Так вот , значит, географическое положение не оставляло нам выхода - мы стояли, уткнувшисъ носом в тракт святого Михаила ансамбля Хофбург. Здесь я еще раз упомяну
о моем посещении Хофбуурга бог знает сколько лет назад - и заходили мы с другой стороны, и воспринималось все иначе. При всем уважении к площади Героев, но заходить надо толъко отсюда. Нет, правда же, все куда более по-императорски. Это, выражаясь кондитерскими терминами, торт безе-наполеон со взбитыми сливками и позолоченной помадкой. Ах, как я люблю эти белые финтифлюшки....Эта часть Хофбурга умудрилась сохраниться в первозданном виде. Невзирая на революции и войны. Невзирая на неуемную жажду все разрушить до основанья, а затем... Несмотря на моду на абстракционизм во всем.
Справедливость, Мудрость и Сила
Хофбург (нем. Hofburg) - зимняя резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене. Всего в ней 2600 залов и комнат. Некоторые из помещений используются как официальная резиденция президента Австрии.
Средневековый замок вероятно был построен на этом месте задолго до Габсбургов. По документам известно, что уже в 1279 г. австрийские правители жили именно в Хофбурге. Средневековые сооружения, расположенные вокруг ренессансного Швейцарского дворика, включают в себя готическую капеллу XV в. и императорскую сокровищницу, в которой ныне выставлены имперские клейноды императоров Священной Римской империи.
В старинных рукописных книгах существуют записи, из которых следует, что распоряжение о возведении замка-крепости Хофбург было отдано в 1275 г. чешским королем Оттокаром II (1233-1278 гг.), а фундамент крепости был заложен еще раньше - в начале XIII в. Четырехугольная в плане, с башнями по углам, крепость Хофбург была местом пребывания (с перерывами) австрийских властителей по меньшей мере с 1279 г., когда в нее, только что отстроенную, въехал король Германии и основатель австрийской династии Габсбургов Рудольф I (1218-1291 гг.). Его старший сын Альбрехт I (1255-1308 гг.), ставший также королем Германии, начинает строительство первой капеллы при крепости. На месте крепости сейчас располагается Швейцарский двор. В целом эта часть Хофбурга называется Швейцарский тракт по факту службы здесь швейцарских наемных солдат-охранников в XVIII в. Императорская капелла была перестроена, основная часть перестроек относится к 1447-1449 гг. - это самое старое из зданий Хофбурга. Каждое воскресенье здесь выступает знаменитый Венский хор мальчиков. При Фердинанде I (1503-1564 гг.) Швейцарский тракт расширяется, строятся Швейцарские ворота. Они ведут на внутреннюю площадь Ин дер Бург , где устраивались рыцарские турниры, военные парады и публичные суды. Для своего сына, впоследствии Максимилиана II (1527-1576 гг.), Фердинанд построил замок Штальбург, но как резиденция он не использовался, почти весь его заняли конюшни, напротив которых стоит Испанская школа верховой езды, в 2015 г. отметившая свое 450-летие. <
........>
Всего в ней 2600 залов и комнат. Большинство помещений используются как официальная резиденция президента Австрии. Вот так вот просто, без охраны и коридора проверяющих. может быть - потому, что президент редко появляется в своем дворце, а уж работает - и того реже?
Средневековый замок вероятно был построен на этом месте задолго до Габсбургов. По документам известно, что уже в 1279 г. австрийские правители жили именно в Хофбурге. Средневековые сооружения, расположенные вокруг ренессансного Швейцарского дворика, включают в себя готическую капеллу XV в. и императорскую сокровищницу, в которой ныне выставлены имперские клейноды императоров Священной Римской империи.
Практически каждый из императоров династии Габсбургов продолжал расширять и перестраивать столичную резиденцию. Для этой цели они выкупали у владельцев соседние здания, сносили их, после чего возводили на освободившихся участках новые корпуса дворцового комплекса. Так возникла характерная для Хофбурга планировка двориками:
при Фердинанде I появились Швейцарские ворота;
при Максимилиане II - конюшни, позднее переоборудованные под художественную галерею;
при Рудольфе II - крыло с покоями императрицы, впоследствии названное Амалиенбургом;
при Леопольде I - винные погреба и Леопольдово крыло с парадными залами для приёмов;
при Карле VI - грандиозное здание Испанского манежа (где до сих пор живут и выступают кони липицианской породы) и императорская библиотека с пышным скульптурным оформлением (арх. Фишер фон Эрлах);
при Марии Терезии - придворный Бургтеатр;
при Иосифе II - Йозеф-плац с конной статуей императора.
Необьятного обьять невозможно, но не сказать и здесъ тоже пары слов о гениальном Фишере фон Эрлахе просто невозможно.
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (нем. Johann Bernhard Fischer von Erlach; 20 июля 1656, Грац - 5 апреля 1723, Вена) - австрийский архитектор, основоположник и ведущий мастер габсбургского барокко. Родоначальник архитекторской династии Фишеров фон Эрлахов.
Родом из Штирии, Иоганн Бернхард Фишер учился в Риме у Карло Фонтана. По возвращении в Вену занимался восстановлением резиденций вельмож, разрушенных во время нашествия турок. Разработал характерный тип центральноевропейского барочного дворца. Получил в 1696 году дворянство (с добавлением к фамилии уточнения «фон Эрлах») и пост придворного архитектора, который сохранял при трёх императорах. Среди наиболее важных проектов Эрлаха - императорский дворец Шёнбрунн, Зимний дворец Евгения Савойского, дворец Клам-Галласов в Праге, мавзолей Фердинанда II в Граце, здание манежа в Хофбурге и ряд барочных церквей в Зальцбурге, перепланировкой которого он занимался. Итоговый проект Фишера фон Эрлаха - Карлскирхе в Вене - носит подчёркнуто эклектический характер, с расположенными по сторонам фронтона колоннами, которые в чём-то сродни минаретам.
Незадолго до смерти Фишер-фон-Эрлах опубликовал первый в своём роде архитектурный атлас, в котором были воспроизведены и сопоставлены выдающиеся сооружения разных эпох и стран, от египетских пирамид до китайских пагод.
Несколько фактов к строениям между ансамблем Хофшталь и Михаелерплацом:
Ансамбль Хофшталь/придворные конюшни (выставочный дворец) планировался Иоганном Бернхардом Фишером вон Эрлах и строился дальше в 1723-1725 сначала им и позже его сыном Эмануэлем Фишером фон Эрлахом. Весь фронтон здания длиной почти 400 м и строения возникли тогда вокруг северного двора ансамбля.
Прежде всего, в 1850-1854 добавились следующие строения, которые модифицировали первоначальную программу, однако, держались в основной концепции первоначального планирования, а также перенйли почерк первого планирования, в общем, слились в почти гомогенно действующий ансамблъ. Только по-новому спланированый большой зал появился в центре. Печальная задача совершать совершенно неадекватные до и перестройки, а также строительные изменения, представляющие заднюю часть ансамбля весъма и весъма неприглядно, досталась нашему времени
Старый дворец происходит в его самых ранних конструктивных элементах из 13-ого столетия. В следующих эпохах, до 20-ого века, он снова и снова изменялся и расширялся. Только частично гораздо позже созданная перепланировка Старого дворца, особенно в области Михаэлерплатц - по планам Фишера фон Эрлах - определила уже в раннем 18-ом столетии до сегодняшнего дня доминирующую ось симметрии между дворцом и придворными конюшнями (выставочный дворец).
Один из первых эскизов Фишера фон Эрлаха 18 века...
Ворота замка сооружались по планам Петера Нобиле в 1824 в типичном стиле классицизма. Эти ворота возникли вместо более старых, но точно также по об оси Фишера фон Эрлах.
2 больших музейных строения появились после соревнования проектов в 1866 на строительство Художественно-исторического музея, в котором архитекторы Готтфрид Земпер и Карл Хазенауер вышли победителями. Он, а также Исторический музей природы был сооружен этими архитекторами между 1872 и 1881. Также тоже целиком и полностью включили в себя ось Фишера фон Эрлаха.
Позже последовал Новый дворец, в котором размещены сегодня национальная библиотека, музей Эфес и музей этнографии - также по планам Земпера и Хазенауэра. Строить их начали в 1881, под руководством Фёрстера и Омана продолжено все еще по старым планам и закончено 1907 - 1913. Но запланированный пандан на другой стороне оси так и не был реализован. <
.......>
Хофбург - зимняя резиденция Габсбургов, откуда около 600 лет, с XIII века они правили Австрией вплоть до 1918года. И если раньше дворец Хофбург был политическим центром монархии, то сейчас это открытый архитектурный комплекс и официальная резиденция президента Австрии, также здесь расположен знаменитый зал Конгрессов.
Средневековые укрепления на данной территории были построены еще задолго до Габсбургов, но документально известно, что с 1279 года австрийские правители стали жить именно здесь. К этому периоду относится так называемый "швейцарский двор", древнейшая из сохранившихся частей дворца, появившаяся при Фердинанде I.
Хофбург приобрел значение не только, как императорская резиденция, но и как огромный административный комплекс, на территории которого на протяжении веков в каждом поколении жило и работало более 2000 человек. Монархи из династии Габсбургов, образ жизни которых, несомненно, оказывал влияние на внешний облик огромного дворцового комплекса, оставили глубокий след в истории дворца Хофбург.
Михайловские ворота, увенчанные величественным куполом и образующие центральный элемент Михайловского корпуса, обрамленного по бокам фонтанами с монументальными скульптурными композициями, с конца 19 века служат парадными воротами дворцового комплекса.
Von der Kaiserlich-Königlichen Hofburg, in: Fuhrmann, Mathias: Historische Beschreibung und kurz gefaste Nachricht von der Römisch. Kaiserl. und Königlichen Residenz-Stadt Wien, und Ihren Vorstädten, Wien 1770, Dritter Theil, S. 1-13, Digitalisat der Bayerischen StaatsbibliothekСвоим названием корпус обязан расположенной напротив церкви Архангела Михаила - одному из самых древних храмов Вены. Подъезд, расположенный под куполом Михайловских ворот, во времена монархии служил парадным входом в апартаменты Франца Иосифа I. Сегодня здесь расположен вход в Музей придворного столового инвентаря и декора, Музей императрицы Елизаветы и Императорские апартаменты. <
.......>
Кстати есть поверье, что поцеловаться под куполом тракта св. Михаэля приносит удачу в любви.
После сноса городских стен Вены в середине XIX века императором Францем Иосифом было принято решение расширить Хофбург за счёт строительства помпезного «Нового замка» в стиле нео-ампир. Эти строительные работы затянулись до 1912 года и завершены были перед самой мировой войной. К тому времени архитектор-модернист А. Лоос напротив пышного Михайловского крыла выстроил офисное здание, лишённое какой бы то ни было орнаментации. Это шокировало престарелого императора до такой степени, что он больше никогда не выезжал в город через эти ворота.
Из-за начала войны так и не были осуществлены планы устройства колоссального императорского форума на древнеримский манер, была построена только площадь Хельденплац. 15 марта 1938 г. с балкона Нового замка Гитлер провозгласил аншлюс.
Из Габсбургов первым дворец занял наместник Карла V - Фердинанд I. После этой династии здание перешло к кайзеру Священной Римской империи. При первом владельце были возведены Швейцарские ворота. А конюшни появились благодаря указу Максимилиана II. Позже их перестроили в галерею. Известный своим роскошным убранством Амалиенбург - левое крыло дворца - был возведен при Рудольфе II, а парадное крыло с огромными приемными залами и винные погреба - при Леопольде I. Во времена правления Карла VI Хофбург был значительно расширен, архитекторы на славу потрудились над возведением грандиозных сооружений - библиотеки, украшенной множеством скульптур, и зданием манежа. Известная правительница Мария Терезия издала указ о постройке придворного театра, названного Бургтеатром. А площадь Йозеф-плаца с конной статуей императора Иосифа II, разумеется, появилась в годы его правления.
Быть может, лучший способ получить первое впечатление от Хофбурга - это приблизиться к нему со стороны Михаэлерплатц - площади Архангела Михаила (1 Michaelerplatz) , на которую выходит главный фасад здания Михаэлертракт - Крыло Архангела Михаила (2. Michaelertrakt). Оно было построено императором Францом-Иосифом I, который для внешнего завершения дворца, оставшегося практически незаконченным после постройки флигеля государственной канцелярии (Рейхсканцляйтракт), поручил Фердинанду Киршнеру сделать новый фасад. С этой целью архитектор переработал старый проект Й. Э. Фишера фон Эрлах, закончив здание в 1889-93 гг. Фасад имеет форму полукруга, высокий рустованный цоколь, двойные пилястры и по краям - два пышных фонтана. Левый представляет Владычество Австрии на море (Рудольф Вейр, 1895), правый -Владычество Австрии на суше (Эдмунт Хеллмер, 1897).
Вот уже второй день у меня мелькает Архангел Михаил. Дай ка сверюсь с первоисточником.
Выражение
«Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник». «Ми ка эл» (др.-евр. מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «который, как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил - старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Покровитель: Германии, Киева, Брюсселя, Архангельска, Малоархангельска, Архангельской области, полицейских, военных, казаков, торговцев, моряков, десантников, больных, хранитель католической церкви, хранитель Ватикана, защитник еврейского народа.
Почему церковь посвятили в те незапамятные времена именно этому святому? Чтобы Сохранил и защитил , поддержал армию? Почему тракт дворца,самый яркий, самый впечатляющий, носит имя этого святого?
Скульптуры, расположенные по сторонам проездных проемов, представляют цикл «Подвиги Геракла», созданные Лоренцо Маттиелли. Небольшой декоративный фронтон увенчан аллегорическими фигурами, олицетворяющими Мудрость, Справедливость и Силу. Над аркой центрального проездного проема красуется династический герб Габсбургов. Австрийская линия Габсбургов прекратилась в мужском колене со смертью императора Карла VI, а после брака его дочери Марии Терезии с герцогом Францем Стефаном Лотарингским, положившего начало Габсбурско-Лотарингскому дому, в гербе династии появились лотарингские орлы.
Наряду с проектом Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта 1725 существует еще 3 варианта планирования тракта св. Михаила, которые можно отнсти к кисти Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлах. Лучше всего поддается датированию проект II, конец 1725, с ним Фишер победил проект Хильдебрандта. Проект III относится к 1726, осуществился он, однако, (с легкими модификациями) лишь в 1890. Разумеется, существует еще проект I, который существенно отличается от обоих последующих, но соответствует подписанным Фишером фон Эрлахом планам по перестройке дворца Дитрихштаин и планированию Клостернойбурга (1730). Это чисто идеальный проект, импозантная фантазия молодого Фишера, которой он хотел обратить внимание на себя. Этот проект нужно датировать, например, 1722 годом.
В проекте III, который в итоге и был осуществлен, основная мысль проходит по фасаду: Гармонично и, тем не менее, в движнии, но не разрублено, линия следует рельефу площади и никакая часть фасада не выглядит девальвируемой. Оригинальный план не сохранился. Планирование относится к 1726, это следует из деталей имперской канцелярии.
Скульптурный декор фасада Михайловского корпуса призван прославлять величие и могущество династии Габсбургов. Центральную роль играют великолепные скульптурные группы фонтанов, расположенных по бокам фасада - композиция «Морское могущество» (слева), созданная Рудольфом Вайром, и композиция «Сухопутное могущество» (справа), созданная Эдмундом фон Хелльмерсом.
Четыре группы Геркулесов, каждый из которых сделан из цельного 25 тонного блока из каменоломни Ёханнесбрух в деревне Цогельс под Эггенбургом в Нижней Австрии. Фигуры на обоих источниках „власть Австрии на море“ и „власть Австрии на суше“ из Лаазского мрамора (Южный Тироль), скалы из Линдабрунерского конгломерата. Вокруг фонтаны обшиты раснам гранитом из Уддевалла в Швеции.
В круглом зале под куполом стоят символические фигуры, которые, защищенные крышей - сделаны преимущественно из не оченъ устойчивого известкового песчаника Лоретто.
Королевская библиотека в Берлине ориентируется на планы
тракта Михаэля. Она была построена с 1775 по 1780 как копия проектов Хофбурга, и это за 100 лет до построения оригинала! Архитектором был пруссак Георг Кристиан Унгер, заказчиком был Фридрих Великий.
Параллелъ с пруссией не единственная. Если вспомнить, кто проектировал Новый дворец - самую юную часть Хофбурга, нам тут же вспомнится Дрезден. Земпреопер названа так по имени архитектора Готфрида 3емпера, того самого.
Click to view
Если бы у меня наличествовала совесть, я бы уже каялась и клялась немедленно поехать и закрыть все белые пятна в собственном образовании, облазив дворец от и до. Но с совестью у меня плохо. Поэтому я подожду очередной оказии и в сокровищницу выберусь тогда, когда доведется. Ну да, вот так случилось, не была. Зато в каизерских апартаментах и музее Сисси - дважды. Дело было так.....