Старинный храм, - защита от бессилья,
приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Андрей Блох
ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАКВыходные оказались не просто длинными, а еще и перенасыщенными. Настолько, что переварить на лету не удалось и потребовалось время на размышления - где же я таки была.
В четверг, 1 мая, поутру посреди ночи вырулила со стоянки куда глаза бы мои не глядели даже после кофе и булочки. Планов не было никаких. Зато дорога оказалась чрезвычайно короткой - и вот я уже у стен монастыря, который хотела посмотреть очень давно.
Наверное надо начать с самого героя - Святого Флориана, почетного австрийского святого.
Святой Флориан жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За свои военные подвиги он был назначен командующим в Норике. Тайно принял христианство. Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорхе, приехал туда, чтобы их спасти, но был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишён всех наград и должности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 4 мая 304 года. Сначала Флориану выдернули крюком лопатки, а потом навесив на шею жёрнов, утопили в реке Эннс.
Как свидетельствует Священное Предание, солдат, столкнувший Флориана в реку, тут же ослеп. Поднялась необычная волна и вынесла святого на скалистый выступ, где над ним распростёр крылья орёл, охраняя от осквернения. Следующей ночью святой Флориан явился благочестивой женщине Валерии и попросил предать тело земле. Быки, вёзшие тело святого на повозке, под конец пути изнемогли от жажды и остановились. Но чудесным образом на этом месте из-под земли забил источник, напившись из которого, животные легко довезли тело Флориана до места погребения. Источник этот бьёт из-под земли по сей день и называется источником Флориана. Только через 8 лет после смерти мученика император Константин I Великий огласил эдикт, дававший полную свободу вероисповедания.
Святой Флориан является покровителем многих профессий: пожарных, пекарей, пивоваров, садовников, бондарей, гончаров, металлургов, кузнецов, стекловаров и трубочистов. А так как его мощи в конце концов попали в польский Краков, то он является покровителем Польши (а также Верхней Австрии и города Линца). Принято считать, что святой помогает при засухах, пожарах, штормовых ветрах, бесплодии почв.
Почему-то очень хотелось сравнить этот монастырь с тем, что я уже видела -
Штифт Раин в Штирии. Похожи на мой взгляд - очень.
Монастырь Святого Флориана - один из старейших и крупнейших монастырей Австрии, расположенный в окрестностях Линца. Монастырь носит имя святого Флориана, чьи мощи покоятся в базилике и привлекают паломников со всей страны. С 1071 г. обитель, возникшая при Каролингах, принадлежит ордену августинцев. У монастырских стен вырос посёлок Санкт-Флориан.
Самые старые сооружения Санкт-Флориана - остатки крепостных стен. На месте романской церкви, сгоревшей в 1235 году, была выстроена готическая, которая, в свою очередь, в 1683-1708 годах была перестроена в стиле барокко по проекту Карло Антонио Карлоне. После смерти Карлоне строительство монастыря курировал знаменитый австрийский архитектор Якоб Прандтауэр. Фресковое убранство принадлежит кисти Бартоломео Альтомонти.
Монастырь, названный в честь святого Флориана, был основан при Каролингах, в 1071 году монахами-августинцами. С 1686 года по 1708 году в монастыре проводилась крупная реконструкция под руководством архитектора Карло Антонио Карлоне. Именно за свой уникальный барочный вид монастырь Святого Флориана и считается мировым шедевром.<
.......>
После смерти Карло Антонио Карлоне его работу продолжил Якоб Прандтауэр. В результате монастырь стал самым большим среди барочных зданий в Верхней Австрии. Фрески были созданы Бартоломео Альтомонте.
Первым делом потянуло в базилику - статус базилики церйкви присвоил пред-предыдущий папа Иоанн-Павел второй.
Монастырскую церковь украшают старинные витражи, колонны розового зальцбургского мрамора, кафедра и заалтарный образ Успения Девы Марии.
Красиво ниспадающие знамена на стенах оказались деиствительно тяжелыми знаменами, которые окунули в гипс и красиво развесили по стенам, обеспечив невероятные формы отделки.
Церковь Святого Флориана - обладательница самого большого органа в Австрии.До сих пор его называют органом Брукнера.
С монастырём связана жизнь композитора Антона Брукнера, который родился в соседнем городе Ансфельден, пел мальчиком в монастырском хоре, а позже в 1848-1854 годах служил приходским органистом.
Click to view
На территории монастыря находится келья, в которой Брукнер провел десять лет в трудах и молитвах, в поисках вдохновения для создания музыкальных шедевров.Брукнер - фигура на мой взгляд одиозная. Но здесь им дышит все.
Монастырь Св. Флориана также известен своим хором мальчиков, основанным еще в 1071 году. Этот хор был частью традиционного монашеского богослужения с момента его основания. Венскому хору мальчиков даст не одну фору.
Базилика была первой австрийской церковью, где бала применена техника полной потолочной росписи.
Барочный вид монастыря является тем аспектом, который относит монастыръ к мировым шедеврам.
Все туристы любят сфотографироваться возле фонтана, в его композиции присутствует стилизованная фигура орла. Этому сооружению более 500 лет, и его чаще называют орлиным колодцем. <
.....>
<
.........>
В январе 1941 года монастырское имущество было конфисковано нацистами, а все монахи выгнаны. С 1942 года здесь находилась штаб-квартира «Радио Третьего Рейха» под руководством Генриха Гласмайера. Монахи смогли вернуться только после окончания Второй мировой войны. <
....>
Монастырь благополучно пережил тяготы обеих мировых воин и, кажется, ничуть не пострадал.
Строительство библиотеки было начато только в 1744 году Иоганном Готтардом Хаубергером. В настоящее время коллекция насчитывает около 140 тысяч книг, среди которых множество старинных рукописей и инкунабул.
Библиотека - удивительна. Сравнивать
с той, что в Санкт Галлене - тяжело, там помещение гораздо больше. Зaто здесь милостиво разрешают фотографировать и можно не прятаться и не играть в шпиона.
Библиотека монастыря Св. Флориана относится к старейшим и самым внушительным библиотекам монастырей Австрии. Великолепный, позднебарочный основной зал поражает высокими, могучими книжными полками, которые как будто прикрывают сферу духа от внешнего мира. Яркая фреска на потолке (1747) от Бартоломео Альтомонте (фигуральная часть) и Антонио Тасзи (архитектурный жанр) показывает бракосочетание добродетели и науки под покровительством религии.
При общем обьеме примерно 150.000 томов библиотека монастыря владеет примерно 108.000 томами (60.000 заголовков), изданными до 1900. Из них 952 книг (1,6 %) - первопечатные издания, 35.443 книг (59,2 %) с 16-ого по 18-ый век и 23.493 (39,2 %) 19 в. Самое ценное сокровище - это примерно 800 средневековых рукописей.
В 4 поперечных шкафах основного зала хранятся примерно 50 томов и 600 листов атласов с 16-ого по 20-ый век. В основном по географии, но также и генеалогии, геральдики и военной истории. Коллекция экслибрисов охватывает 253 листа. Старейшие экслибрисы относятся к первой половине 16-ого в.
В 1930 библиотека приобретала наследие Венского востоковеда Рудольфа Геиера (1861-1929). Это собрание книг считалось еще и в последующие 20 лет самой большой коллекцией арабской литературы между Римом и Берлином. До сих пор примерно одна треть книг Гаиера каталогизирована.
Из этой библиотеки происходит Флорианская псалтырь (ныне в Варшаве). Широко известна также монастырская картинная галерея, где представлены редкостные произведения художников дунайской школы, включая Альтдорфера.
Мраморный зал в середине южного крыла образует с покоящейся на аттике могучей мансардной крышей и богато украшенными фасадами не только архитектурный апогей двора прелата, но и далеко заметная доминанта ландшафта..
Зал получил свое название от коричневато-красного и белесо серого мрамора. Якоб Прандтауер завершил в 1719 неотделанную постройку и закончилл в 1722 крышу зала. Монументальная фреска потолка Бартоломео и Мартино Альтомонте прославляет императора Карла VI, который ставит ногу на побежденного османа в виде Юпитера и принимает почитание воссоединенными странами Австрией и Венгрией.
Фреска, как и в библиотеке сохранилась в первозданном виде и даже не бла ни разу реставрирована. Интересно написана голова турка - куда бы мы ни пошли, где бы в зале ни стояли, голова всегда обращена к тому, кто на нее смотрит.
В зале невероятная аккустика. Там до сих пор проводятся концерты, праздники, чествования. На одной из торцовых стен - великолепный портрет Евгения Савойского, как победителя турков. Уже не удивилась тому, что судьба подкинула еще одну жемчужинку на ниточку, которая потянулась из последней вылазки в Вену.
Галереи в монастыре не просто длинные - тут впору тренироваться по пробегу стометровки. Вот эта например, ведущая к палатам отца-настоятеля - 75 метров. Ходить замучаешься.
Не так давно прошла большая реставрация парадной лестницы и работники еще не совсем привыкли к тому, что кованые ворота уже не черного цвета. Но так, пожалуй, куда праздничнее.
Место захоронений, груфт 13-ого в. представляет основание сегодняшней барочной церкви и служил как кладбище священников. И сегодня здесь хоронят умерших настоятелей и священников.
Брукнер похоронен в монастырской церкви, его саркофаг расположен под церковным органом. А. Шнитке дал название «Святой Флориан» своей второй симфонии, которая посвящена памяти Брукнера.
Ровными рядами художественно уложенные черепа - это страсть австрийцев, хлебом не корми, дай в черепушки поиграться.
Если заходила я в монастырь с непонятным воодушевлением, то выходила уже с чувством огромного облегчения. Кому-как, а мне место показалось суетным и слишком коммерческим.
А
хора мальчиков пока живьем не приходилось.