Горячее солнце, горячий песок

Jul 05, 2017 13:07



«Мы сыты по горло Бен-Гурионом, - писал второй премьер-министр Израиля Моше Шарет о первом.
- Но все же мир был бы гораздо скучнее без этого человека, над загадкой которого мы не перестаем размышлять». <...............>В Израилe сам начинаешь вскакивать ни свет ни заря. И даже не из-за так любимой мной жары - отпуск даетсянам не так уж часто и использовать его нужно так, чтобы не бло мучительно больно за бесцельно прожитые минуты. А впереди предстояло нечто, чего я не видела , пожалуй, никогда в жизни. Оля вывезла меня в пустыню.


Не́гев (ивр. ‏הנגב‏‎ [ɦaˈnegev], др.-евр. הַנֶגֶב‎ [ɦanˈnɛɣɛv]; араб. النقب‎‎‎ ан-На́каб, ан-Накб) - пустыня на Ближнем Востоке, располагающаяся в Израиле (занимает около 60 % его территории). Площадь - 12 000 км². Негев ограничен долиной Арава на востоке, заливом Акаба (Эйлатским) на юге, Средиземным морем и Синайской пустыней на западе, на севере простирается до Иудейской пустыни, Иудейских гор и прибрежной равнины. Границы Негева в значительной степени условны - в частности, восточную и западную границу принято проводить по линии международных границ. Регион Негева принято делить на собственно Негев и Северный Негев.


Собственно Негев представляет собой высохшую пустыню. В Северный Негев проведён Всеизраильский водопровод, что дало возможность превратить его в зону интенсивного земледелия. Здесь находится множество мошавов и кибуцев, а также города Сдерот, Нетивот, Офаким.


На территории Северного Негева также находится сектор Газа (почти 100 % водоснабжения которого также осуществляется всеизраильским водопроводом). В собственно Негеве расположены города Димона и Арад. Границей между Северным Негевом и собственно Негевом считается район Беэр-Шевы.


Но едем мы не просто в пустыню.Собственно целей - две. Одна - отдатъ дань уважения Бен Гуриону, который захоронен в пустыне, в национальном парке Эн Эвдат, и до кучи осмотреть сам парк.


Дави́д Бе́н-Гурио́н (ивр. ‏דוד בן-גוריון‏‎; урождённый Давид Йосеф Грин (идиш ‏דוד יוסף גרין‏‎); родился 16 октября 1886, Плоньск, Российская империя - 1 декабря 1973, Тель-Авив, Израиль) - израильский политический и государственный деятель, крупный деятель сионизма, лидер еврейского рабочего движения в Палестине, председатель Еврейского агентства Израиля (1935-1948), премьер-министр Израиля (в 1948-1953 и 1955-1963 годах), министр обороны в первых десяти правительствах Израиля, министр транспорта в третьем правительстве Израиля


Давид Бен-Гурион 14 мая 1948 года зачитал Декларацию независимости Израиля и возглавил молодое государство. Именно под руководством Бен-Гуриона Израиль отстоял свою независимость в Арабо-израильской войне 1947-1949 годов.


Бен-Гурион считается одним из отцов-основателей Израиля, именно он заложил фундамент еврейского государства, напрямую повлияв на решение ключевых вопросов и формирование основных институтов Государства Израиль. В 1906 году, в составе второй алии, Давид Грин эмигрировал в Палестину, находившуюся тогда под владычеством Османской империи.


Но до встречи с легендарной личностью еще сотни две шагов по петляющей дорожке, выложенной желтым кирпичом. Оазис полон флоры и фауны (и это я еще даже не догадываюсь - насколько, а Ольга молчит, как партизан). Зависла, глядя на брачные или не очень игры непонятных, но очень красивых пернатых. Как звать - не знаю. Решила записать в удоды.


Каллистемон. Ураааааа! Я запомнила название!!!!!! Сильно напоминает ершик для мытья бутылок и вызывает неизменный живой интерес в любом народе, моющем бутылки.


Бен-Гурион, как бы сказали сейчас, был «политическим тяжеловесом». Он стал первым премьер-министром государства Израиль в 1949 году, а впоследствии еще дважды побывал на этом посту. Леви Эшколь, решивший измерить политический вес Бен-Гуриона, в попугаях в армейских дивизиях, счел, что он «как премьер-министр Израиля стоит, по крайней мере, трех». <.........>


Почему наличие здесъ солдат удивило? Могила такой легендарной личности, тем более - министра обороны Израиля - подразумевает. И присягу на этом месте, и парады и прочие мероприятия, но удивило. В своём завещании Бен-Гурион просил похоронить его рядом с женой, на вершине каменного утёса недалеко от Сде-Бокера. Согласно его пожеланию на похоронах не произносили речей, также не было оружейного салюта


Плато, на котором покоится захоронение, выбрано очень грамотно. Вид, что открывается с него, ошарашивает в первый момент и завораживает во все последующие.


С него открывается вид на каньон и национальный парк. Неудивительно, что человек пожелал лежать именно здесь.


Здесь я чуть не выронила фотоаппарат - фауна оказаласъ на расстоянии вытянутой руки без намордника. К этому я готова не была.


Большинство современников характеризуют Бен-Гуриона как человека крайне авторитарного. Однако, как это часто бывает, сам Бен-Гурион такого мнения о себе не разделял. «Он терпеть не мог, когда его обвиняли в том, что он руководит партией, а позже - правительством, с авторитарных позиций, - вспоминала Голда Меир. - Как-то на партийном собрании, услышав это обвинение, он воззвал к министру, которого считал безупречным в смысле интеллектуальной честности.


„Скажи, Нафтали, - спросил он, - разве я веду партийные собрания недемократично?“ Перец Нафтали задумчиво ответил: „Я бы скорее сказал, что партия, самым демократичным образом, всегда решает голосовать так, как ты хочешь“. Поскольку у Бен-Гуриона совершенно не было чувства юмора, то его полностью удовлетворил этот ответ, - кстати сказать, не грешивший неточностью».  <.........>


Бен-Гурион ушёл со всех постов из-за усталости. Находясь уже несколько лет у власти, он выполнил много важных задач: были заложены основы Государства Израиль, население страны было увеличено в два раза, была создана израильская армия, был определён политический курс молодого государства, всё это было заслугой Бен-Гуриона. Однако на него сильно влияли политические перипетии, разногласия в его же партии, необходимость постоянного поиска компромиссов.


Всё это привело его к разочарованию. Отставка Бен-Гуриона носила также идеологический характер, в этот период его посещают мысли о том, что он, как и все жители Израиля, должен способствовать освоению страны. Он принимает решение переехать в кибуц Сде-Бокер, который он увидел ещё весной 1953 года, возвращаясь из Эйлата. 14 декабря 1953 года Бен-Гурион и его жена Полина покинули свой дом в Тель-Авиве и переехали в барак в кибуце Сде-Бокер.


В свой первый рабочий день бывший глава правительства занимался перевозкой навоза. Он чувствовал себя как обычный кибуцник, однако к нему постоянно приходило множество писем, ни одно из которых он не оставлял без ответа. Также в кибуц часто приезжали высокопоставленные чиновники, чтобы спросить совета Бен-Гуриона по тому или иному вопросу. Биограф Бен-Гуриона Михаэль Бар-Зохар утверждает, что это было связано с нехваткой авторитета у действующего главы правительства Моше Шарета. После того, как из-за неудачной операции военной разведки в отставку ушёл Пинхас Лавон, соратники Бен-Гуриона уговорили его вернуться в правительство, и он дал согласие, записав в тот день в дневнике: «Армия и оборона прежде всего»


21 февраля 1955 года Бен-Гурион с женой Полиной прибыл в Иерусалим. Первым существенным шагом Бен-Гуриона на посту министра обороны было проведение карательной операции против египетской армии в секторе Газа. Эта акция послужила ответом на убийства мирных израильтян у границы Газы. 149 израильских парашютистов под командованием Ариэля Шарона вступили в бой с египтянами, которые в результате потеряли около сорока человек убитыми и более тридцати ранеными, израильтяне же потеряли всего восемь человек.

  

В 1970 году Бен-Гурион окончательно покинул кнессет и отказался от участия в политической жизни страны. Он занялся мемуарами, в которых возвращался к своей юности и молодости. Биограф Михаэль Бар-Зохар отмечает умиротвореённость Бен-Гуриона в этот период: тот больше никого не критикует, а наоборот, примиряется со многими своими оппонентами. Нейтральные отношения у него устанавливаются с Голдой Меир, Менахемом Бегиным и Пинхасом Лавоном.


"Великие люди нередко бывают маленького роста. Вот и Бен-Гурион был одним из самых маленьких политиков прошлого века. Его рост составлял всего 150 см. Известный израильский писатель Амос Оз пишет в этой связи о великом разочаровании, постигшем его при встрече с политическим гигантом: "В пространстве аскетически простого кабинета расхаживал мелкими, быстрыми шажками <…> некий человек, который выглядел совсем как Бен-Гурион, но который ни в коем случае не мог быть Бен-Гурионом. Каждый ребенок в Израиле, даже детсадовец, знал в те дни, хоть разбуди его глубокой ночью, как выглядит Бен-Гурион. Но поскольку телевидения тогда еще не было, то я, само собой разумеется, полагал, что «отец нации» - гигант, чья голова упирается в облака. А этот самозванец был человеком плотным, невысоким и округлым, словно беременная женщина, ростом менее чем метр шестьдесят. Я был потрясен. Почти оскорблен." 


Как известно, Бен-Гурион не был религиозным человеком, однако полагал, что религию - как фактор политического влияния - рано сбрасывать со счетов. Именно поэтому он оставил в ведении раввината институт брака, освободил ортодоксов от службы в армии, а выходным днем объявил субботу. «Я не хожу в синагогу, - говорил Бен-Гурион, - но синагога, в которую я не хожу, - ортодоксальная синагога». А английский писатель и публицист Хаим Бермант остроумно заметил, что «хотя сам Бен-Гурион не верил в Бога, иногда можно было подумать, что Бог верит в него». <.........>


Лев пустыни. Мысленно отдав должное, мы спускаемся в национальный парк. Где незнакомая фауна продолжается.


Национальный парк Эйн-Авдат, вход в который проходит через Мидрешет Бен Гурион - это один из самых живописных туристических маршрутов пустыни Негев. При приближении к парку становится все более зелено, а на въезде, в устье пересохшего ручья Цим, шумит пальмовая роща.


Древние набатейцы, пересекая пустыню по Пути Благовоний с караванами, гружеными духами и пряностями, останавливались в этом оазисе на привал. Здесь река Цин низвергается в тесное меловое ущелье, а далее образует еще несколько водопадов и бассейнов. На протяжении маршрута есть три родника: Эйн Мор, Эйн Авдат и Эйн Маариф.

  

Берега водоемов покрыты густыми зарослями, а над ними поднимаются складчатые, похожие на слоеный пирог, скалы, которые в результате выветривания приняли совершенно фантастические формы.


Эйн-Авдат можно пройти по двум маршрутам. На более коротком и легком кольцевом маршруте можно увидеть только часть красот парка и вернуться к точке отправления. Второй, гораздо более длинный и трудный, но настолько же более зрелищный, поведет туристов вверх, по железным ступенькам, вбитым в скалу, к пещерам монахов-отшельников византийского периода, и еще выше - к смотровой площадке, откуда открываются захватывающие виды.


Мы пошли, само собой, по нижнему. А наверх потом доехали отдельно на машине.


Для желающих  - как добраться и прочее вот тут. С давних времен Эйн Авдат привлекал людей своими источниками воды. Люди использовали ёмкости, привязанные к верёвке для поднятия воды из родника, находящегося на дне каньона. Каньон является частью национального парка, который включает и раскопки древнего набатейского города Авдат, который располагался в 3 км южней.


Обратила внимание на камни - едивительные. Возможно - вулканического происхождения. Внутри - сплошь черные, это сверху их занесло песком.


Возраст каньона составляется десятки тысяч лет. Он представляет собой множество причудливых форм рельефа: интересных скал, пещер и промоин.


В парке Эйн Авдат протекает река Цин, которая, проходя по равнине, обрушивается водопадом на дно узкого ущелья из белых меловых пород и образует несколько водопадов и бассейнов. На берегах реки растут рощи евфратских тополей.

   

Стены каньона очень круто уходят вверх, на них можно увидеть слои меловых отложений. Из этого можно сделать вывод что раньше тут было глубокое море. Море  «Тетис» так как меловые отложения образуются по мнению геологов на глубинах от 100 и более метров. Между слоями мела черными линзами просматриваются слоя кремня. Как образуются кремневые пласты до сих пор нет точного и однозначного мнения среди ученных. <...........>


Парк "Эйн-Авдат" признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. В парке созданы специальные экспозиции, посвященные истории возникновения набатейского города Авдат, а в туристическом центре можно посмотреть фильмы, посвященные истории этого места.


Как сообщает РИА "Новости", программа восстановления национального парка, на которую властями Израиля было выделено 2 миллиона долларов США, включала реконструкцию разбитых каменных блоков, византийских храмовых колонн и удаление многочисленных граффити.


Первые раскопки здесь были произведены в 1902 году, а после 1958 года на этом месте был создан национальный парк. Однако 5 октября 2009 года два вандала, один из которых был охранником парка, в отместку за снос незаконных построек в Негеве разбили сотни археологических находок и разрисовали древние стены. <..............>


"Национальный парк Авдат, некогда богатый и важный город Набатеев в Негеве. Первые находки на территории Авдата, относятся к эллинистическому периоду, но главными периодами развития города, являются римский и византийский. Большие города зависят от больших дорог, и как раз одна такая проходила через Авдат. Ее называют дорогой пряностей или дорогой благовоний(мирра, ладан), которые Набатеи огромными караванами перевозили из аравийского полуострова в порт города Газа."


Еще пара шагов - и хочется сесть. И больше уже не двигаться. А смотреть, смотреть, и смотреть.

  

Караваны доходили от 1.500 до 4.000 верблюдов, плюс сопровождение и охрана и все эти рты нужно было чем-то поить. Набатеи народ, который жил в пустыне и знал, как ее использовать. Выращивая верблюдов и мелкий скот, они делали «заначки» воды и умели очень хорошо их спрятать. Про Набатеев пишут, что только им известны подземные хранилища воды в пустыне.


Дело в том, что ручьи делятся на те, которые текут все время, и те которые текут только в сезон дождей. В пустыне зачастую можно встретить только сезонные дожди.


Техника была такова; в одном из берегов ручья вырывали большую цистерну, перед которой делали углубление. Углубление служило фильтром, в котором оседала грязь и камни, несомые потоком, а уже более чистая вода заполняла цистерну.


Вход цистерны всячески пытались замаскировать, а карта местонахождения цистерн зачастую находилась в голове у Набатеев.


Ранее про Набатеев писали, что это народ, не стоит дом, не сажает деревьев и не пьет вина, но знакомство с римской культурой и, особенно с несметными богатствами Рима, наложило свой отпечаток, и на этот народ венцом развития которого стала известная всем Петра.


Название города, ныне национального парка приписывают Авдату II (30 - 9 д.н.э) который правил городом, и был похоронен в нем. В период его правления, город включал в себя большой Набатейский храм, загоны для верблюдов, военный лагерь для охраны караванов, большую мастерскую для изготовления горшков и, конечно же, жилые дома.

  

Если я все правильно понимаю, развалины города как раз и находятся наверху. Но мы подьедем туда более удобным образом


В 106 году римская империя прибрала к рукам Набатейское царство, и сделало его частью провинции Арабика. Дальнейшее развитие города включало в себя постройку храма название, которого можно перевести как Храм Зевсу Обода (Авдат) и Афродите, а так же новые жилые кварталы, постоялый двор и пещеры для захоронения.


Ближе к 350 году, храм Зевсу сменила византийская церковь, рядом с которой построили баптистерием, в котором окунали новых в последователей христианства.


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.... Михаил Лермонтов Три пальмы


Когда подьезжаешь к пропускному пункту (а билеты , купленные на входе в нижнюю часть, действительны и тут), оказывается, что пальм-то больше!


По прошествии примерно 100 лет у первой византийской церкви появилась вторая, а так же было выстроено здание монастыря. Часть пещер, которые ранее использовались для захоронения стали использовать в других целях, среди которых жилье и производство вина и масла.


В 636 году пришло очередное завоевание на подобии того что было в 50-70 годах, только у них на этот раз была другая вера. Ислам пришел в Набатейские города (Мамшит, Авдат, Шивта, Халуца, Ницана) большая часть из которых короткое время после его прихода, просто перестали существовать.


Одна из причин прекращения существования набатейских городов была запрет на выращивание винограда. Так как набатеи, а затем набатеи принявшие христианство выращивали виноград, то большая часть их финансового потока перестала существовать.


Город Авдат находится на высоте около 620м и окружен довольно большими долинами вокруг. Сегодня только в некоторых местах мы можем видеть виноградники, а ранее в период расцвета большая часть этих долин была занята сельским хозяйством.


Система плотин, цистерн для сбора воды и лиманов помогала Набатеям не только выжить, но и зарабатывать своим трудом. Сегодня судить об этом мы можем только по останкам виноделен которые находим в Авдате и маслодавильням, которые говорят так же о выращивании оливковых деревьев. <.......>

  

На прощание пустыня подарила напоминание о верблюдах на дороге и о том, что едем мы "да по той стороне, Что в обстреле была так темна и опасна"

image Click to view


Израиль, Путешествия

Previous post Next post
Up