Да здравствует Набукко!

Apr 04, 2016 10:13



Выбираться из дома удается лучше всего в праздники , когда в запасе имеется целых три дня выходных. Обрадованная фактом предстоящих выходных, я еще зимой взяла билет в - хм, кто бы догадался? - очередную оперу. на сей раз исследовать я решила Словакскую оперу в Братиславе. Тем более, что и до Словакии до сих пор как-то не доводилось добираться. Интересно, что из 10 опрошеных (нечаянно, не нарочно) коллег - любителей искусства в братиславской опере не был никто, да и в самой Братиславе тоже. Не ездят штирийские хлопцы и молодицы в этом направлении. Это для меня сто верст не крюк, аки для бешеной собаки.


О том, как я добиралась и о прочих маленъких словацких радостях, вылившихся в простудное огорчение, я расскажу потом, сначала об искусстве.


Словацкий национальный театр (словацк. Slovenské národné divadlo) - театр в Братиславе, самый старый и профессиональный театр страны. Расположен в двух зданиях - историческом здании театра, построенном в 1884-1886 годах на площади Гвездослава, а также в современном здании, сооружённом в 2007 году на краю центра города вблизи берега Дуная. Проектировали его архитекторы мюнхенской школы Фердинанд Фельнер и Гельман Xельмер, по эскизам которых возведены театральные строения в 48-ми странах Европы (в том числе театр оперы и балета в Одессе на Украине). Про Хельмера и Фельмера уже даже и упоминать скучно, настолько наследили они в австро-венгерской империи. Куда ни ткнисъ - всюду они.


В центре старого города расположена одна из самых красивых и зеленых площадей города -  Хвездославова, названная так в честь  известного словацкого поэта, писавшего свои стихи под псевдонимом Хвездослав.  Весной и летом эта площадь превращается в тенистый парк-скверк, на краю которого  располагается одно из самых красивых зданий города - Национальный, или народный, театр.

 

Театр был построен еще во времена Австро-Венгерской империи, на месте старого деревянного Сословного театра, существовавшего на этом месте еще с конца восемнадцатого века.


Театр построили известные австрийские архитекторы, которые создали театральные здания еще в десяти европейских городах.  Национальный театр построен в стиле венской оперы, а открыл он свои двери для любителей оперы в 1886 году и вмещал в то время достаточно большое количество зрителей - больше тысячи человек.

 

Крыша здания украшена большим количеством  скульптур во главе с музой комедии - Талией, а перед зданием расположился фонтан Ганимедеса 1880 года - произведение В.Тилнгера (V.Tilgner)- он представляет собой сцену из греческой мифологии о том, как бог Зевс в облике орла похитил мальчика Ганимедеса (После смерти Ганимедес стал созвездием Водолея) и сделал его слугой для богов чтобы тот подавал богам кубки с амброзией. Фонтан является ровесником театра - он был открыт в 1888 году и сделан из бронзы и мрамора.<......>


Словацкий национальный театр объединяет драматический театр, оперу и балет. Был основан в 1920 году Я. Бородачем, О. Орсаковой-Бородачевой и А. Багар после объявления независимости Чехословакии. Первой постановкой, которая была показана 1 марта 1920, стала опера «Поцелуй» Бедржиха Сметаны.


В первые годы существования театром управляли чешские артисты, труппа театра играла на чешском языке лишь чешские оперы «Проданная невеста», «Её падчерица» и др. Однако, 28 апреля 1926 года состоялась премьера первой словацкой оперы «Кузнец Виланд». Начиная с 1930-х, руководство всё более перенимали словаки. До 1936 года в театре выступали две труппы - чешская и словацкая. Ставились драматические, оперные и балетные спектакли.


Вообще, словацкий театр как таковой сформировался только в 1919 году после установления Чешско-Словацкой  республики. Уже в 1920 году была представлена первая опера на словацком языке чешского композитора Бедрича Сметаны.  Словацкий национальный театр балета дебютировал постановкой балета Коппелия Лео Делиба 19 мая 1920. И всё-таки основную часть репертуара играли тогда на чешском языке, потому что не хватало переводчиков, артистов и певцов.


До 1945 года в театре проводились и концерты. Между 1923 и 1930 годом здесь часто выступал Оскар Недбал.


После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации в первый же сезон был поставлен спектакль-поэма по произведениям Д. Бедного, М. Светлова, В. Маяковского и других советских поэтов. В репертуаре театра под влиянием новой политической обстановки появляются пьесы: «Кремлёвские куранты» (1947), «Враги» (1950), «Любовь Яровая» (1952), «Семья» (1951). В 1949 году была поставлена словацкая опера «Крутнява», обошедшая многие зарубежные сцены.


Театр имел две сценические площадки - в здании, построенном в 1886 году, и в помещении 1955 года. 14 апреля 2007 года было открыто новое здание театра, одновременно были закрыты два старых.


Опера и балет Словацкого Народного Театра являются очень популярными среди заграничных посетителей из-за их высокого качества и приемлемых цен. Здание Оперы было построено в эпоху Габсбургов и находится в центре города на пл. Гвездослава.Оперные и балетные постановки сопровождаются субтитрам на словацком или немецком языке, подойдут также и для англоговорящих посетителей. Представления обычно начинаются в 19:00. Программу оперных и балетных представлений вы можете найти на официальной странице Словацкого Народного Театра <.......>


Здешняя опера считается одной из лучших в мире. Театральный сезон в Братиславе не совпадает с туристическим. Но у оказавшихся в словацкой столицы в межсезонье ценителей оперы при наличии времени и денег есть уникальная возможность сравнить братиславскую со знаменитой венской (при визите в столицу Австрии обязательной к посещению и далёкими от этого жанра людьми). <......>


С 1920 года в здании  функционировал народный театр, и в рамках тесных связей с Советским Союзом  на его сцене частенько выступали советские оперные звезды - Шаляпин, Образцова. И сейчас в словацкую оперу билеты обычно раскупают, как минимум, за месяц - спектакли очень любят посещать иностранцы, специально для них оперные постановки сопровождают субтитрами на английском и немецком языках.


Рядышком с Национальным театром оперы и балета располагается еще одно здание под названием Редут, когда-то служившее театром, построенное также в конце девятнадцатого века. Сейчас в нем размещается одно из самых крупных и самых старых братиславских казино, национальная филармония и небольшой уютный ресторан.


Эти заведения мирно соседствуют друг с другом, а в филармонии проходят ежегодные   концертные сезоны  классической и камерной музыки. <......>Знатоки и любители оперного искусства об этом укромном и уютном местечке знают и активно посещают.


Зрительский зал оригинального здания рассчитан на 1 тыс. поклонников оперного искусства. Красивая и изящная люстра на 64 лампочки дополняла освещение зала, снабженного 800 газовыми фонарями. В роскошном интерьере театра использованы фрески Конелия Спаньика, земляка жителей Братиславы, и картины художника из Мюнхена Лео Люттгендорфа-Лейнбурга.


Экстерьер Словацкого национального театра привлекает внимание ризалитовой лоджией и бюстами знаменитых творческих особ, таких как И.-Ф. Гете, Ф. Лист, У. Шекспир. Внутреннее поле фронтона дополнено скульптурной группой с включением в нее Талии - музы комедии.


Напротив постройки установлен известный во всем мире красивый фонтан: для его скульптуры В. Тилгнер использовал образ троянского юноши Ганимедеса, восседающего на орле, под личиной которого скрывался бог Зевс. Фонтан из бронзы и мрамора появился перед театром в 1880 г. <........>


В субботу перед пасхой давали Набукко. Прекрасное сочетание для знакомства с городом. Билеты действительно нужно брать очень заранее - аншлаг. Зал невероятно маленький, но уютный. Экомом-класс на втором балкоме заставляет подобраться и сгруппироваться -коленки всю дорогу упираются во впередистоящие кресла, а локти хорошо бы привязать к бокам резинкой - соседи слева и справа, кажется, упираются в ваши ребра. Но свои 30 евро театр за такую дружбу народов имеет.


«Набу́кко», или «Навуходоно́сор» (итал. Nabucco) - опера Джузеппе Верди на либретто Т. Солера, основанная на событиях, описанных в Библии. (Набукко - сокращённая итальянская интерпретация имени царя Навуходоносора II). Именно эта опера, третья в творчестве Верди, принесла ему настоящую славу. В ней повествуется о бедствиях евреев, об их пленении вавилонянами, а затем отпущении на родину царём Вавилона Навуходоносором. В состав оперы входит знаменитый «хор евреев» Va, pensiero, sull’ali dorate - «Лети, мысль, на золотых крыльях».


Верди писал впоследствии, что «с этой оперы, можно сказать, началась его настоящая деятельность в искусстве». Действительно, «Набукко» имел у публики грандиозный успех.



Критики несколько умеряли восторги публики. Например, опера не понравилась немецкому композитору Отто Николаи. Дело было в том, что он был первым обладателем этого либретто. Он не понял этого либретто, хотя и жил в Милане.


После отказа писать по этому либретто Николаи создал оперу под названием Il proscritto, которая катастрофически провалилась в марте 1841 года. Николаи был принуждён аннулировать контракт с «Ла Скала», после чего он получил известие о триумфе «Набукко» и был крайне возмущён.


Он писал: «Оперы Верди действительно ужасны. Он пишет как глупец и совершенно не профессионален технически, он, должно быть, имеет сердце осла и, по-моему, это жалкий, отвратительный композитор». Саму оперу он характеризовал как «ничего кроме ярости, брани, кровопролития и убийств».


Однако мнение Николаи осталось в меньшинстве. «Набукко» же начал период триумфов Верди, продолжавшийся до конца его деятельности в театре.


Существует легенда, что при первом исполнении Va, pensiero зал потребовал исполнения на бис, что было в то время запрещено. Однако в последнее время установлено, что, хотя Va, pensiero и стало гимном Рисорджименто, но повторяли в тот вечер не его, а хор Immenso Jehova, благодарность евреев Богу за спасение их народа. Но всё же Верди занимал заметное место музыкального лидера Рисорджименто.


Либретто полный текст - вот тут. Должна сказать, что постановка мне не понравилась. Голоса шикарнейшие, оркестру могут позавидовать венские филармоники, а постановка хиленькая. Видимо все-таки нехватка денег. Очень обидно ибо виденые в других театрах постановки отлично бы смотрелисъ на этой сцене и с этими голосами.


Пару слов об организации мероприятия. Видимо есть все-таки связъ между инсценировкой и порядком. бестолково в данном случае и то и другое.


Вместо того, чтобы как в любой нормальной опере , прийдя за час, мирно постоять в одном из многочисленных оперных кафе, двери открыли за полчаса до начала, предварительно помариновав уважаемую публику хорошо - не на морозе.


Когда приходишь в незнакомый театр, стараешъся первым делом наити собственные места, а уж потом, если поблизости наливают, приобщаться к телесным удовольствиям. на все это здесъ просто не было времени. Чем живет их кафе?


В один из антрактов спустилась в подвал - кафе именно там - и удивиласъ пустоте. Когда в опере было такое, что к буфету не стоял хвост голодных? Впрочем это заметки на полях для тех, кого занесет попутным ветром.

image Click to view













Dirigent:
Jaroslav Kyzlink

Regie:
Zuzana Gilhuus

Bühne und Kostüme:
Zuzana Gilhuus

Choreographie:
Jozef Dolinský

Chorleiter:
Ladislav Kaprinay

Nabucco:
Dalibor Jenis

Ismaele:
Ľudovít Ludha

Zaccaria:
Jiří Sulženko

Abigaille:
Anda Louise Bogza

Fenena:
Denisa Hamarová

Hohepriester des     Baal:
Martin Mikuš

Abdallo:
Ivan Ožvát

Anna:
Eva Šeniglová



Было часов 10 вечера когда я вышла из театра. Город укутывал теплой темнотой и приглашал нырнуть в чрные каналы улиц, на которых гулким эхом отдавалисъ чъи-то шаги. Пахло жареным.

театр, Путешествия, Словакия, искусство, Братислава, опера

Previous post Next post
Up