Ерушалаим (1995)
К 3000 - летию Иерусалима (перевод на иврит Э. Велиулина)
Ерушалаим. Церкви и мечети.
Ерушалаим. Все мы твои дети.
Все религии мира здесь - в центре Земли.
Город счастья и любви. Чистой Любви.
Ведь не может быть иначе:
Ведь все мы здесь, у Стены Плача,
Для всех для нас ты узнаваем,
Ерушалаим.
Ерушалаим. Город Элохима*.
Ерушалаим. Ты древнее Рима.
Пусть другие есть на свете города,
Но один Ерушалаим - Ир-агада**.
Каждый на кадур-аарец***,
Будет индус он иль китаец,
Познает, что для всех Шамаим****
Ерушалаим.
Ерушалаим. Ат hora шеляну.
Ерушалаим, ат тамид итану.
Ми яхоль лёмар ше ат ло атика,
Ми яхоль лёмар, ше ат ло цэира?
Ат бат шлёшат аляфим,
Кулям лир-от отах хольмим.
Ану црихим отах кмо маим,
Ерушалаим!
Трансляция:
Иерусалим - ты наш прорадитель.
Иерусалим - ты всегда с нами.
Кто-то скажет, что ты древний,
Кто-то скажет, что ты молодой...
Тебе 3000 лет.
Ты открыт всем.
Ты нужен нам как вода,
Иерусалим!
* бог
** город-сказка
*** Земной Шар
**** Небо
[Татьяна Воронова]
Израильские понедельники , даже если эти понедельники-отпускные, мало чем отличаются от понедельников ,скажем, швейцарских или австрийских. И даже метеослужба, нагадавшая мне дорогу дальнюю под проливным дождем, черт ее побери, не ошиблась. После как обычно гнусного завтрака в большом и холодном зале и знакомства с интереснейшим на мой взгляд техническим приспособлением я выползла в холл, упакованная во все, что нашла в багаже - холод на улице чувствовался даже в помещении. Ветер был пронизывающий и атмосфера была мерзопакостная.
В холле постепенно собиралась группа сподвижников в количестве 6 человек, как выяснилось в процессе. Именно в понедельник моя нервотрепка и пребывание в неизвестности по причине полного молчания принимающей турфирмы закончилась - гид-руководитель группы и шофер одновремейно позвонил утром в номер, представился (на правах рекламы, ибо гид великолепный, иврито-англо-немецкоговорящий, душечка и вообще, поэтому: ELI Ballin Tel/Fax 09-7494679, Mob. Tel. 050-5505168, email:
eliballin@yahoo.com), назначил свидание , в общем прибрал к рукам, а то я страшно переживала, что меня бросили на произвол судьбы на чужбине и писала гневные письма в свою турфирму в Свиссе. По дорогому интернету - уроды, другого слова не подобрать. 130 шекелей за 2 часа хренового интернета.... за 3 дня проживания я наговорила кучу денег. Кстати, бардак в плане составных тургрупп в это время года запрограммирован - туристов крайне мало.
В плане стоял старый город. Мы доехали уютнои в тепле до Сионских ворот и начали вытряхиваться наружу, спечно раскрывая вырывающиеся из рук от ветра зонтики, натягивая перчатки и шапки--ушанки.
Стоянка там, как я поняла позже, только для автобусов. А вот и первое яркое впечатление. Подьехал армейский автобус, из которого на улицу высыпались ребята с девчатами, одетые в синие, как нам обьяснили, летные комбинезоны и теплые куртки с автоматами за плечами ("там такие Суламифи с автоматом за плечом....")... Мне, как жителю исключительно мирному, такое очень сильно бьет по нервам - а ну как кому пострелять захочется? Наверное к этому невозможно до конца привыкнуть , понять еще сложнее - ощущение нечаянного прикосновения к оружию, когда в давке и толпе тебя обгоняет солдатик ... Еще более невероятной картинка становится у стены плача и возле церкви гроба господня - мир, свет, умиротворение, душа, вера, любовь - и оружие. Но наверное так надо и наверное без второго невозможно первое...
Гроза над Иерусалимом
Cтою, как громом поражённая.
Земля Священного писанья.
Ты - как калека прокажённая,
Горячим солнцем обожжённая -
На грани полного свисанья
Над бездной,
Ты вот-вот исчезнешь. -
Геена заглотнёт тебя -
Со всею красотой и распрями.
И всё, за что стояли насмерть мы -
В пространство бездны колея.
И ты - не ты. И я - не я.
И кто теперь кому судья?!
Вот колесница. В ней - Илья.
Пророк свободно, ладно правит.
И кажется, сейчас раздавит
И Город вечный и меня.
Креславская Анна Зиновьевна
"Наступает ночь и на город обрушивается страшный ураган. "Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его
окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня,четырнадцатого дня весеннего месяца нисана..."
Есть замечательная книжка-сборник "В Израиль и обратно", был куплен и даже прочитан. Но не понят, теперь я понимаю -насколько не понят. Вот тут, у Аксенова:"Мусульманский мир здесь не без основании предьявляет права на недвижимость:после двух с половиной тысячелетий разрушений данные стены построены в 16 веке Сулйманом Великолепным. АРмянский квартал:каменные дворики, свет из-за решеток, лунные отпечатки. Арабский квартал: железные жалюзи лавок, мультипликация бесчисленных кошек" Столько кошек я действительно не видела больше нигде. Они вездесущи и возникают из ниоткуда, гордо проходя мимо и пытаются оттяпать у тебя место под солнцем.
Арабский квартал ассоциируется с булочной - это первое, что открывают в арабском поселении и работают эти арабские булочные ну разве что не 24 часа в сутки - открываются рано и заканчивают поздно
Ершалаим - город сказочный.
Тут собор, а там - базар.
Он прогулочный, пролазочный,
Полу-рай, полукошмар.
Здесь творится несусветное.
И торговля нечиста.
Здесь пречистая, пресветлая
Божья матерь. Лик Христа.
Храмы и мечети сложены
Из камней и черепов.
То помои ль придорожные,
Или, может, чья-то кровь?..
Свято место будет пусто ли?
Где же святость у толпы?
Ершалаим - Иерусалим,
Где пророки, где столпы?
Твоё золото истратили
На кресты и бардаки
Не убийцы и предатели,
А Христа ученики.
Пётр стоит, ключами брякает. -
Охраняет божий рай...
А Иуда в ад запрятывает
Свою рожу, как в сарай.
И Пилат смывает медленно
С рук своих вину за всё.
К Магдалинам стыд наведался. -
Прячут под чадру лицо.
Иудеи правоверные
презирают мусульман.
А вторые, как и первые,
ненавидят христиан.
Где ж любовь и всепрощение?
Видно только в небесах.
Это ж божье воплощение. -
Здесь лишь ненависти прах.
По земному Ершалаиму,
Утомлённые, в пыли,
Жаром огненным пылаемы -
Мы плывём в жаре, как мареве ...
Сколько сил в нём потеряли мы.
Только что мы в нём нашли?
Креславская Анна Зиновьевна
Мы спускаемся вниз и успеваем еще пройти через досмотр к мечетям - золотом сверкает Аль Акса, привлекая к себе взгляды. К сожалению вход в мечети стал невозможен. Даже за деньги. Пришлось любоваться со стороны, спрятавшись в беседку...была такая русская народная сказка, сколько зверюшек под грибом от дождя пряталось... но беседка от дождя больше не становилась, а народу прибавлялось и прибавлялось, пока наконец хозяева жизни мечети вежливо но настойчиво попросили выйти вон-покинуть территорию, наступал час утренней молитвы.)
Уходим огородами к стене плача. И снова - девочки налево, мальчики направо. На площади кстати, имеется туалет, тоже, знаете, немаловажная вещь.
Я уже говорила по горячим следам, что Иерусалим хорош и в дождь. Тем более, что дождь здесь часто вперемежку с солнцем и голубым небом.
"Зазубрины на плитах улицы Долорозо
И по всему арабскому кварталу,
их выбили для конницы Пилата ,
чтобы копыта не скользили."
"В отличие от главной мусульманской святыни мечети АльАКса с ее огромной золотой шапкой, купол храма Гроба Господня теряется среди иерусалимских крыш. Виа Долорозо, т.е. Крестный путь, тоже не всегда различима в лабиринте старого базара."
Мы прошли этот путь, останавливаясь на каждом этапе, обозначенном большой такой круглой цифрой на фасаде от места, где некогда стоял дворец Пилата и где Христос был осужден на казнь до Храма Гроба Господня, спотыкаясь на скользких камнях. Один раз я даже навернулась, чем смертельно напугала несущего за меня материальную ответственность гида :)
В то, что все-оно, именно это, именно то, верится мне лично с большим трудом, пласт истории длиной в 2000 лет оказался неподьемным для воображения. Церковь, построенная на месте оглашения пригивора, крестики-нолики на полу, рассказы гида - официальная и все побочные версии захоронения Христа ... к Храму гроба господня я подошла , заполненная историей по самую макушку.
А потом мы пришли к храму. И увиделся он мне...да простят меня поборники святости и веры, базар-вокзалом в какой-нибудь Жмеринке - дучно, тесно, громко,базарно, люди пихаются, толкаются, мелькают сумки, кошелки...
"Храм накрыл сердце христианского мира:Голгофу, камень умащения Тела Христа, склеп, предоставленный усопшему Христу Иосифом Аримафейским. Все это украшено сейчас бронзой, лампадами, фресками, новыми и старыми, но все-то самое"
Из того же сборника "В Израиль и обратно", теперь Анатолий Найман:
"Меньшее и самое сдержанное и приличное, что можно сказать о человеке, который садится за собственные путевые заметки об этой стране, после тех, которые оставили ней Ной с семейством, Авраам с женой , Лот и жена (особенно она), Иаков и его знаменитые отпрыски, ходившие туда и сюда, Моисей, их и свои впечатления литературно переработавший, Иисус Навин, подведший под этими путешествиями черту, герои Книг Судей и Царств и лично сам Давид, когда путешествовал, когда царствовал, а больше всего, когда воевал, и так далее вплоть до апостолов христианства, - это то, что он, гусь, несколько самонадеян"
Мы гуськом заходим в невзрачный такой по виду домик посмотреть на гробницу царя Давида. И снова девочки налево-мальчики направо. Не выдержала и спросила гида-а каким образом поделили гробницу , перегородив помещение строго посредине стенкой-мальчикам голова девочкам ноги? Нет ответа...
А этажом выше-зал, в котором некогда состоялась та самая тайная вечеря Оливковое дерево стоит примерно там, где стоял стол.
Бенедиктинская церковь, чем она славна, уже и не вспомню, история не просто не умещается в голове, она вылезает из ушей и высыпается из всех карманов. Нельзя торопиться и смотреть такой город, как Иерусалим за два дня.
(Dormitio-Abtei,
http://www.dormitio.net/startsion.html)
Временная точка - обеденный перерыв. Мы загружаемся в теплый бусик и едем в Вифлеем, куда гражданам Израиля вход воспрещен. Там нас будет ждать местный гид. И вот тут, у КПП у стен Вифлеема я поняла, каким вижу сегодняшний Израиль. Это страна-зона, где каждый твой шаг определяет колючая проволока, где лужайки и сады служат прикрытием минным полям и катюшам, где хождение в клетках -каждодневная реальность, не вызывающая недоумения.
В Вифлеем забрести - а потом не сносить головы, -
у яслей постоять над грошовой рождественской свечкой…
За углом - варят сахлеб, и запах тахинной халвы,
и ослица кричит, возбудясь преждевременной течкой.
За углом - тыщи лет, и недремлющий снайпер-араб,
напитавший свой гнев не сурою Омара Хайяма.
Он учился в МИСИ, он вчерашний строитель-прораб,
и на лбу его - лентой - зеленое знамя ислама…
Задувает январь полуснегом и полудождем
переулки и улочки те, что оставил Спаситель.
На стене (нацарапано, видимо, острым гвоздем)
неприличное слово. Сказать перевод?
- Не простите…
И горчит пуще прежнего нынче пасхальный кагор.
И сиротским дождям в белый снег превратиться пора бы…
Не Самсоновы лисы - лучи пробегают меж гор.
Не сносить головы - но сносить башмаки,
что вчера я купил у араба.
Палестинский гид оказался плохоанглоговорящим, да и вообще молчаливым. Но за то, что ему приходится влачить жалкое существование за железным занавесом, чаевые он получил отменные.
Куда нас привезли? Естественно в храм, построенный на месте, где якобы родился Христос. Больше увидеть ничего не удалось, но если быть честной с самой собой, я была рада , когда мы увидели приближающийся бусик и стражник разрешил нам выйти за ворота. Жить за глухой стеной куда лучше, чем жить в зоопарке
Здесь тоже все было перемешано - религии, конфессии, нации, расы... шла служба в армянском углу
Сразу возле "границы" свободного мира в Вифлееме есть ресторанчик, где кормят отменными фалафелями
Подкрепившись, мы поехали оптичивать еще один пункт нашей многострадальной на этот день программы - Гефсиманские сады. Церковь мне не понравилась-темная, хмурая, мрачная. А вот оливковые деревья - удивительные. И таки все еще плодоносят. Совсем рядом стоит русская православная церковь, но ее в нашей программе не было. Было по-прежнему холодно, мокро и ветрено. Все решителкьно высказались за возвращение в гостиницу.