По книге Романо Гуардини «Господь»
По сравнению с этим поступком человеческие «переоценки ценностей» - всего только детские забавы. Слова же Иисуса Петру показывают, какое глубокое значение это имеет для Него «Что Я делаю теперь, ты не знаешь… если не умою тебя, не имеешь части со Мною». В эту тайну божественной самоотдачи Петр должен вступить, если хочет быть причастным ко Христу. Она - в сердцевине христианства. Поэтому Господь говорит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Они должны не только научиться скромности и быть готовыми к служению в братской любви, но и стать участниками свершения тайны.
Каждый, кто живет по-христиански, рано или поздно окажется в ситуации, когда это требование будет обращено к нему, и он должен быть готов принять унижение: то, что для мира неразумно, для чувства нестерпимо, для рассудка бессмысленно. Это может выражаться в чем угодно: в страдании, бесчестии, уходе любимого человека или в крушении дела всей жизни. В тот момент решается христианская судьба человека - спустится ли он до последнего предела вслед за Христом, приобретет ли часть с Ним. Ведь именно боязнь этого решающего шага не дает нам стать настоящими христианами, из-за этого мы стараемся превратить христианство в «этику», или в «мировоззрение», или во что-то еще. Но быть христианином - значит участвовать в жизни Христа. Только так возникает покой и мир. Господь сказал однажды: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14, 27).
Стр. 545
Мои комментарии.
После сдачи в Фоме философской антропологии, встретив через пару дней преподавательницу, я сказала.
Когда я готовилась к сдаче вашего предмета, я поняла. Агональный принцип - вот то главное, что уничтожает христианство в человеке.
Да - согласилась она со мной. Но… - это хорошо или плохо?
Да, согласилась я с ней. Вот это, пожалуй, самый главный вопрос.
И рассказала ей об измененных людях из моего любимого «Возвращение со звезд» Лема.
Которые не могли убить. Но и к звездам полететь - тоже не могли…