат, кольчужная сетка защищала подмышечные впадины и в доспехах всадников, пах. Благодаря жесткости лат к толщине поддоспешника предъявлялись существенно меньшие требования, чем в случае кольчуги.




Элементы латного доспеха были коваными, толщина стали в боевых латах составляла в среднем полтора-два миллиметра. Пластины турнирных лат, не предназначенных для длительного ношения, зачастую делались еще толще. В конце XVI века, на закате тяжелой кавалерии, была предпринята тщетная попытка сделать латы надежной защитой от пуль - толщина нагрудника увеличивалась до 3-6 миллиметров.

Части брони соединялись либо клепаными штифтами, либо полосами толстой кожи, к которым пластины были приклепаны поочередно, налегая друг на друга. На теле воина элементы лат фиксировались либо ремнями с пряжками, либо путем соединения их разъемными штифтами.
Путем правильной подгонки одновременно достигалась высокая подвижность в местах сочленений, равномерное распределение веса и общая жесткость доспеха, позволявшая противостоять удару. Эволюция лат шла по пути интеграции отдельных частей доспеха, в наиболее удачных вариантах их части органично дополняют друг друга и после соединения составляют единое целое.




Внимание - миф: считается, что латы были настолько тяжелыми, что упавший с коня рыцарь не мог самостоятельно подняться на ноги и оставался лежать, не в силах пошевелиться. И сажать его на коня приходилось оруженосцам. На самом деле вес боевого латного доспеха редко превышает двадцать килограммов, нагрузка оказывается весьма комфортно распределена, и таких проблем не возникает. Более того, появившиеся в начале XVI века ландскнехтские латы, предназначенные для пехоты, практически не отличались от рыцарских. Возможно, это заблуждение возникло от поверхностного знакомства с турнирными доспехами, которые иногда были действительно весьма тяжелы (сорок и более килограммов) и никоим образом не предназначались для реального боя.

Обычно пластины лат были гладкими. Император Священной Римской империи Максимилиан I изобрел рифленые латы, впоследствии названные максимилиановскими или (совершенно неверно) готическими. Благодаря рифленой поверхности такой доспех лучше противостоял рубящим и колющим ударам (и выдерживал даже пулю, если не в упор), но был существенно сложнее в изготовлении и широкого распространения не получил. (.........)




Немецкий ландскнехт, бывший наемным профессиональным солдатом в полном смысле слова, первое время носил полные латы, не отличающиеся существенно от рыцарских. Позднее, около 1520 года, он уже был облачен в бургиньот испано-итальянского образца, в кирасу с юбкой и набедренниками, а также в подвижное ожерелье с короткими подвижными наплечниками, закрывавшими только верхнюю часть руки. Под латами он носил кольчугу, а после 1530 года также кольчужную мантилью на плечах. Так возникли латы ландскнехтов.




Салад сменяется закрытым шлемом-армет, подвижное ожерелье включается теперь в систему доспеха, появляется почти повсеместно бургундский армет, который в прочном соединении с ожерельем позволяет свободно двигать головой; нагрудник становится просторным, шарообразной формы и приобретает горизонтально обрезанный верхний край; поножи также становятся более просторными. Уже начиная примерно с 1460 года при проведении турниров входит в употребление крюк для копья, который будет целое столетие непременной деталью рыцарского доспеха, т. к. всадник больше не в состоянии держать под мышкой ставшее тяжелым рыцарское копье.




Около 1500 года мы видим новый тип доспеха, который в общем по конструкции одинаков с описанным выше, но на всех частях своей поверхности, за исключением поножей, имеет желобки или рифление. Эти рифленые латы получили вначале в среде коллекционеров обозначение "миланский доспех". Название, не опирающееся на какое-либо доказательство, но, тем не менее, обоснованное, хотя все имеющиеся налицо такого рода латы немецкие, большей частью нюрнбергского. Они появляются внезапно, так что напрашивается вывод о чьем-то профессиональном реформаторском влиянии. Все обстоятельства указывают на то, что их можно рассматривать как изобретение Максимилиана. I, который благодаря рифлению задумал усилить латы, не увеличивая их толщины и веса. Сейчас исследователи называют их на этом основании более правильно - "максимилиановский доспех".(........)




Максимилиановский доспех - германский доспех первой трети XVI века (или 1515-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. При этом название «максимилиановский» не означает того, что любой доспех, носившийся Максимилианом I, является максимилиановским.
По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (а-ля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, такие, как обилие рёбер жёсткости (изготовленных путём гофрирования), позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе.




При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально.




Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости, при котором края доспеха выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым путём дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, в результате чего крупные пластины получали по краям очень жёсткие рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.
Непосредственным предшественником максимилиановских доспехов являются доспехи в стиле Schott-Sonnenberg (по Оукшотту), имеющие многие признаки максимилиановских доспехов, и отличающиеся, прежде всего, отсутствием рифления, а также рядом других менее заметных признаков, включая отсутствие выгнутости краёв, выполненной в виде витой верёвки, как у максимилиановского доспеха.




Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца. (.....)

Воин в легких доспехах редко брал на себя труд защитить еще и коня: все-таки лишний груз сильно замедляет, а конский доспех весит куда поболее человеческого. В древности, правда, коня, впряженного в боевую колесницу знатного воина, защищали наголовником и нагрудником (обычно кожаными); иногда это делалось с лошадью греческого тяжелого кавалериста-катафрактария.
В эпоху лат переутяжелению брони нашли асимметричный ответ: целить не во всадника, а в коня. Упавшему и в броне будет несладко, да и успеет ли еще встать? Поэтому пришлось защищать коней, и, разумеется, скакуны для этого понадобились соответствующие.




В конских доспехах голова скакуна защищалась цельным наголовником, или шампроном, прикрывавшим ее вплоть до шеи, причем в наиболее сложных вариантах имелись ушные трубки, защищающие уши животного, а глазные отверстия наголовника были закрыты глазными решетками.
Шея была прикрыта канцем (он же кринье), состоявшим из налегающих друг на друга пластин. Грудь лошади закрывал массивный нагрудник-форбуг с выступавшими вперед нижними краями, формой напоминающий отвал снегоуборочной машины.
Круп лошади закрывал накрупник-гелигер, цельный или состоящий из двух половин. Канц и гелигер задними краями крепились к седлу, снабженному высокими луками, помогавшими всаднику удержаться в седле при ударе.




Конские бока защищали реже, а если даже защищали, то чаще кожаными пластинами-фланшарами. Дело в том, что, во-первых, бок лошади подвергается сравнительно меньшей угрозе (и частично прикрыт седлом и всадником), а во-вторых, сквозь броню тяжело управлять (без помощи ног управляют упряжной лошадью, но не верховой!).
Всю эту замысловатую конструкцию нередко покрывали сверху тканевым «чехлом». Это, по идее, должно помешать увидеть прорехи в конской броне (которые есть почти всегда), да и потом это просто красиво.

Есть еще один необычный фрагмент конской брони: защита... уздечки. Трудно сказать, насколько часто в бою перерубали удила, но, во всяком случае, специальные щитки для них были в ходу.
В эпоху лат переутяжелению брони нашли асимметричный ответ: целить не во всадника, а в коня. Упавшему и в броне будет несладко, да и успеет ли еще встать? Поэтому пришлось защищать коней, и, разумеется, скакуны для этого понадобились соответствующие.




Латные доспехи давали оружейникам огромный простор для художественного творчества - великолепие лат королей и полководцев поражает воображение. Парадные доспехи полировались до зеркального блеска и украшались изысканными орнаментами, гербами и девизами владельца, цветами и геральдическими животными - в ход шли гравировка и чернение, эмаль, золочение и инкрустации цветными металлами.
Латы делались даже для детей... если они - наследники престола. Эти доспехи в высоту не достигают и 130 см.

В шестнадцатом веке появляются так называемые «костюмные» латы, наручи которых имитировали модные в то время пышные прорезные рукава, а нагрудники и набедренники украшались металлическими пуфами.
Ни одно другое одеяние правителя по степени производимого впечатления, пожалуй, и близко не подходит к парадному доспеху, подчеркивающему как богатство и знатность, так и мужество и воинственность владыки. Поэтому неслучайно на парадных портретах XVII-XVIII веков многие полководцы и государи предстают перед нами в именно латах, уже давно потерявших какое бы то ни было практическое значение...




Отдельно стоит сказать о турнирных латах, которые по сути своей были настоящим спортивным снаряжением, так же малопригодным для боевых действий, как современная спортивная шпага.
По понятным причинам эти латы дошли до следующих поколений в большом количестве и оказали значительное влияние на возникновение многих современных предрассудков. Поскольку длительно носить их не требовалось, а получать серьезные раны на турнире рыцарям совсем не хотелось, их делали гораздо более тяжелыми (вес достигал сорока килограмм и более), снабжали дополнительными элементами, защищающими от наиболее вероятных опасностей. Например, доспехи для конных поединков имели чрезвычайно усиленный и увеличенный левый наплечник.




В результате подвижность отдельных частей тела могла быть сильно ограничена, что в реальном бою могло оказаться фатальным. В таких латах рыцарь действительно был неповоротливым и часто не мог сесть в седло без посторонней помощи (хотя стоит сказать, что были турнирные латы и для пеших поединков). Конечно, позволить себе такое снаряжение могли только действительно состоятельные люди, рыцари победнее состязались в обычных боевых доспехах - и часто получали увечья.
Несомненно, но только тогда, когда можно себе это позволить. Это лучший доступный доспех, но он многого требует от своего владельца. Всаднику необходимо иметь лошадь, способную не просто выдержать его вес в доспехе, но и долгое время оставаться в форме, а для комплекта - и вторую, попроще, для длительных переходов. Персональный оруженосец или слуга тоже очень желателен (тоже на лошади или хотя бы на «красивом муле»). Лошадь, по крайней мере боевую, надо кормить овсом, на подножном корме она долго не протянет, а фураж опять же надо возить с собой или добывать, что получается не всегда. Так что избитый образ одинокого паладина в полном доспехе, странствующего по дикой местности на своем верном (и тоже весьма одоспешенном) коне весьма утопичен.




Изготовление латного доспеха - процесс сложный и длительный, требующий значительного уровня мастерства от оружейника, поэтому латы всегда были штучным продуктом и стоили дорого.
Латы должны хорошо соответствовать фигуре владельца и в идеале изготавливаться на заказ. Чтобы приспособить латный доспех под нового владельца, обычно требовалась помощь профессионального оружейника. Хотя повредить такую броню сложно, не менее сложно ее починить: перековать разрубленные элементы весьма сложно, и часто их приходилось заменять. Самое большее, что можно сделать в походных условиях, - выправить вмятины и заменить порванные крепежные ремни.




Латы - доспех для умеренного климата, в теплую погоду в них жарко, на солнце металл быстро раскаляется, и возникает весьма реальная перспектива теплового удара. Для борьбы с этим пытались делать щели в пластинах, но особого эффекта это не давало. В холодную погоду, а тем более в мороз - еще хуже, при активных движениях человек все равно потеет из-за веса доспеха, а масса стылого металла забирает тепло тела - воспаление легких не за горами. Тем более что ничего кроме плаща поверх латного доспеха не наденешь.
Наконец, латы надо регулярно смазывать и чистить, что совсем непросто - ржавчина появляется в первую очередь в малодоступных местах сочленений, поэтому очистка доспеха требует значительного времени.




Подобное вооружение надо было сначала купить, а потом еще и где-то хранить, чистить, смызавать, протирать ветошью... Что делает нынешной солдат по команде тревога? Бежит в арсенал. Вот и рыцари бегали.
"Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется"
Три зеленых свистка - и толпы рыцарей уже строились в очередь на выдачу аксессуаров.
Опять же совершенно случайно в славном городе Граце имеется арсенал. Да не простой.




На протяжении всей истории Австрии, Грац всегда был форпостом империи. Занимая важнейшее стратегическое положение, Грац стал бастионом для сражений с турками почти на два века. Ещё в пятнадцатом веке, когда только турки начали осуществлять первые попытки нападений - был создан Арсенал (Armoury museum). Как и во всём мире - здание строилось для хранения вооружения, амуниции и доспехов. На нескольких этажах хранилось и содержалось в исправном состоянии оружие, примерно, на 16000 человек.

Наступил 1749 год, проблема с турками уже была решена и надобность в Арсенале отпала, но Мария Терезия, с согласия военного управления земли Штирия и с важным стратегическим значением оставила Арсенал, хотя все подобные сооружения были упразднены в империи.




На сегодняшний день Арсенал (Armoury museum) - это большой музей, в котором хранится трёхвековая история оружия, но ведь Арсенал строился более пяти столетий назад, а в те времена украшали и военные строения. Не обошла эта участь и склад - арсенал. Ворота сооружения выполнены в стиле барокко - работы Джованни Мамоло. На них установлены статуи Минервы и Марса - богов войны. В Арсенале четыре этажа, на самом нижнем находится пушечный зал.

Арсенал был построен в середине XVII века по проекту архитектора Антонио Солари как склад оружия для его раздачи населению в случае очередной угрозы нападения турок. Сейчас здесь хранится свыше 32 тысяч единиц оружия и это крупнейшее собрание средневекового вооружения в мире, сохранивщееся к тому же в первозданном виде..




Первый этаж посвящен тяжелым ружьям, кремневым пистолетам и винтовкам. Здесь также можно увидеть полевые и морские палубные пушки. На втором этаже экспонируется вооружение кавалерии и инфантерии, а также множество пистолетов. На третьем этаже можно осмотреть оружие аристократии, турнирное вооружение и боевые доспехи: около 3840 доспехов( шлемов, латов и щитов), Мечи (2414 штук), копья (5395 штук),  ружъя (3867 штук), пистолеты (4259 шт)  и оружеиные аксессуары всех видов (из которых только 3449 картриджа для пороха и колчанов). Этого и сегодня достаточно, чтобы собрать в поход около 5000 мужчин.(Все оружие содержится в технически исправном состоянии и в полной боевой готовности - это по-прежнему арсенал, а не статичный и замороженный музей) .Акцент делается броню и оружие для простых пехотинцев и всадников 16 и 17 Века. Но в собрании имеется и офицерское оружие,произведеное в Инсбруке, Аугсбурге и Нюрнберге - часто богато украшенное.




Интересна не только экспозиция музея и его работники-энтузиасты ( мы бродили по этажам больше часа и экскурсовод находил все новые и новые интересные факты. а как расцветали его глаза, когда появлялись вопросы по оружейной тематике!).Каковы должны быть перекрытия в здании, где на четырех этажах вот уже несколько столетий хранится столько тяжеленного металла? Кольчуги различнейших фасонов для дворянства, простейшие латы для дружинников, щиты, мечи, шлемы, копья - кажется, что им нет конца. стройными рядами выстроились манекены - ну какая же вешалка выдержит вес этого костюмчика, лесом наконечников грозно стоят копья, под потолком висят булавы...




В 1551 впервые было документально использовано наименование Арсенал для тех помещений, в которых воины депонировали свое оружие. С постройкой нового ландхауза в 1565 оружие складировалось на вместительных чердаках. Возрастающая военная угроза привела к расцвету производства оружия и к учреждению сегодняшнего арсенала с 1642 по 1644 по планам Антона Солара.

Отдельных восторгов заслуживает конская броня, что на фотографии. Поскольку подобного вооружения, да еще настолько хорошо сохранившегося, в европе практически больше нет, этой броне нет цены и на нее не рекомендуется даже дышать...




А процесс развития огнестрельного оружия можно проследить по живым  настоящим экземплярам, которые, умеючи, и сейчас еще можно использовать.

Фотографировать в арсенале нельзя (разве что боевую лошадь), поэтому мне пришлось воспользоваться официальными музейными снимками. На вопрос - почему, наш экскурсовод грустно ответил, что это-решение политическое. Несколько лет назад опубликованные ке-то фотографии из музея вызвали скандал на тему - является ли арсенал пропагандой военных действий? С тех пор работники воздерживаются от рекламы экспозиции.

image Click to view



Ни в селах, ни в столице не верят в чудеса,
От этой правды рыцарь, не скроешься в леса.
Сними же с глаз повязку, брось мечь, не мни ковыль.
Ты сплел из жизни сказку, а мы из сказки - быль.

Принцессы лыком шиты. Злодеям не до них.
И коль искать защиты, так от себя самих.
Ступай же мимо конный, в том нет твоей вины,
Что нам нужны драконы, которым мы верны.
Евгений Бачурин - Баллада о гордом рыцаре

Грац, Австрия

Next post
Up