Пещера Али-Бабы по-Австрийски

Oct 16, 2014 08:12



Итак - Клостернойбург. Наверное сейчас уже можно вернуться к самому началу. И если театр начинается с вешалки, то любой музей начинается с помещения кассы. Чаще всего он - же и магазин сувениров. Вот отсюда мы с вами сейчас и продолжим путешествие.


Помещение касс - Sala terrena. Sala terrena (it. sala terrena = одноэтажный зал), также Sala Terrana или садовый павильон - это лежащий на первом этаже зал, в большинстве случаев на главной оси замка или дворца, который связывает сад с вестибюлем или лестничной клеткой.


Спустя почти столетие другой представитель династии Бабенбергов - Леопольд VI, который снова на время превратил Клостернойбург в резиденцию, но на этот раз уже не марграфскую, а герцогскую, повелел построить здесь дворец и капеллу, которая была освящена в 1222 году и стала первой готической постройкой Австрии. Строили этот шедевр французские мастера, взявшие в качестве образца знаменитую капеллу Сан-Шапель в Париже. К сожалению, не все архитекторы и градостроители прошлого думали об исторической ценности зданий, поэтому в 1799 году она была снесена, а ее части перевезены в Лаксенбург, где украсили интерьеры замка Франценбург. <.....>


Монастырь практически обезлюдел во время Реформации и турецких вторжений, но начиная с 1634 года, был отстроен заново в стиле барокко под общим наблюдением генуэзского мастера Джованни Баттисты Карлоне. Об этом времени сегодня напоминает барочный орган монастырской церкви, который считается самым большим барочным органом Европы. Его высоко ценил маэстро Антон Брукнер, который и сам любил играть на нем.


В первой половине XVIII века император Карл VI, отец знаменитой Марии Терезии и последний из прямой линии Габсбургов, загорелся идеей превращения Клостернойбурга в австрийский Эскориал.


Образцом для Карла VI стал испанский Эскориал, монастырь, дворец и резиденция короля Испании, которого уже его современники в XVI веке окрестили «восьмым чудом света» и «монотонной симфонией в камне» и который олицетворял силу испанской монархии и испанского оружия. Он стал своего рода династическим пантеоном испанского абсолютизма. И вот Карл VI начинает реализацию крупномасштабного проекта. Большие строительные работы, продолжавшиеся с 1730 по 1740 год, курировал итальянец, уроженец Милана Донато Феличе д’Аллио. Одновременно продолжала пополняться монастырская библиотека, насчитывающая сегодня свыше 30 тысяч фолиантов.


О широте планов австрийского монарха можно судить по монументальным росписям, таким, как, например, барочный шедевр Даниэля Грана в Мраморном зале, тема которого соответствует размаху: «Слава австрийского правящего дома от Леопольда III до Карла VI». Планы были действительно колоссальными: четыре внутренних двора, девять больших куполов, на каждом из которых красовалась корона Габсбургов…  И все это строительство оплачивал сам монастырь - вещь по тем временам просто невиданная!
Однако монарх умирает, а после его смерти достраивать «Эскориал на Дунае» у правителей уже не хватало средств: дочери Карла Марии-Терезии приходится вкладывать деньги не в масштабные архитектурные проекты, а в военные кампании. Еще одна причина, по которой грандиозный проект Габсбургов так и не был реализован, заключалась в том, что время монументальных свидетельств императорской власти прошло, как и время союза между римской католической церковью и правящим домом Габсбургов, стоявшим у руля Священной Римской империи почти 400 лет. В дверь стучался новый век, век Просвещения. Да и до крушения самой Священной Римской империи оставалось чуть больше полувека.


Все, что удалось воплотить в жизнь, - это роскошный Императорский тракт, из окон которого в теплое время года любопытный турист может заметить мирно пасущихся в монастырском парке овец, которым монахи разрешают щипать траву прямо перед носом посетителей. А ведь Клостернойбург, наряду с аббатством, еще и почтенный музей, открывший свои двери для посетителей в конце XVIII века - в 1774 году по инициативе настоятеля Амброса Лоренца. Это был, кстати, самый первый в Австрии общественный музей.
Строительные работы, внезапно завершившиеся со смертью Карла VI, возобновляются в XIX веке, когда за перестройку монастыря Клостернойбург берется знаменитый архитектор Йозеф Корнхойзель, один из знаковых представителей австрийского классицизма. Именно этот архитектор успел в буквальном смысле этого слова приложить руку практически ко всему, что строилось для кайзера Франца I и его приближенных. Среди «программных» произведений Корнхойзеля - интерьеры Альбертины, вилла Кайзера в Бадене, главная синагога Вены - «Штадтемпель».


В восемнадцатом веке строительство было приостановлено, казалось, атланты итальянского скульптора Лоренцо Матиелли в Зале Терена устали поддерживать массивные своды потолка… Только век спустя вспомнили о спящем титане, и закипела работа. Замысел придворных архитекторов батюшки знаменитой Марии-Терезии был окончательно реализован только в 2006 году. В 2014 году к 900-летнему празднованию основания монастыря и дворца завершилась генеральная реставрация австрийского архитектурного чуда.


Незаконченым остался тогда выход в парк, спуск по нижней императорской лестнице (современная "лестница каноников") к Sala terrena, гигантскому залу. В этом помещении придворный скульптор Лоренцо Маттьельи (1688-1748) создал 8 несущих атлантов, но кроме них существовала только голая каменная стена из кирпичей - до начавшихся в 2005 году реставрационных работ. Одновременно со строительством подземного гаража и центрального отопления биомассой в монастыре Клостернойбург появилось новое помещение для встречи посетителей - Sala terrena!


Отсюда , купив билеты на все туры в комплексе, мы и отправились бродить самостоятельно сначала в сокровищницу монастыря.


Монастырь привлекает туристов не только своим готическим и барочным наследием, но и своими реликвиями, которые могут рассказать об истории Австрии подчас гораздо больше, чем скучные школьные учебники по истории. Одно только генеалогическое дерево династии Бабенбергов чего стоит! Созданное в XV веке, спустя почти 200 лет после того, как последний герцог из этой династии, Фридрих Воитель, отправился к праотцам, оно вряд ли достоверно отражает внешность 27 австрийских маргкрафов и герцогов минувших дней, ведь художнику приходилось придумывать на ходу их черты, зато подробно рассказывает об их деяниях и подвигах.

В 1616 году эрцгерцог Максимилиан III передает монастырю еще одну реликвию - шапку австрийских эрцгерцогов, которая была официально объявлена «Священной короной Австрии».


Эрцгерцогская шапка - это наименование земельной короны габсбургских монархов наследных владений королевского дома (позже также эрцгерцогства Австрию и прилежащих земель) аналогично, например, герцогской шапке Штирии или герцогской короне. Наименование происходит от того, что высшая функция, которую австрийские Габсбурги несли как суверены страны перед тем, как были избраны королями Богемии в 1526 и получения в наследство королевства Венгрия, также в 1526, заголовок была эрцгерцог Австрии. Кто и где создал шапку - неизвестно.


Эрцгерцогская шапка - это корона эрцгерцогства Австрия, сегодняшних федеральных земель Нижняя Австрия и Верхняя Австрия. Корона была задумана как контраст со средневековыми коронами Венгрии и Богемии. Ее связывали осознанно со святым Леопольдом, очень почитаемым австрийским властителем. Эрцгерцог Максимилиан III, магистр Немецкого рыцарского ордена и регент Тироля, был большим почитателем святого Леопольда. Он решил, что корона может использоваться только при наследном восхождении на престол нового суверена. Для коронации корона с почестями доставлялась в вену на специальной карете и потом снова возвращалась в монастырь. Подумалось - официальная корона английской королевы тоже проживает в Тауэре и доставляется по необходимости носительнице...
Шапка состоит из зубцовой короны со скрещивающимися дугами. Горностай и красный бархат натянуты вокруг короны. Дуги украшены рубинами, изумрудами и жемчужинами. Обрамленный золотом большой синий сапфир увенчивает обе дуги в середине, на нем находится маленький золотой крест. Некоторые из драгоценных камней отсчлифованы средневековым "мугельшлифом". Очевидно применением средневековых сокровищ пытались подчеркнутъ возраст эрцгерцогской короны.


Эрцге́рцог (нем. Erzherzog, старинный русский перевод - архигерцог) - титул, используемый исключительно членами австрийского монаршего дома Габсбургов. В иерархии титулов Германии эпохи средних веков и нового времени эрцгерцог стоит выше герцога, но ниже курфюрста и короля. Этот титул наиболее близок к титулу великий герцог (нем. Großherzog), который, однако, не использовался в Германии до начала XIX века.


Титул эрцгерцог впервые упомянут в документе «Privilegium Maius», фальшивке, составленной австрийским герцогом Рудольфом IV (1358-1365), в виде компиляции древних привилегий, пожалованных императорами Священной Римской империи австрийским монархам. В «Privilegium Maius» утверждалось, что титул эрцгерцога, возвышающий австрийских правителей над прочими герцогами империи, ввёл император Фридрих I Барбаросса в 1156 году. Введение Рудольфом IV нового титула объяснялось тем фактом, что в Золотой булле 1356 года Карл IV ограничил круг немецких князей, имеющих право выбора императора, семью монархами, не включив в него австрийского герцога.


Новый титул австрийских правителей не признавался императорами, однако уже герцог Эрнст (1406-1424) и его потомки стали его использовать. Впервые титул эрцгерцога был признан императором Фридрихом III из дома Габсбургов. Около 1458 года он даровал этот титул своему младшему брату Альбрехту VI, а в 1477 году Сигизмунду Тирольскому. После 1482 года титул эрцгерцога стал использовать сын и наследник Фридриха III Максимилиан I, будущий император.
Начиная с XVI века титул эрцгерцога перестал означать исключительно монарха Австрии, а стал использоваться всеми членами династии Габсбургов. В этом смысле он был аналогичен использованию титулов принц или князь в других королевских домах Европы. Эта практика сохранилась в период Австрийской империи (1804-1867) и во времена Австро-Венгрии (1867-1918).


Удивительный вертеп из красных кораллов - вместо лачуги представляет собой стены замка. Все остальное - естественно - золото. Считается, что такие рождественские вертепы были распространены на юге италии.


Кресты сделаны из местного горного хрусталя


Текстильные сокровища монастыря не имеют себе равных- средневековый текстиль, бесценные тканые и вышитые одеяния для мессы.
Как особенное сокровище среди текстильных сокровищ - облачение Марии 1911 года. Он считается бесспорным шедевром сакрального искусства Венского модерна.


Невозможно оторваться и от резьбы из цельного слонового бивня - вот этот например носит жизнерадостное название "страшный суд"...




Также в сокровищнице монастыря выставлен реликварий с кусочками вуали Агнессы, а также частичками того самого куста бузины, где, по легенде, Леопольд Святой нашел пропажу.


Но больше всего почему-то впечатлили ореховые шкафы, оригинальные , нереставрированные.




Помимо реликвий, в монастыре находится несколько ранних картин Эгона Шиле. Неожиданно, правда?


P.S: Sala Terrana , как и некоторые другие помещения монастыря можно взять в аренду под организацию семейного (или не очень) праздника.

искусство, Австрия, Габсбурги

Previous post Next post
Up