Кто на свете всех милее

Jun 21, 2015 18:37



Недержание мысли, словесный понос, графоманство - они, очевидно, сезонные. Или это только у меня? Вроде бы и рассказать есть о чем, и погулять выбиралась уже не единожды, а вот никак не взять себя за шкварки и не дотащить до компьютера. Тем более, что озвучивала я это направление уже вдоль и поперек, но раз уж так вышло...


Выбратъся в Вену собиралась давно и тщетно. Но вот наконец-то случилось. И поскольку ночевала я в Бадене (опять у меня рассказ получается от обратного) , то приехать я решила баденским трамваем, бросив машину возле гостиницы. Трамвай останавливается в аккурат вот здесь, возле Карлскирхе.


О Карлскирхе я пела песни особенно печально вот тут. И на самом деле эта церковь набила мне оскомину - все, кому не лень, когда рассказывают о Вене, вытаскивают на свет Божий именно ее.



Карлскирхе служит одним из выдающихся примеров стиля венского барокко. Особенно выделяется громадный купол и 2 колонны по краям. Также архитектурное решение Карлскирхе включает в себя портик в греческом стиле, павильоны. Высота храма - 72 метра.


В 1713 году, через год после страшной эпидемии чумы, император Карл VI Габсбург дал обет построить храм в честь своего покровителя, католического святого Карло Борромео. Был объявлен конкурс, который выиграл Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В 1716 году началось строительство. В 1723 году Иоганн умер и строительство продолжил его сын Иосиф, несколько изменив первоначальный замысел отца. В 1737 году строительство было завершено.
Церковь получилась весьма необычная, она объединяла элементы различных стилей и эпох: древнегреческий портик, древнеримские колонны, наподобие траяновой, два барочных павильона и большой купол, напоминающий купол Собора Святого Петра.

Станция Карлсплатц, первоначально называласъ "Академиштрассе", открылась в 1899 как составная часть Венской городской железной дороги. С открытием  25 февраля 1978 первой ветки метро U1 , начинающейся от Ройманнсплатц,  Карлплатц одновременно одновременно стала также станцией метро.Сегодня это самый большой транспортный узел Венских линий.


Иконы Карлскирхе, помимо жизни Карло Борромео, повествуют о четырёх главных добродетелях (благоразумие, храбрость, умеренность во всем, справедливость). Авторами фресок являются Себастьяно Риччи, Йоханн-Михаэль Роттмайр, Мартино Алтомонте и Даниэль Гран.


Главный алтарь украшает лепной рельеф, изображающий св. Карла Борромео, вознесённого в рай на облаке в окружении ангелов и херувимов. К вершине купола можно подняться на лифте.
Лифт и строительные леса появились году в 2007, примерно тогда я там и была, когда церковь действительно была на реставрации. Ощущения непередаваемые. Когда стоишь прямо под куполом и лики святых смотрят тебе в глаза. С тех пор зайти не удалось ни разу, но я не отчаиваюсъ.

Пока я ждала Карину tortanubes, покупала платок на голову, чтобы лысинkу не напекло (кто бы мне еще рассказал, зачем у меня есть уже 3 шляпы, если они благополучно лежат дома?) и валяла дурака, решила рассмотреть вооруженным взглядом то, что не может не броситься в глаза любителям югендстиля.


Моде́рн (от фр. moderne - современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil - «молодой стиль») - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX - начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.


Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.


В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм.


Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е-1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.


Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля (правильнее югендштиль, нем. jugendstil), в Австрии он назывался сецессион, во Франции - ар нуво и т. д. (см. Модерн). Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе - «раскол». Первая такая сецессия возникла в Мюнхене в 1892 г., по инициативе Франца фон Штука, Вильгельма Трюднера и Фрица фон Юде. В 1893 была создана Берлинская сецессия, и в 1894 - Венская, самая знаменитая.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.


Так вот Отто Вагнер. О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля 1841 - 11 апреля 1918) - австрийский архитектор, мастер стиля модерн, лидер его австрийской ветви - сецессиона. Имя говорит о том, что в анамнезе имелась миграционная составляющая - венгерская.


В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком.


Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.


С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене. В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.


Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.


Старое и новое заглядывают друг другу в окна и соревнуются за внимание туристов. Но нам сегодня пора, яблоко раздора мы не отдадим никому, съедим по дороге сами или скормим тем, к кому мы едем.

Вена, югендстиль, церковь, Австрия

Previous post Next post
Up