И музыка стекала, как вода, В открытый створ окна ночной гостиной

Jan 03, 2014 13:28



Пока мне еще не наскучило раздаватъ долги расскажу ка я про чудесное место неподалеку от Вены куда меня занесло прошедшим декабрем на очередной рождественский базарчик.
Именно по дороге сюда довелосъ порадоватъся Дюрнштаинских развалин. Именно по дороге сюда так хотелосъ остановитъся на каждом шагу и попробоватъ вина, предлагаемого в практически каждом доме - местностъ славится не только виноградниками, но еще и абрикосами.


И так бы наверное и сделала будь я на своем транспорте. К счастъю автобус методично продолжал двигатъся к цели и часов в 11 мы уже выгружалисъ у входа.


Замок Графенегг расположен в Нижней Австрии южнее местечка Графенегг и почти 14 км южнее Кремса. Вместе с замком Кроиценштаин и дворцом Аниф под Залъцбургом замок Графенегг относится к важнейшим замковым постройкам романтического историзма в Австрии.
Собственно поэтому я туда и поехала. Так уж случилосъ, что предлагалась поездка на рождественский базарчик. Кoторый проходит там ежегодно в течение 3 дней. Так что попутно удалось поймать и еще одну редкостъ.


В 1294 впервые упоминается маленькое поселение деревня Эсперс на месте сегодняшнего Grafenegg. К этому времени там стояли только мельница и один двор. После 1435 года  хозяйственный двор был окружен стеной и рвом. Тогда уже являясъ земельным княжеским леном, он попал во второй половине 15-ого столетия во владение Ульриха фон Графенега, который и дал местечку свое имя ,а  в 1477 к императору Фридриху III (Габсбургу естественно). Габсбург Император Фридрих третий впоследствии лишает Ульриха фон Графенегга права владением замком, за бунт против него и по причине отстуствия денег в королевской казне.


Сын Максимилиан I (вот этот самый, что передал в наследство всем Габсбургам оттопыренную нижнюю губу) продал местечко Генриху Прюшеку, чей сын Иоганн I Граф Хардегг перестроил имение в 1500. Этим  поздне-готическим временем датируется стройная башня на восточной стороне, портал которой обязан 1538 года уже эпохе Возрождения.


Сначала мне показалось, что замок мало знаком российским путешественникам, но, покопавшись в интернете, нашла довольно многочисленные свидетелъства того, что добрались и до него. Впрочем, некоторую ролъ в этом сыграла и музыкальная составляющая, о которой чуть попозже. Вот здесь есть чудесные снимки дворца .


С 1533 года поместье принадлежало Turzó von Bethlenfalva, позднее семьям Хардэгг дон Верденберг. В 1645 году замок был захвачен Шведами и был в их руках в течение 3 месяцев. После оттступления шведов от замка не осталось почти ничего.


После неоднократной смены владельцев Иоганн Баптист Верда фон Верденберг, канцлер и доверенное лицо императора Фердинанда II Габсбурга, а также сын Фердинанд переоборудовали поместье между 1622 и 1633 в укрепленный замок. На 4 углах крепостных стен и рва, окружавшего комплекс сооружались так называемые дома оборонительных валов, которые существуют по сей денъ. В течение Тридцатилетней войны они служили для установки орудий и тем не менее замок был занят  в 1645 шведскими войсками. В ходе строительства в северном тракте в 1633 была сооружена также капелла, которая посвящалась Святой троице.


История замка печальна, разрушения во время войн, грабежи.. до тех пор, пока в 19 веке он не был куплен графом Августом Фердинандом. Граф Фердинанд имея огромный интерес к искусству, антиквару, будучи покровителем и меценатом всего красивого, большой поклонник английского исторического стиля, поручает архитектору Леопольду Эрнсту постройку замка.


Сам замок, перестроенный в 1840 году владельцем графом Августом Фердинандом Бройнером в стиле "исторического романтизма" весь такой воздушный, ажурный и действительно очень романтичный))
Граф Бройнер много путешествовал и побывав в Англии очень впечатлился местными замками, заказав архитектору Леопольду Эрнсту замок в английском стиле. (Тюдорская готика)


После его смерти  сын, Август Иоганн Фердинанд Граф Бройнер, продолжил строительство. Замковый парк с его 32 га стал одним из самых значительных исторических парков 19-ого столетия в Австрии. (продолжал строительство замка до краха Венской Биржи в 1873 году, в результате которого сембя Бройнер потеряла бОльшую часть своего состояния. Так что многие архитектурные замыслы так и остались лишь на бумаге.) После смерти последнего графа Бройнера, род остался без наследника, ансамблъ перешел по наследству семьe герцогa Ратибор и Корвей в 1894.


Графенегг и сейчас находится в частном владении потомков графа Августа Бройнера. Его дочь Мария вышла замуж за герцога Виктора фон Ратибор, а их сына Франца Альбрехта фон Ратибор после смерти родителей усыновила тетя, принцесса Климентина Меттерних-Шандор. Так что сейчас замком владеют праправнуки графа Бройнера, принц Виктор фон Ратибор и Тассило Меттерних-Шандор.


Во время второй мировой войны в замке жили беженцы и солдаты, а в 1945 году советская сторона признала австрийский Графенегг собственностью Германии, так как им владели представители немецкого дворянства и он был отчужден.
из Графeнегга советскими войсками было вывезено все ценное, часть библиотеки и семейных архивов и мебель использовались для отопления помещений.



замок был разрушен в 20 веке и то, что сегодня предстает перед нашими глазами, эклектическое сочетание  направлений форм южной готики и английского стиля, реконструировано благодаря Францу Альбрехту Меттерниху - Сандору. Замок  окружен рвом и защищен насыпью, часовенка при дворце в неоготическом стиле незаметно примыкает к основной постройке и внутри мы находим изящное исскуство 15 века. Величие залов для приема гостей, рыцарский зал с потолочной живописью и оружейной коллекцией, зал геральдики, где выставлены экспонаты графа Августа Фердинанда. Воздушный романтичный, загадочный... на сегодняшний день замок является одной из жемчужин  Австрии и несет в себе центр культурной и музыкальной жизни Австрии. в 2012 году здесь происходили сьемки фильма "Маленькая Леди".


В 1956. году Францу Альбрехту фон Ратибор было возвращена его собственность: полуразрушенный, пустой замок.
Средств на восстановление у семьи не было, да и архитекторы отказывались браться за такую безнадежную, по их мнению, работу и если бы не помощь австрийского государсва, быть бы замку еще много лет в запустении.


На замковый парк можно полюбоваться вот тут - отсутствие предновогоднего снега тем не менее не навеяло желания блуждать по парку, да и рождественский базар оказался интересным и потребовал достаточно много времени.


Закрытое сооружение состоит из четырех трактов, расположенных по краям внутреннего двора. Начиная с северного тракта строителъство двигалосъ против часовой стрелки.




Вход в замок северной стороны через декорированный держателями гербов замковым мостом 1857 года и псевдоготические ворота (примерно с 1856 по 1858). Непосредственно над входом находится под балдахином рыцарская статуя 1856 года, которая представляет заказчика застройки графа Августа Фердинанда Бройнера-Энкевоирта. После ворот под несколъко косым углом к мосту въезд, который открывает сетевой ребристый свод раннего 16-ого столетия и ведет к замковому двору. Еще перед двором иеются боковые лестницы слева к замковой капелле и справа к основному зданию.


Расположенная на востоке северного тракта замковая капелла была построена в 1846 и торжественно открыта в 1853. Она обнаруживает сияющую колоритность (Polychromie) и содержит поздне-готический флигелъный алтарь 1491, фигуры ларца которого представляют коронацию Марьена. Южная стена двора капеллы - между въездом и капеллой - показывает гербы всех собственников Графенеггса до графа Августа Фердинанда Бройнер-Энкевоирта.












Мне не удалось увести ценник, но на официальном саите замка наверняка озвучены цены по аренде капеллы для свадьбы и самого дворца для праздника.Надо сказатъ, что цены показались вполне демократичными.


В западной части северного тракта находится основная лестница, которая был закончена в 1851. Образец, по которому она была построена,  находится в замке Строберри Хилл в Twickenham в тогдашнем английском графстве Миддлесекс (с 1888 графство Лондон). Рыцарская фигура в нижнем цоколе перил воплощает идеал заказчика застройки. Он увековечен с кошельком в руке в портретном бюсте. Напротив -  архитектор Леопольд Эрнст, с планом строительства и циркулем.










Но сначала прогуляемся по внутреннему двору, где кипит совсем не средневековая жизнъ - рекой лъется обязателъный в таких случаях глинтвеин, горят костры, доносится запах жатеных колбасок. Музыканты стараюстся вовсю и на лицах праздношатающейся публики написано расслабленное удовольствие.






На западной стороне находится монументальная лоджия, которая была завершена в 1863 и была оснащена через несколько лет ясной плафонной живописью и причудливыми фигурками консоли. Доминирующая основная башня 1861 коронована так называемыми перечными угловыми башенками западного тракта расположена чутъ впереди напротив замкового двора и образует сильный контраст с противоположной стройной поздне-готической башней на восточной стороне замкового двора.














Базарчик расползся по всему замку и я естественно галопом проскакала на него посмотретъ. Первый этаж замка не представляет ни малейшего интереса - разве что как торговые помещения - обычная штукатурка, ровные потолки - словно и не в замке находишъся. Хотя парочка комнат заинтересовали.












Здесь поневоле я представила себе романтичную замковую барышню за пялъцами






Габсбургская ворона - обязателъный атрибут любого декора


С чувством выполненного долга можно подняться наверх, на второй этаж. Я бы так наверное и застыла с открытым ртом на ступеньках, если бы толпа не вынесла меня ко входу. Если не смотреть себе под ноги, а интересоваться происходящим чуть впереди, интерьеры комнат второго этажа замечаешь еще за пару пролетов.


Все помещения бельэтажа в западном тракте богато декорированы: различная фурнитура, резные орнаменты и фигурные детали дают в итоге великолепное общее действие. За исключением лоджии каждое помещение имеет пеструю старинную изразцовую печь.














В северо-западном углу замка находятся столовая и Большой салон - также угловой салон - с по английскому образцу выведенным Hammer-beam-Decken - потолком, которые относятся к высшему разряду мастерства художественных промыслов в стиле историзма в Австрии. В Большом салоне головные части балок красочного потолка отделаны рыцарями и ангелами.




Тут и сегодня расположено кафе, где я и решила сьестъ бутербродик и выпитъ кофе. Кстати оговорюсъ - повторять мой опыт не рекомендую. Лососина даже первой свежести и даже в таких кулисах не может стОить как приличный обед в нормальной обстановке.




















Я не знаю, работает ли книжный магазин в этих помещениях всегда или толъко 3 дня в году, но мне не приходилось видеть более подходящих помещений для книжного.




В верхнем этаже находится законченный в 1851 рыцарский зал, в своем роде жемчужина замка, созданный из самых ценных материалов - различные сорта дерева, кожа, мрамор и металл. Вокруг центрального камина были установлены (не сохранилисъ) рыцарские доспехи. Рыцарский зал располагает замечательным кассетным потолком, а также 3 эркерами, направленными в сторону внутренего двора остекленные гербами. Сегодняшние настенные фрески показывают светские и духовные личности из дома Габсбургов.










Начинало темнеть и я отправилась в обратный путь. Надо ведь было еще глянуть на предрождественское буйство в замковом парке.












В зарослях рождественских избушек спряталась в темноте довольно известная и популярная в австрии музыкальная сцена - облако так называемое. Здесь проходят неплохие концерты под открытым небом, но добираться досюда без машины тем не менее очень и очень неудобно. Сцена хорошо снхата вот тут.


Замерзла. Вот еще один кофеек в бывших замковых конюшнях - и к автобусу.
Как раз закончился очередной концерт, народу немного. И цены приятно удивили по сравнению с замковыми.







И почему новодел вот здесъ воспринимается куда мягче и уютнее новодела в Нойшваненштаине?

image Click to view


Музыка старого замка
Тулий Клецельман

Печальный призрак, сидя у окна,
Играл на красно - белом пианино
И музыка стекала, как вода,
В открытый створ окна ночной гостиной,

Где в стёклах отражался старый парк.
Там по аллеям средь застывших статуй
Бродили мертвецы под лай собак.
Лишь наглый кот, облизывая лапу,

Шипел, сердясь, на полную луну,
Что освещала дикую картину:
В ней пьяный бомж душил свою судьбу
Под взгляды душ сквозь облаков трясину.

Из налитЫх испугом страшных глаз
Текли на землю красные потоки,
Что затекали в чёрный унитаз.
Затем фонтаном вдруг взлетали строки

Крылатых нот и улетали в парк,
Где в глубине гнездился старый замок,
И светлячками, освещая мрак,
Садились на насест оконных рамок

Той комнаты, где призрак-музыкант,
Играл на клавишах воспоминаний
И звёзды освещали бриллиант
На перстне недоступных смертным знаний.

Путешествия, замки, Австрия, Габсбурги

Previous post Next post
Up