Рай - вот он, это же мы его разрушаем... Friedensreich Hundertwasser Dunkelbunt Regentag (Friedrich Stowasser)
Не так давно мой друг Артур
aklyon философировал
об окнах... Сегодня, разгребая завалы своих записок из Вены, я наткнулась на - ну естественно, на кого еще можно наткнуться по оконному вопросу? Естественно, на господина, перевернувшего с ног на голову все каноны и понятия классического градостроения и еще при жини снискавшего себе скандальную известность. Прошу любить и жаловать:
Хундертвассер.
"Одни утверждают, что дома состоят из стен. Я говорю, что дома состоят из окон.
Если на одной улице рядом стоят различные дома с различными видами окон, т.е. расами окон, например - дом в югендстиле с окнами в югендстиле, рядом современный дом с голыми четырехугольными окнами без украшений, рядом барочное строение с барочными окными, никто ничего не будет иметь против.
Если же эти три типа окон этих трех домов будут находиться в одном доме, это будет рассматриваться как преступление против разделения рас окон.Почему? Каждое окно по себе имеет право на собственную жизнь... " Так начинается его философское эссе
"Диктатура и права окон на самоопределение" Из Манифеста Фриденсрайха Хундертвассера "Доктор архитектуры" (1990 г.):
"ЕСЛИ МЫ РАЗРЕШИМ ОКНАМ ТАНЦЕВАТЬ, ПРОЕКТИРУЯ ИХ В РАЗЛИЧНОМ СТИЛЕ, ЕСЛИ МЫ РАЗРЕШИМ ПОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНО БОЛЬШЕГО ЧИСЛА НЕПРАВИЛЬНОСТЕЙ, КАК НА ФАСАДАХ, ТАК И В ИНТЕРЬЕРАХ, ДОМА ПОПРАВЯТСЯ, ДОМА НАЧНУТ ЖИТЬ. КАЖДЫЙ ДОМ, КАКИМ БЫ БЕЗОБРАЗНЫМ ИЛИ БОЛЬНЫМ ОН НИ ЯВЛЯЛСЯ, МОЖЕТ БЫТЬ ИСЦЕЛЕН."
Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя - Фридрих Cтовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928(19281215), Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.
Фридрих Cтовассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец - австриец, мать - еврейка. С 1936 года посещал венскую школу в системе Монтессори. Мать Эльза Cтовассер скончалась в 1972 году. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Придуманное им для себя имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).
В 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле.
150 SINGENDER DAMPFER IN ULTRAMARIN III
Mixed Media, Wien, 1959
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Самый известный такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём - хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.
Возле "Дома Хундертвассера" в Вене я не бывала давненько, как-то не по пути все было. А тут решила с пользой провести крохи отпущенного мне времени на дуракаваляние в Вене и освежить память - мои первые впечатления об этом фууристическом месте относятся к 1997 году. Дому тогда было всего -то навсего 10 лет, младенческий возраст.
Здание отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта землей и травой. Внутри некоторых комнат высажены деревья. Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое.
В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.
Info: Hundertwasser-KrawinaHaus
Neubau Kegelgasse 34-38/Löwengasse 41-43, 1030 Wien, Österreich
Entwurf Arch. Univ.-Prof. J. Krawina (TU Berlin), F. Hundertwasser
Planung Arch. Univ.-Prof. J. Krawina, Arch. DI P. Pelikan
Balsaholzmodell erstellt von Arch. Univ.-Prof. J. Krawina, 1980
Kartonmodell erstellt von H. Vetter, 1980
Plexiglasmodell erstellt von A. Schmid, 1980
Hauseigentümer Gemeinde Wien
Baukosten ca. 6 Millionen Euro
Bauzeit 16. August 1983 bis 15. Oktober 1985
Eröffnung 1. März 1986
verbaute Grundfläche 1 092 m²
Anzahl der Wohnungen 50 Wohnungen, 4 Geschäftslokale, 1 Arztpraxis
reine Wohnfläche 3 550 m² (ca. 24 m² pro Person)
Wohnungsgrößen zwischen 30 m² und 150 m²
Wohnungsmiete ca. 5 Euro pro m²
Hausbewohner ca. 150 Personen
Gemeinschaftsräume 2 Kinderspielräume, 1 Wintergarten
Anzahl der Dachterrassen 16 privat, 3 gemeinschaftlich
Gesamtfläche der Terrassen ca. 920 m²
nicht zugängliche Grünflächen ca. 440 m²
Erde auf den Terrassen ca. 900 Tonnen
Anzahl der Bäume und Sträucher ca. 250 Stück
Его автор Фриденсрайх Хундертвассер, самый оригинальный австрийский архитектор. Он получил скандальную известность в 70-х годах, когда явился на телевизионное шоу "Как нам обустроить город" на беседу с бургомистром-женщиной абсолютно голый, но в клетчатой кепке. Хундертвассер сказал тогда, что он готов обустроить австрийскую столицу - для этого надо вернуться к матушке-природе и взять лучшее у нее, отказавшись от прямых линий и используя в строительстве только натуральные материалы.
Nacktdemonstration gegen den Rationalismus in der Architektur im Internationalen Studentenheim,
Wien, 1968
Построенный по заказу городских властей, дом стал доказательством возможности интеграции этого стиля в нашу действительность. Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Всего он использовал восемь типов окон (другие источники насчитывают 13). Если в доме все окна одинаковые, то это похоже на "концентрационный лагерь". В новых городах в школах, больницах, государственных учреждениях выравнивание окон недопустимо.
Сам дом достаточно пестрый - каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования - серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир приметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части здания была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, "деревья-жильцы": растения возвращаются в город, помогают очищать воздух. И это их возвращение в город - некая компенсация за все то плохое, что человек сделал природе. А красота, регулирование климата, кислород, наконец - это непрерывная арендная плата, которую "платят" деревья.
В соответствии с экологическими принципами, Хундертвассер использовал для строительства только кирпич и дерево. Во внутренней отделке стен и полов дома присутствуют природные мотивы (деревья, бабочки, лебеди, совы и утки) в виде аппликации из осколков керамической плитки. Хундертвассер однако не ограничился стилизованными растениями и животными и занялся озеленением дома всерьез: на все плоские элементы здания (крыши, балконы, террасы) была насыпана земля и высажены деревья, кустарники, цветы и просто трава. Как ни странно, столь неожиданное решение дом не испортило, а придало ему особый шарм. Кроме того, по желанию художника строители дома увековечили себя разноцветными отпечатками рук на его стенах. Несмотря на всю фантастичность воплощения, здание вполне соответствует жилым нормам, а также требованиям противопожарной и других городских служб. В доме Хундертвассера есть небольшое кафе, а в доме напротив - спроектированная им галерея с магазинчиками, где можно купить сувениры на тему произведений австрийского художника и архитектора.
В музее художника есть стихи, написанные им:
"Человек чувствует себя заново рожденным там,
где обьединяются творческие силы природы и искусства,
и человек может получить обратно от природы
часть утерянной им доброй совести."
Но Дом Хундертвассера будет стоять, потому что в нем живут одни из самых состоятельных граждан столицы. А в доме будут написаны на стенах его стихи:
"Я прикрываю глаза, как при рождении картины,
и вижу темно-разноцветные дома вместо ужасно светлых стен,
и зеленые луга на крышах, выстроенных из бетона.
Я рад тому, что сам могу стать перегноем,
Похороненный голым и без гроба
Под деревом на собственной земле в Ао Теа Роа..."
Создатель этого ни на что не похожего дома как-то сказал: "Богатство и власть всегда символизировались башнями и куполами. Башня с золотым куполом-луковкой на чьем-либо доме поднимает статус его жильца до королевского уровня". В этом доме есть все - и стройные башни, и золотые купола, но вот такие понятия, как "богатство и власть", плохо ассоциируются с этим разноцветным великолепием. Во всяком случае, если обитатели этой "цитадели" и ощущают себя королевскими особами, то только такими домашними, уютными и "приземленными", причем в прямом смысле этого слова...
Особого внимания заслуживают окна, которых в этом здании наличествует ни много ни мало 13 типов. Они на первый взгляд разбросаны по фасаду едва ли не наугад и отличаются друг от друга не только цветом, но также размером и формой. Создается впечатление, что их расположение определялось не снаружи, а изнутри, хотя на самом деле это совсем не так. Сообразуясь со своей концепцией "диктатуры окон, и их права на самоопределение", Хундертвассер продумывал "оконный вопрос" до мельчайших подробностей, соотнося с ним все другие элементы декора этого здания.
Надо сказать, что он вообще был натурой в высшей степени цельной. Все то, что он еще в юности избрал в качестве составляющих своего творческого манифеста, рано или поздно находило воплощение в его искусстве. Выдвинутая им теория "диктатуры окон" является последовательным проявлением свойственного ему стиля в каждом из его произведений. А декларируемый им тогда же, в молодости, еще один из его принципов - принцип "гармоничного союза Человека с Природой" - просто стал его вторым "я". Но самое главное заключается в том, что все эти принципы и теории он умел идеально сочетать в каждом своем воплощенном проекте. Дом его имени также не стал исключением.
На фоне построенного им в 1991 году Дома искусств Здание, расположившееся в одном из кварталов 3-го округа Вены, вряд ли можно назвать лебединой песней, и все же в этом его, бесспорно, любимейшем, детище нашло свое отражение все, к чему он стремился, за что боролся и что отстаивал на протяжении многих лет своей творческой жизни.
Напротив дома, в который в общем-то и не зайдешь, построен небольшой сувенирный магазин с галереей в стиле Хундертщассера, где можно приобрести кич качественный и не очень, а также перекусить и отдохнуть.
моя подруга Рената
renatar должно быть порадуется пополнению коллекции накрытых столов...
Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:
* Австрия Австрия
o Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
o Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае, 1982-1983
o Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), 1980-1987
o Церковь Святой Варвары, Бернбах, 1987-1988
o Деревенский музей, Ройтен, 1987-1988
o Текстильная фабрика Рюфф и художественное оформление номеров домов, Цвишенвассер, 1988
мне повезло жить неподалеку , но если бы не ткнули носом - и не догадалась бы ...
o Котельная Шпиттелау Вена, 1988-1997
мусороперерабатывающий завод, который венцы называют , sorry, "золотой задницей Вены"
и до нее мы доехали, раз уж пошла такая пьянка, но дождь нарушил все планы и пришлось довольствоваться видами из окна машины...
o Придорожный ресторан в Бад-Фишау, 1989-1990
o Кунстхаус (галерея), Вена, 1989-1991
o Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера), Вена, 1990-1991
o Целебный источник, Цветль, 1992-1994
o Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, 1992-1994
o Спиральный источник I, Линц, 1993-1994
o Онкологическая больница, Грац, 1993-1994
o Посёлок термальных источников, Бад-Блумау, 1993-1997
* Германия Германия
o Фабрика Розенталь, Зельб, 1980-1982
o Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, 1988-1995
o Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана 1981/1982
o Дом на лугах Бад-Зоден (Таунус), 1990-1993
o Wohnen unterm Regenturm Плохинген на Неккаре, 1991-1994
o Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, 1997-1999
o «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, 1998-2000
o Кафе в Гамбурге, 1998-2000
o Вокзал природы, Ильцен, 1999-2001
o Летский сад, Вюльфрат, 2001
o Зеленая цитадель, Магдебург, 2004-2005
o Ronald McDonald Hundertwasser-Haus der McDonald's Kinderhilfe in Essen/Grugapark
o Музей Хундертвассера в Абенсберге, открытие 23 апреля 2007
* Япония Япония
o Монумент XXI века, Токио, 1992
o Детская площадка, Осака, 1996-1997
o Фабрика Майсима, Осака, 1997-2000
o Maishima Sludge Center ,Осака, 2000
* Соединённые Штаты Америки США
o Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа, 1992-1999
* Израиль Израиль
o Спиральный источник II Тель-Авив, 1994-1996
* Швейцария Швейцария
o Крытый рынок в Альтенpайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), 1998-2001
маенькая придорожная харчевня, сувенирные лавочки... все это я наблюдала каждый раз по дороге в аэропорт в Альтенраине - в австрийском Форарльберге своего аэропорта нет, вот и приходилось ходить в обход...
И я очень радовалась, что успела показать хотя бы ее приехавшему в гости папе.
* Новая Зеландия Новая Зеландия
o Общественный туалет в Кавакава, 1999
Хундертвассер умер в свои 72 года от остановки сердца в Тихом океане на борту корабля "Королева Елизавета Вторая". Похоронен на своей земле в Новой Зеландии в Саду счастливых смертей под тюльпановым деревом. Так он хотел. И так он писал: "Кто не чтит прошлое, теряет будущее. Кто уничтожает свои корни, не может расти". "Если формула не прекрасна, она не может быть правильной".
Click to view