Я с тобой танцевать буду в Вене
в карнавальном наряде реки,
в домино из воды и тени.
Как темны мои тростники!..
А потом прощальной данью
я оставлю эхо дыханья
в фотографиях и флюгерах,
поцелуи сложу перед дверью -
и волнам твоей поступи вверю
ленты вальса, скрипку и прах.
Федерико Гарсиа Лорка
«Маленький венский вальс»
Каждая поездка в Вену - это для меня возвращение домой. С каждым разом добавляются воспоминания и события, связанные с тем или иным зданием, улицей, раионом. Все чаще сладко щемит сердце при виде чего-то совсем обычного - трамвая например, в котором вот тогда-то и тогда-то ....
Последняя поездка была особенной и потому по-особому остро ощущалась ностальгия, в которую я решила окунуться вполне себе сознательно. Даже гостиница была выбрана неподалеку от квартиры, которая довольно долго считалась моим домом. Леопольдшадт, 2 раион,
Кармелитенмаркт ...
То, что когда-то казалось чужим и враждебным, сейчас воспринимается с такой же силы душевностью и любовью. Вот эта улица, вот этот дом... А вот и те самые окна, глядя из которых, я открывала для себя вену изнутри.Потому, что изнутри город можно увидеть только живя в нем. Приезда-наезды, хоть - на недельку до второго, хоть - надолго - они оставляют нас все таки снаружи, пуская вовнутрь только по предьявлению справки о постоянной прописке. Вот - булочная, где мы покупали свежайшие земмели на завтрак. Интересно, сменился ли пекарь и по прежнему ли вкусны хрустящие, горячие еще, с пылу, с жару золотистые булочки?
Вот - химчистка, почта, аптека и магазин хозтоваров - ДМ. Сверимся по мысленному списку - все тут, ничего не изменилось, можно вздохнуть и расслабиться. Все так же в подьезде рядом трудится неутомимый араб Нури, приводя в порядок шевелюры местных джентельменов, все так же вкусно пахнут леберкезе-земмели из последней, ближайшей к дому палатки. Все вернулось на круги своя. Мир снова нормален. Как и 3 года назад. И шумит незаметным городским фоном маленький уютный Кармелитенмаркт, заявляя о намерениях шуметь на этом месте вечно.
Рынок кармелитов - Кармелитенмаркт - рынок в Вене, раион Леопольдштадт, официально открытый в 1891 году. Он находится в раионе Кармелитов и ограничен улицами Леопольдштрассе, Хаидгассе, Круммбаумгассе и "Им Верд".
После того, как каизер Леопольд I решил изгнать евреев в 1670 году, задумались о путях привлечения новых жителей. надо сказать, что раион так и остался - либо вновь стал - еврейским. Концентрация ортодоксальных евреев на квадратный метр огромна. И именно здесь я впервые живьем увидела местечкового ортодоксального еврея с пейсами, в черном кафтане, высокой шляпе и брючками 3/4)
Почти год место, где сейчас расположен Леопольдштадт, стояло пустым. Через некоторое время магистрат обратился к каизеру за помощью. И тот создал рынок возле церкви кармелитов (на сегодняшней площади Кармелитов), который первоначально был открыт с 15 октября 1671. Он просуществовал до 1888 года. В это время владельцы лавок переместились на улицу Кармелитов. С 1910 года рынок находится там, где мы привыкли его видеть.
Во время второй мировой войны рынок был полностью разрушен. Восстановление проводилось в 1949. Вновь возрожденный рынок был выстоен и бетоны и цемента. 110 новый торговых палаток выросли на месте разрушенных. Бундеспрезидент Теодор Кёрнер сказал речь на открытии возрожденного рынка, в которой он вынес благодарность предстедателю комитетa по восстановлению Рудолфу Зигелю и архитектору Францу Зуппингеру.
Сегодня Кармелитенмаркт считается также и местом проведения культурных мероприятий. Так рынок был использован в 2001 году как место презентации виртуальных музеев в рамках проекта "предприятие козерог". Кроме того неподалеку находится музей криминалистики (каюсь, не была). И детективная серия Траутман снималась на Кармелитенмаркт.
На рынке имеются кроме овощей и фруктов исламский мясник и торговец рыбой. Многочисленные забегаловки предлагают угощения турецкой и грузинской кухни. (от себя добавлю, что с турецкой кухней успешно конкурирует российская с еврейским уклоном - место обязывает и бухарская - опять же по причине кучности поселения и бухарских в том числе евреев. Неподалеку расположен неплохой кошерных ресторан с бухарской кухней)
Следующим пунктом программы была Доротеенгассе - небольшая улочка в самом сердце Вены, вытекающая из Грабена.
В 1902 году выходец из Кракова Франтишек Чешневский((† 1939) открыл
закусочную в 1 раионе Вены на улице Ам тифен грабен. Позже он переехал на Доротеенгассе 1, по диагонали напротив кафе Гавелка. Во времена первой мировой войны и распада габсбургской монархии предприятие переживало тяжелые времена.
Чешневский уменьшил порции, чтобы сохранить закусочную на плaву. В 1939 году фирму переняла его дочь Мария и добилась того, что после второй мировой войны
закусочная стала любимейшим местом встреч. Она ввела также возможность для клиентов брать бутерброды с собой. Мария руководила предприятием до 1978.
С улыбкой вспоминались мои первые культпоходы сюда - я вспоминаю это культовое заведение каждый раз, открывая кухонный шкаф и видя две маленькие пивные кружечки на один "пфифф" , ушедшие вместе со мной. С грустью отмечаю, что выбор бутербродов сократился, а цены-выросли, но отказать себе в удовольствии невозможно.
Да, рецепты пасты для бутербродов являются огромным секретом и передаются по наследству.
через интернет бутербродики тоже
можно заказатъ Выйдя от Чесневского, неминуемо попадешь к Гавелке, прямо через дорогу. Ну, раз неминуемо, то чего сопротивляться своему счастью?
Кафе Гавелка в 1 раионе Вены олицетворяет один из последних в центральной европе традиционных кофейных домов с литературными и творческими традциями. Такими были например кафе Централь до первой мировой войны и кафе Херренхоф до второй мировой войны. Кофейным домом по-прежнему руководят Леопольд Гавелка, его сын Гюнтер Гавелка и двое внуков Амир и Михаил Гавелка.
Леопольд Гавелка начал свою долгую карьеру кафетерье в 1936 году в кафе старая Вена на Бэкерштрассе, но в мае 1939 года вместе с женой принял решение приобрести разорившееся кафе Людвиг на Доротеенгассе. Помешения были изначально открыты в 1912 году как "Chatam-Bar", первый бар в современном стиле в Вене, с живым ансамблем и chambre separée , где теперь расположен склад. Внутренний дизаин, выполненный учеником известного архитектора югендстиля Адольфа Лооса, был в хорошем состоянии, когда Гавелки вступили во владение и сохранился нетронутым поныне. Участок потолка в задней части кафе с накладными плитами был обнаружен Гавелкой в середине 60 годов.
Начало войны в сентябре 1939 принудило Гавелок закрыть новое кафе. Когда Гавелkи вернулись в 1945 в Вену, они увидели, что их кафе как будто чудом пережило войну без единственного разбитого окна, хотя многие соседние дома были почти разрушены. Дом был также одним из первых, которые были снова подключены к общественной сети электроснабжения. Послевоенная Вена наглядно представлена в фильме Керола Рида "Третий мужчина" (действительно бар "Казанова", который показан в фильме,находится рядом с кафе Гавелка), но вопреки недостаткам, разрушенной инфраструктуре и опасностям черного рынка Гавелки были в состоянии приобрести самые важные запасы и вновь открыь кафе осенью 1945. Кофе приготавливался на деревянной печи и когда нчиналась зима сам господин Гавелка должен был брать тачку и собирать дрова в Венском лесу, в то время как госпожа Гавелка заботилась о гостях.
Скоро
кафе стало благоприятно расположенным центральным местом встречи для жителей оккупированного и разделенного города и для тех, которые возвращались с войны или из эмиграции; оно предоставляло идеальную место, чтобы скрыться от бедственного времени. Теплая и мирная атмосфера кафе оказалась особенно привлекательной для писателей и интеллигентов, для многих из них оно стало скоро вторым домашним очагом.
Когда союзники покнули в 1955 Вену, кафе Гавелка приютило таких писателей как Фридрих Торберг, Хаимито Додерер, Хильда Шпиль и Ханс Вайгель. Когда закрылось кафе Herrenhof в 1961 большинство оставшихся членов его влиятельного писательского круга переселились в Гавелку и маленькое кафе стало неоспоримо господствовать как литературное кафе.
Поздние пятидесятые и ранние шестидесятые годы были не только временем большой литературы и художественной активности в Австрии, но и большого экономического роста. Новые бары эспрессо на итальянский манер, которые открывались в это время повсюду в Вене, кажется, гораздо лучше подходили для более быстрого темпа жизни чем традиционное кафе и действительно много больших кафе было закрыто, чтобы освободитть место для банков или автосалонов. Единственная уступка господина Гавелки модерну была устанвка машины эспрессо (которая раздражала некоторых гостей ее шумом), но кафе выжило благодаря лояльности его постоянных посетителей как вневременное помещение.
Художники тоже обнаружили
кафе Гавелка и в середине шестидесятых годов можно было встретить здесь даже некоторых из более молодого, более дикого поколения как Фриденсреих Хундертвассер, Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер, Хуберт Аратим и Вольфганг Хуттер, проводящими ранние часы. Атмосфера спокойного, прокуренного, доминируемого мужчинами помещения для чтения атаковалась молодежной энергией десятилетия (часто к смущению старых литераторов!).
Одна стена улеплена постерами, анонсирующими новейшие выставки, концерты и чтения (выдумка господина Гавелки, нашедшая отклик по всей Австрии), а на другой вывешана увеличивающаяся коллекция господина Гавелки портретов его знаменитых посетителей (купленых исключительно по рыночным ценам!)
Во время шестидесятых и семидесятых кафе Hawelka представляло все, что было свежо и энергично на Венской сцене. Так же, как и основные члены фантастического реализма, постоянными посетителями стали поэт Х.Ц.Хартманн, Фридрих Ахлайтнер и Герхард Рюм, актер Хельмут Калтингер и Оскар Вернер, дирижер Николаус Харнонкоурт, певец Георг Данцер, Андрэ Хеллер и фотограф Франц Хубманн, который сделал кафе бессмертным своими фотографиями, сделанными в течение десятилетий. Известные лица из-за границы никогда не упускали возможности посещать кафе Гавелка, если они были в Вене: Элиас Канетти, Генри Миллер, Артур Миллер и Энди Уорхол, чтобы называть только нескольких. Политики и журналисты устремлялись в кофейню, чтобы обнаружить самые новые тенденции. Толпа приходила, чтобы смотреть и показать себя, и кафе Гавелка стало институцией, и господин и госпожа Гавелка стали такими же известными как и их гости. Реноме кафе Гавелка распространялось вплоть до путеводителей и когда enfants terribles шестидесятых годов были приняты в истэблишмент и заняли подобающие места там, их места в кафе заняли туристы и теми, кто надеялись, что смогут греться под солнцем чужой славы.
Золотой век ушел в прошлое, окружающий мир изменился, но не кафе Гавелка. Музыканты, писатели и художники до сих пор находят там уютное убежище.
Осколок старой Вены, официант во фраке с достоинством и непременной шуткой рассчитал нас. Уходить не хотелось. Но ведь это - не в последний раз...