Все, что нажито непосильным трудом...

Aug 04, 2017 00:15



Бывают дни, когда вокруг пустота, а бывают такие, что не знаешь, за что хвататься - красоты вместе с матчастью изо всех щелей лезут. Таким был и день в конце апреля - такое ощущение, что уже не одна жизнь прошла. Я вышла из замка Вальтице, оседлала и пришпорила коняшку и - увы мне , паркового хозяйства и той аллеи, что связывает два села, не увидела - доехала до соседнего местечка.



Леднице (чеш. Lednice), по-немецки Айсгруб (нем. Eisgrub) - деревня в Южноморавском крае в Чехии, в которой располагается дворец князей Лихтенштейна. Первые упоминания о поселении относятся к 1212 году. Вспомнилась Рига с датой основания 1201...


Поскольку Леднице первой перешла в руки княжеского дома Лихтенштейнов (это произошло в XIII веке), то её дальнейшая история была неразрывно связана с развитием и обогащением этого рода. В XVII веке там появилась летняя резиденция правящих князей Лихтенштейна. Дворец был спроектирован и сооружён архитекторами Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом, Доменико Мартинелли, и Антон Йоханом Оспелом в барочном стиле.


В 1846 - 1858 годах он был перестроен в неоготическом стиле под руководством архитектора Георга Вингельмюллера.



Вблизи дворца разбит большой английский сад, в котором расположены руины средневекового замка Янув и одиночный 60-метровый минарет, который служит смотровой башней.


В английском парке также есть несколько романтических строений: храм Аполлона, Усадьба на пруду, Римский акведук, Храм трех граций, Приграничный замок. Пальмовая оранжерея в Леднице содержит большую коллекцию тропических деревьев. <.......>


О том, что это конюшни, я догадалась уже на самом выходе из внутреннего двора. До тех пор меня терзали смутные сомнения - где готика?


Чешский средневековый замок Леднице под именем "Айсгруб" (по-немецки - "ледяная яма") впервые упоминается в летописях за 1222 год. В те времена это была небольшая готическая крепость, которую чешский король Вацлав I подарил своему придворному Зигфриду Сиротке в 1249 году.


А уже в начале XIV века этот средневековый чешский замок перешел в собственность одного из самых известных моравских и чешских родов - князей Лихтенштейнов (выходцы из Штирии, которые постепенно приобрели земельные владения по обеим сторонам моравско-австрийской границы), под управлением которых и оставался вплоть до национализации в 1945 году.


Свое сегодняшнее имя Леднице этот средневековый замок Чехии получил в начале XV века. По чешски Леднице означает "ледяная река". Если будете в этом моравском замке весной - попробуйте воду в окружающей средневековый замок Леднице реке Дыйе, и Вы сразу почувствуете справедливость этого названия.


За шесть столетий в собственности Лихтенштейнов этот средневековый чешский замок не раз менял свой внешний облик. После первой реконструкции в духе Ренессанса в конце XVI века, стенам средневековой крепости Леднице пришлось выдержать огонь шведской артиллерии, пытавшейся взять этот замок Чехии штурмом во время Тридцатилетней войны.


Но уже в последней четверти XVII столетия тогдашний владелец Ян Адам Лихтенштейн проводит очередную реконструкцию замка Чехии Леднице в стиле Барокко, скрывшую все следы шведских снарядов.


И, наконец, последняя масштабная реконструкция, придавшая этому чешскому средневековому замку современный неоготический облик, прошла в 1846-58 годах под руководством австрийского архитектора Иржи Вингельмюллера, специально перед этим посланного в Англию для ознакомления с лучшими образцами неоготических замков.


В XIX же веке был наконец закончен и грандиозный проект Лихтенштейнов по соединению в один ансамбль двух принадлежащих им чешских замков Валтице и Леднице, который с 1996 года занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия под именем "Валтицко-Ледницкого ареала".


О славных аристократах я рассказала уже даже больше, чем знала. Помимо храбрости, чести, достоинства и прочих присущих Лихтенштейнам положительных качеств, были они не чужды и простым человеческим радостям и вечным ценностям. Так, в одном из залов чешского средневекового замка Леднице висит портрет беременной женщины, супруги одного из хозяев. В те времена, а было это в конце XVI века, не было принято изображать женщин в столь щекотливом положении. Но, поскольку дама эта за 21 год супружеской жизни родила своему мужу 24 ребенка (причем двойня случилась лишь однажды), то у художника просто не было возможности запечетлеть ее по-другому. Кстати, после смерти супруги, Гартман фон Лихтенштейн женился еще раз и имел от второй супруги еще 10 детей, вот была им головная боль с дележом наследства! " <............>


Прогулявшись по живописным дебрям английского сада, окружающего чешский средневековый замок Леднице, можно полюбоваться различными романтическими сооружениями - храмом Аполлона, храмом Трех Граций, древнеримским акведуком, 60-метровым минаретом в мавританском стиле, со смотровой площадки которого в ясную погоду видно Австрию.


В теплое время года по реке Дыйе плавают речные трамвайчики, с которых можно любоваться всеми местными достопримечательностями.


Еще одно удивительное сооружение - пальмовая оранжерея, также созданная в середине XIX века, хранящая в себе удивительную коллекцию тропической растительности, включая плодоносящие финиковые и банановые пальмы.


Лихтенштейны организовали ее в свое время, чтобы иметь в замке цветы круглый год. Так и повелось: цветущие растения в оранжерее Леднице можно найти в любое время года.


Самое интересное - что весь парк Леднице - это скопированные участки настоящей природы из разных уголков света, “перенесенные” сюда. То есть парковый дизайнер Каневале выбирал приглянувшиеся ему уголки природы и “строил” все это в парке.


Замок на гравюре Johann Adam Delsenbach 1848


Сейчас леса Леднице выглядят как естественная природа, а на самом деле все это спланировал человек. Причем архитектор не только пересадил в парк растения, которые росли в других местах, - он обманул и животных. Например, в Ледницких искусственных лесах и до сих пор водятся редкие виды жуков-рогачей и бабочек.



Интересна система водных каналов в Ледницком парке. В XVIII веке ее начал проводить архитектор Исидор Каневале. Речные рукава он расположил так, чтобы они охраняли замок от больших наводнений. И наоборот, чтобы вода удерживалась в парке во время засухи.


Еще одна достопримечательность Ледницко-Валтицкого ареала - Минарет. Довольно странное строение для чешской архитектуры. Его по заказу князей Лихтенштейнов построил в XVIII веке Йозеф Хардмут - известный архитектор и изобретатель карандаша, который построил также замок Янув Град. Высота Минарета - почти 60 метров, и на самый верх спиралью ведет 302 ступеньки. Вот по ним-то мы и шагали наверх, чтобы посмотреть на округу с высоты птичьего полета. Да так высоко забрались, что оказались даже выше птиц - внизу летали аисты и вили свои гнезда. С верхней части Минарета было видно весь парк и замок Леднице, район Палавы и Белые Карпаты.<..........>

     


Легенда гласит, что на месте Минарета Лихтенштейнский князь Алоис Йозеф I хотел поставить костел. По какой-то причине ему не разрешили это сделать на том месте, где он хотел, и Алоис рассердился. Чтобы показать свою мощь, он решил построить мечеть с минаретом. До мечети дело не дошло из-за неподходящей почвы, однако Минарет в итоге вырос.


Есть и другая версия строительства Минарета. На территории замка можно найти китайский дворец, турецкие бани, римский обелиск, швейцарский мост… Почему бы Лихтенштейнам не захотеть построить исламский минарет? Историки считают, что князья установили Минарет просто потому, что он им понравился, а совсем даже не из религиозных соображений. Иногда вещи - это просто вещи.


Еще одна легенда рассказывает, что строители боялись такой непривычной высоты и не хотели лезть наверх, чтобы достраивать верхние этажи Минарета. Тогда императорский капрал конного полка въехал на самый верх на коне, чем рассеял страхи строителей. После этого строительство Минарета было закончено. Сегодня это самая древняя сохранившаяся смотровая башня в Чехии и, одновременно, одна из самых высоких построек такого рода в неисламской стране.


А вот герб с княжей шапкой заставил тут же подумать и замке Вальтице. Насколько там все серьезно и насколько здесь все - с долей лукавства и игры.


Около ледницкого замка находится парк, который представляет собой всемирно известное произведение паркового искусства. Он состоит из двух частей. Более старая часть находится в северном направлении от замка. Это английский парк с причудливо извивающимися дорожками, живописными группами деревьев, каналами и прудами, по которым можно проплыть на лодке, любуясь видами. С конца XVIIШ века в ледницком парке стали разводиться экзотические древесные породы, для которых были основаны особые лесные питомники.


Выращенные молодые деревья переносились в парк, который впоследствии стал знаменитым именно благодаря своей коллекции североамериканских древесных пород, коллекцией в Европе того времени совершенно исключительной. Но сейчас здесь встречаются деревья многих пород, в частности, наравне со старыми дубами, растут гинкго, псевдотсуги, орех черный, иглицы и другие привычные для центральной Европы виды.



В южном и юго-восточном направлениях от здания замка и от пальмовой оранжереи разбит регулярный французский парк со всеми необходимыми деталями. Прямые дорожки обрамлены подстриженными самшитами. В тенистых аллеях из тиса замерли мраморные статуи. Разбит партер с газоном, геометрическими клумбами и выставленными в кадках пальмами. На клумбах, помимо традиционных бегоний, можно обнаружить пестролистную душицу и лаванду.


Парк существовал в Ледлице еще вокруг ренессансного замка до XVI века. Это были хозяйственные огороды, а также развлекательные садики и цветники владелицы замка. Первые письменные упоминания о благоустройстве сада относятся ко временам Карла I, в частности к 1611 году. Но уже его сын Карел Евсевий (художник, строитель, садовод, а также известный коневод) решил сделать великолепный сад в стиле барокко.


От этого барочного сада сохранился фонтан (ок. 1640-х гг., авт. Петр Маттерна, по проекту Д.Д.Тенкаллы). На рубеже XVIII-XIX веков при князе Йосеф Алоисе I началось строительство парка в стиле барокко и классицизма на огромной территории. Основой парка стала т.н. «Звезда», которая раньше была составной частью ледницкого Нижнего леса и служила для охоты


«Звезда» была образована 8 аллеями длиной в несколько километров, в конце которых открывались виды на небольшие объекты или на другие достопримечательности. На перекрестке аллей, в северной части нынешнего луга «Нового двора», был в 1794 году построен Солнечный храм по проекту архитектора Йосефа Гардтмута (снесен в 1838-м).


В парке можно увидеть еще несколько творений Й.Гардтмута (он, кстати, был еще и известным изобретателем. Его главным патентом является современный карандаш). Это Акведук (1805), «Новый двор» (18009-1810), Колоннада на Райстне (1810), Замок Поганско в стиле ампир (1810-1812). Самое интересное творение архитектора - Янов град (1807-1810), стилизованные руины старинного охотничьего замка.


Он был выстроен по прихоти Яна Лихтенштейна и расположился на полуострове, образованном изгибом реки Дыйи. Двухэтажное здание с большим рыцарским залом и квадратный двор, окруженный высокими полуразрушенными стенами с обходной галереей и четырьмя угловыми башнями (также полуразрушенными) производят незабываемое впечатление.


Зодчий Франц Энгель работал в Ледницком парке над Храмом Аполлона (1818-1819), павильоном «Три грации» (1824), получившего название за стоящую перед ним скульптуру с тремя грациями и «Пограничным замком» (1826-1827), находившимся на границе между Моравией и Нижней Австрией. <...........>


Современный вид дворец обрел уже в XIX веке - неоготика в стиле Тюдоров. Ледницкий замок на сегодняшний день может служить ярким примером изменчивости вкусов и привычек его хозяев, которые в разные годы вносили существенные коррективы в его внешний вид и интерьер. Самое первое упоминание о Ледницком замке датировано 1245 годом, когда в местной летописи был найден факт его посещения королем Чехии Вацлавом I. Тогда замок представлял собой средневековое фортификационное сооружение, выполненное в готическом стиле.


Кассы наконец-то открылись. В васокий сезон работают наверняка без перерывов, а тут мало того, что пршлось побегать в поисках, так еще и подождать пришлось - открывают строго дозированно к началу очередной экскурсии


Первым представителем семейства Лихтенштейнов, который начал перестройку замка, является Карел Еусебиус, достаточно молодой человек, получивший прекрасное образование за рубежом. В отличие от своих воинственных предков он не интересовался политическими дрязгами и военными конфликтами, поэтому всю свою энергию сосредоточил на сооружении архитектурно-паркового ансамбля, который бы смог прославить его род в веках.


И это ему вполне удалось. Даже сегодня посетители замка замирают в немом восхищении перед талантом зодчих прошлых веков, которым удалось создать такое чудо. При этом архитектурные контуры дворца, с его стрельчатыми окнами и острыми зубчатыми башнями, удивительно гармонично смотрятся с окружающей его ухоженной растительностью парковой зоны, вместе образуя законченный вид изящного комплекса.


Интерьеры этого средневекового замка Чехии поражают воображение сочетанием аристократического духа с романтической атмосферой этого места. Все залы замка Чехии Леднице имеют названия, под стать которому выдержаны их интерьеры.


Охотничий зал украшен чучелами птиц и животных, Африканский - трофеями, привезенными из Африки, Китайский кабинет декори рован обоями из рисового папируса с богатым орнаментом.


Один из самых роскошных - Бирюзовый зал, названный так по доминирующему цвету его отделки, служит местом выставки портретов династии Лихтенштейнов.


Находясь внутри замка, и переходя из одного прекрасного зала в другой, не устаешь поражаться продуманности и блеску каждой, даже самой незначительной детали интерьера. Например, в «Охотничьем зале» хранится огромное количество чучел прирученных орлов, с которыми прежние хозяева предпочитали отправляться на охоту.


Многие коридоры и стены Ледницкого замка украшены всевозможными военными трофеями и символами ратной доблести представителей династии Лихтенштейнов. На одной из них висит боевой стяг, на котором гордо красуется надпись, перевести на русский язык которую можно как «За короля и Отечество». Именно под этим знаменем один из славных потомков рода Ян Йозеф I Лихтенштейн сражался со своим полком под знаменитой деревушкой Аустерлиц.



Небольшая охотничья галерея ведет уже от помещения касс к совершенно невероятной лестнице.


В отделке интерьера архитекторы и дизайнеры того времени широко использовали деревянные элементы, выполненные из дорогих пород, которые придавали помещениям домашний уют и практичность и в то же время выглядели богато и великолепно. <........>


Сегодняшний облик замок приобрёл в 1846-1858 гг., когда князь Алоиз II Лихтенштейн решил, что Вена не подходит для проведения в ней летних торжеств, и приказал переделать Леднице в представительскую резиденцию в стиле английской готики. Для проведения пышных встреч европейского дворянства служили парадные залы на первом этаже (сегодня это 1-й экскурсионный маршрут), оснащенные резными потолками, деревянной отделкой стен и изящной мебелью.


Буквально в самом начале экскурсии (которая, кстати, в апреле - одна единственная, выбирать не приходится) натыкаешься на сказку в дереве.


Секрет в количестве колонн-подпороk, что поддерживают все пролеты трех этажей - их настолько мало, что диву даешъся, как эта конструкция вообще еще сохраниласъ.


Тут посетители могут увидеть чучело мифического белого единорога. Правда, как объясняют гиды, его образ вымышленный, а страшный рог выполнен из бивня нарвала, - морской рыбы, которая водилась в Северной Атлантике.


В одном из залов стоит обратить внимание на обои из рисового папируса. В левом крыле замка есть винный магазин, где продают напитки местного производства. В винных погребах часто устраиваются дегустации.


На 2-м этаже замка вы можете посетить частные покои Лихтенштейнов. На 3-м этаже находятся комнаты детей и их гувернанток вместе с музеем кукол Милана Книжака. <.............>


Что мне напоминает это Тюдорское великолепие - думала долго. И только теперь поняла. Лаксенбург (о нем я пела песни вот тут) . Тот самый потешный замок неподалеку от Bены - со всеми обязательными для историзма башенками, завитушками, финтифлюшками и прочими многочисленными деталями. Кто обезьянничал у кого? Лихтенштеины ли утерли нос Габсбургам или остановились на боевой ничьей - история умалчивает.


В «Африканском зале» хранятся многочисленные трофеи и достопримечательности, собранные представителями рода Лихтенштейнов, посещавших в разное время черный континент. Среди них много шкур редких животных, национальной африканской одежды, предметов быта и украшений.


Не меньший интерес у туристов вызывает и ванная комната, оборудованная емкостью для мытья, выполненной из огромного куска цельного мрамора приятного розоватого оттенка. Неподалеку от ванны расположилось чудо того времени - персональный унитаз, сделанный в причудливой форме рыбы. Интересно и то, что дровяные печи, которые применялись для обогрева залов в холодное время года, были оборудованы только в нижней части замка, а теплый воздух подавался через хитроумную систему латунных трубок, которые выводились в каждое помещение дворца отдельно. <..........>


Здесъ пора, пожалуй, присесть на пенек и сьесть пирожок
[А под споилером - кино]

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Лихтенштеин, Чехия, Путешествия, замки

Previous post Next post
Up