Было наверное часов 10 утра когда я вдруг неожиданно вынырнула прямо к громаде из красного кирпича. Вообще суббота оказалась невероятно длинной с учетом практически бессонной ночи и прогулок на закате. Так вот - тень отца Гамлета огромное, тяжеловесное, давящее почти физически здание неожиданно надвинулось на меня со всех сторон. Пятачок возле собора такой небольшой, что кажется - здание расплывается, растекается по нему, грозя вытеснит тебя в воду или подмять под себя.
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии) (итал. Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) - один из самых известных и знаменитых соборов в Венеции. Находится в районе Сан-Поло на одноимённой площади. Короткое и общеупотребимое название церкви - Фрари.
Фактический архитектор церкви неизвестен, возможно это кто-то из монахов соседнего францисканского монастыря. В 1400 году, на последней стадии работы, курировал строительство Сципион Бон. Длина базилики составляет 102 метра, ширина 32 метра. Длина трансепта 48 метров, высота трансепта и нефа 28 метров. Собор построен в форме латинского креста и разделён на три нефа колоннадой из двенадцати массивных колонн. Собор перекрыт готическим сводом с пересекающимися нервюрами. Парадным входом базилика Фрари выходит на одноименную кампо (площадь) и на канал Рио деи Фрари. Канал пересекает мост, построенный братством францисканцев в 1428 году.
Заити посчитала необходимым.И три евро - не те денъги, чтобы раздумыватъ. Билеты - красивы, если бы еще и лупу выдавали впридачу, можно было бы на обороте рассматриватъ схему.
В начале XII века в Умбрии родилось религиозное движение, которое повлияло не только на историю Италии, но и на культуру многих народов вплоть до нашего времени. Основатель учения, Франциск Ассизский, проповедовал жизнь в простоте и бедности. В 1222 году в Венеции появились последователи его учения, где им через некоторое время дожем Джакопо Тьеполо в 1231 году был предоставлен пустой участок земли, который в дальнейшем был увеличен осушением пруда Бадоэр и дополнительной землей - даром дожа Раньеро Дзено. Архитектором постройки был выбран Николо Пизано и францисканцы на милостыню построили церковь и мужской монастырь, посвященные Святой Деве Марии Славнейшей (Glorioso). По названию францисканцев - меньшие братья, минориты, церковь получила полное название Санта Мария Глориоза деи Фрари (frari - искаженное frati, братья) или просто Фрари (Frati minori).
Вскоре стало понятно, что церковь мала для прихожан и 28 апреля 1250 года папский легат Оттавиано Убалдини заложил камень в фундамент нового знания церкви, однако и её все равно не хватало на прихожан, привлекаемых благочестием ордена. С возрастанием роли францисканцев потребовалось новое здание для церкви, и, начатая в 1330 году неизвестным зодчим, к 1443 году была построена нынешняя готическая церковь. 27 мая 1492 года церковь была освящена и посвящена Вознесению Богоматери, о чём говорит эпиграф в правом трансепте. Главный алтарь был освящен в 1469 году. 12 мая 1810 года администрацией Наполеона были запрещены религиозные ордена и церковь стала приходской. В 1902-1912 году была проведена реставрация церкви, а в 1926 году, в котором отмечалось 700-летие смерти Св. Франциска, папа Пий XI присвоил церкви статус «Basilica minore».
На богатом убранством внутреннем фасаде, над входом, находятся восемь картин венецианского художника Фламанио Флориани, изображающими чудеса Святого Антония Падуанского. Девятая картина над памятником Паскуалиго, работы Пьетро Муттони, также известному как Делла Веккья, «Святой Антоний Падуанский и его базилика»
Левый неф. Часовня Распятия. Алтарь был заказан отцом Агостино Маффей и выполнен Флемингом Джусто ле Куртом в 1663 году по конструкции Бальтассаре Лонгина. В центре алтаря распятый Христос. Над ним латинская надпись «IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM» (Иисус Назаретянин - царь иудейский). Слева от алтаря картина художника XVIII века Анджело Вентурини «Святой Иоанн Евангелист благословляющий учеников». Над картиной расположен памятник покровителю братства Симонетто Дандоло († 1360). Ниже алтаря две таблички с памятной надписью в память погибших при осаде Венеции в 1849 и в честь мучеников Белфиоре (эпизод Рисорджименто, когда в ущелье Белфиоре близ Мантуи, были повешены 11 итальянских патриотов).
На фронтоне алтаря два ангела держат плат Святой Вероники с нерукотворным изображением Спасителя. Справа и слева от Распятия, преклонившие колени ангелы. С 1436 года часовня использовалась скуолой флорентийцев и перед ней была выставлена деревянная статуя Святого Иоанна работы Донателло, которая сейчас находится во Флорентийской капелле.
Надгробие Кановы. Первоначально это надгробие было спроектировано самим Кановой в 1794 году для памятника Тициану, о чём говорит лев Святого Марка, скорбящий по величайшему сыну Венеции, однако строительство не было даже начато из-за отсутствия средств. В результате Канова использовал идею этого памятника для надгробия Марии Кристины Августы († 1805) в церкви Августинцев в Вене.
После смерти Кановы в 1822 году Академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по распоряжению президента венецианской Академии Леопольдо Чикогнара была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио Кановы (Д. Фабрис, Б. Феррари, Р. Ринальди, Л. Зандоменеги, Я. де Мартини и А. Боза), этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы. В урне, которую держит сильно задрапированная фигура (работа Бартоломео Феррари) находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо. Ринальдо Ринальди изваял крылатого льва и гения Кановы с факелом, Луиджи Зандоменеги - женщин с гирляндами цветов, Якопо де Мартини - двух маленьких гениев справа, Джузеппе Фабрис - поднимающегося по лестнице гения, и Антонию Боса - ангелов, держащих бюст Кановы.
Бюст Кановы обрамлен змеёй - символом вечности. Фигура рядом с крылатым львом - гений Кановы. Он держит перевернутый факел - символ смерти.
Памятник дожу Джованни Пезаро. Массивный надгробный памятник дожу Джованни Пезаро († 1659) выполнен из разноцветных мраморов в классическом барочном стиле Бальдассаре Лонгеной (1660-1669). Огромные статуи из мрамора работы дрезденского мастера Мельхиора Бертела, монстры под престолом и скелеты - Бернардо Фальконе де Лугано. Четыре статуи мавров держат на своих плечах антаблемент с трофеями, между ними расположены два панно со скелетами, держащими золоченные надписи.
Сюда пришёл Джованни Пезаро.
Лучший среди дожей …
Над
антеблементом четыре колонны из чёрного мрамора поддерживают
архитрав, на котором расположен памятник Джованни Пезаро, обращающегося к народу.
Рескин писал об этой скульптуре, что «фигура дожа выступает вперед, протянув руки публике, будто напрашивается на аплодисменты». Над ним два ангела несут герб семьи Пезаро. Между верхними колоннами четыре аллегорические фигуры: слева Монашество и Отвага, справа Согласие и Справедливость. Ниже аллегорических фигур скульптура гения и трех женщин.
Надпись внизу: «VIXIT ANNOS LXX» (Прожил 70 лет), «DEVIXIT ANNJ MDCLIX» (умер в 1659), надпись под под статуей Пезаро «HIC REVIXIT ANNO MDCLXIX» (Перенесен для жизни здесь в 1669)
В центре главного нефа, перед алтарем, находятся 124 стасидии (монашеские кресла, 50 в верхнем ряду, 40 в среднем и 34 в нижнем), вырезанные из дерева в мастерской Марко Коцци (1468) [40] . Средневековый монах Лука Пачиоли указывает на участие в работе также Лоренцо из Лендинары (Lorenzo da Lendinara)
Согласно историку базилики Антонио Сартори на стасидиях, начиная от входа со стороны ризницы, вырезанны следующие 25 фигур:
Христос, далее святые
Франциск Ассизский,
Антоний Падуанский,
Захария,
Иероним Стридонский, папа
Стефан,
Апостол Петр,
Апостол Андрей,
Апостол Фома,
Левий Матфей,
Людовик IX Святой,
Клара Ассизская,
Бонавентура,
Лаврентий,
Елена Равноапостольная,
Николай Чудотворец,
Анна,
Бенедикт Нурсийский,
Симон Сток,
аббат Бернар Клервосский,
Себастьян,
Антоний Великий,
Агнесса Римская,
Великомученик Пантелеймон,
Мария Магдалина.
С противоположной стороны 25 фигур:
Христос,
Богородица, святые
Людовик Тулузский,
Иоанн Креститель, Бернардино Сиенский,
Григорий Великий,
Апостол Павел, блаженный Джентиле Мателикский, святые
Доминик,
Евангелист Лука,
Иоанн Богослов,
Екатерина Александрийская,
Анджела из Фолиньо,
Варвара,
Апостол Марк,
Архангел Михаил,
Аврелий Августин, Маргарита Кортонская,
Елизавета Венгерская,
Иаков Зеведеев,
Маргарита Антиохийская,
Амвросий Медиоланский,
Христофор, Люсия и Марко Коцци из Виченцы - резчика стасидий
С внешней стороны хоров перегородка и барельефы, начатые в мастерской Бона и законченные в 1475 в мастерской
братьев Ломбардо и изображающие ветхозаветных персонажей. Слева от алтаря барельефы:
Авраам,
Давид,
Иоанн Креститель,
Енох,
Иона,
Иаков,
Елисей,
Даниил,
Иеремия,
Захария,
Моисей,
Илия,
Исаия, и прокуратор базилики Фрари Джакомо Морозини. Со стороны кампанилы барельефы:
Самуил и
Аввакум, на противоположной стороне
Исаак и
Иезекииль. Ниже кафедры барельефы четырёх великих отцов церкви: Святые
Амвросий Медиоланский,
Григорий Великий,
Аврелий Августин и
Иероним Стридонский «Мадонна Пезаро» Тициана. Ренессансный алтарь работы братьев Ломбардо украшает одна из лучших работ Тициана - «Мадонна Пезаро» (1519-1526), заказанная командующим в войне с турками и епископом Пафоса (Кипр) Якопо Пезаро, и изображающая Марию с Младенцем, в окружении семейства Пезаро.
Размер картины 4.85 на 2.70 метров. На картине Тициана Святой Петр останавливает чтение, отметив место пальцем, и представляет епископа Якопо Пезаро (коленопреклоненная фигура слева) с семьей Мадонне, а Святой Франциск представляет их младенцу Христу. Красный флаг с гербом папы Александра VI и фигура пленного турка в тюрбане напоминает о роли Якопо Пезаро в победе Ватикана над турками в морской битве 1503 года, в которой Пезаро командовал 20 галерами. За Святым Франциском видна фигура Святого Антония. Ниже святых расположены братья Якопо Пезаро: Франческо (одет в пурпурную мантию), Антонио, Фантино и Джованни. Юноша в белой одежде, который всегда смотрит на зрителя картины - Леонардо, сын Якопо Пезаро.
По левую сторону расположена часовня святого Петра. У входа - мраморная фигура Иоанна Крестителя 1554 года.
Алтарь работы Бартоломео Виварии 1474 года. В этом часовне вот буквально на днях, в мае, прошла служба по поводу причисления к лику святых первого венецианского священника Луиджи Кабурлотто
Бродитъ по громадной и нескончаемой церкви можно долго. Никто и не гонит. Но в один прекрасный момент понимаешь, что лимит на восприятие прекрасного исчерпан и требуется пауза.
Часовня Св. Марка (капелла семейства Корнер) Капелла добавлена по заказу Джованни Корнера к собору в 1420 году, и посвящена Святому Марку в честь дожа Марко Корнер, дяди Джованни. Алтарный образ работы Бартоломео Виварини «Святой Марк в окружении ангелов-музыкантов и Святых Иоанна Крестителя, Иеронима, Николая и Павла» (1474) . В центре изображен Апостол Марк с ангелами, слева Иоанн Креститель и Иероним Стридонский, справа Апостол Павел и Николай Чудотворец. Великолепная деревянная рама триптиха - шедевр готического искусства.
Крайняя стена правого трансепта.Слева на высоте находится готический саркофаг работы Делле Масенье. Над саркофагом конный памятник работы Якопо делла Кверела главнокомандующему венецианской армии Паоло Савельи, который умер в 1405 от чумы во время осады Падуи. Справа от двери в ризницу находится терракотовый монумент с мраморным саркофагом, посвященный минориту Блаженному Пачифико († 1437), работы Нанни ди Бартоло или Микеле ди Фирензе . Монумент был подарен базилике сенатором Сципионом Боном, который захоронен под ним. На раскрашеных окнах апсиды, работы XV века, изображены Богородица, Иероним Стридонский, Екатерина Александрийская, Апостол Марк, Григорий Великий и Святая Лючия.
Капелла Св. Иоанна Крестителя (Флорентийская капелла). Основная работа в капелле - деревянная статуя Иоанна Крестителя работы Донателло, единственная его работа в Венеции. Изначально предполагалась для капеллы в его родном городе. Реставрация скульптуры, законченная в 1973 году открыла надпись «Opus Donati de Florentia anno MCCCCXXXVIII», показывающую, что Донателло закончил эту работу в 1438 году. Ранее работа находилась перед часовней Распятия, затем в часовне Святого Михаила
Если зайти в центр главного нефа, то от неземной красоты кресел немодно глаз отвести. Мыли о том, что там можно присесть и даже не возникает.
Резъба в сочетании с позолотой дает невероятный эффект, не только в случае с креслами. Здесь эффект усиливается мулътиплицированием - когда ряды одинаковых спинок выстраиваются в ряд, создавая иллюзию бесконечности.
Для католических церквей и монастырей той же Австрии - характерно, хотя такого блеска , пожалуй, не увидишь.
Что скрывалось за этими барельефами - уже не вспомню. Но сами барельефы -прекрасное продолжение римских традиций.
Памятник Тициану. В 1576 году, умирая от чумы, Тициан попросил похоронить его в церкви, где находятся два его величайших шедевра: «Успение» и «Мадонна Ка’Резониго». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственная «Пьета» (сейчас находящаяся в галерее Академии). Через 200 лет после смерти Тициана учениками Кановы, Луиджи и Пьетро Зандоменеги, по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник (1838-1852) в стиле барокко из каррарского мрамора
В центре памятника статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана: Живопись и Скульптура, справа Графика и Архитектура. Две скульптуры внизу императоров: слева Фердинанда I Австрийского и справа Карла V.
Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана . За самим Тицианом его самый главный шедевр - «Успение», которое находится в этом же соборе. Слева от художника «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. В верхней части памятника лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов.
Капелла Святых францисканского ордена. Алтарная картина, работы Бернардо Личинио, изображает Мадонну с Младенцем, Святыми Марком, Франциском, Бонавентурой и Кларой слева, Святыми Иоанном Крестителем, Антонием Людовиком Тулузским и Андреем справа. Слева картины, за Святыми Марком и Франциском, видно лицо отца Антонетто, который заказал эту картину Личино. Сбоку от картины скульптуры Святых Франциска и Елены работы учеников Виттория (1585)
На левой стене картина Бернардо Личинио, изображающая пять францисканских мучеников: Бернардо, Пьетро, Аккурсио, Адиуто и Оттона, принявших смерть в Марокко. Над ней картина Андреа Вичентино «Святой Франциск получает освобождение грехов от папы Гонория III» (1588).
На снимке справа - Надгробие дожа Николо Трона