Странные и удивителоьные тексты Писания

Mar 06, 2010 11:10

Этот текст появился как выполнение семинарского задания в Фоме - выбрать тему и представить по ней доклад на основе экзегезы Писания
Не уверена, что экзегеза получилась, но текст написался, тем не менее
На старую все ту же тему, что и большинство моих ЖЖ текстов

В Писании, в самом начале, имеется следующий удивительный, абсолютно невероятный текст.
Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они… и над всею землею…(Бытие 1:26)
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайтеею… (Бытие 1:28)
Удивительный этот текст во всех отношениях. И тем, о чем в нем говориться. И еще более тем, о чем не говориться. Обстоятельствами, когда и Кем были произнесены слова текста. И тем, что этот текст вообще имел место быть. Но начнем с обстоятельств.
Как известно всем верным аврамистической группы религий, в тексте отражены слова, которые произносит Бог в момент сотворения человека. Не просто где то мимоходом и случайно, нет, при совершении одного из важнейших своих творческих действий - сотворении человека. Казалось бы, по логике, слова, которые произносит создатель при создании чего бы то ни было должны отражать самое главное в этом создании, самое сущностное, то, ради чего создание и создается.
То есть исходя из логики человека, слова должны были бы звучать примерно так
Сотворим человека…
и да блаженствуют они вечно в созерцании Меня. Или
… и да любят Они меня вечно и молятся Мне, а Я буду тоже их любить и давать им все, что пожелают. Или
И да общаются они со Мной вечно в прохладе дня… Или
… и да ищут они Меня а Я пожертвовав Собой им в этих поисках помогу
Или подобное в этом же роде. Это с точки зрения нормальной человеческой логики. А с точки зрения логики Божественной?
А Бог говорит совершенно иное, никакого отношения к перечисленному не имеющее
… и да владычествуют они … и над всею землею.
Удивительно.
Бог творит человека, чтобы он, человек, владычествовал над землей? А собственно говоря, зачем?
И что понимать под самой землей, над которой призывается человек владычествовать? Планету? Но вот первый, тоже достаточно удивительный текст Писания
В начале сотворил Бог небо и землю (Бытие 1:1)
То есть первое, что сообщает Книга Бытия - что Бог сотворил Космос и планету Земля?
Вот обычные варианты понимания этого текста
Небо и земля, как два конкретных противоположных полюса всего мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением «всей вселенной» (Пс 101:26; Ис 65:17; Иер 33:24; Зах 5:9). Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или ангелов (Феофан Антиохийский, Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин и др.). Основанием последнего толкования служит, во-первых, библейское употребление слова «небо» в качестве синонима небожителей, т.е. ангелов (3 Цар 22:19; Мф 18:10 и др.), а во-вторых, и контекст данного повествования, в котором последующее хаотическое неустройство приписывается лишь одной земле, т.е. видимому миру (2 ст.), чем «небо» отделяется от «земли» и даже как бы противополагается ей в качестве благоустроенного (Толковая Библия Лопухина)
Если остановиться на втором варианте - Бог сотворил материальный (землю) и духовный (небо) мир, тогда возможно земля, над которой призывается владычествовать человек не ограничивается рамками планеты, а включает весь материальный мир, то есть человек призывается владычествовать над всем материальным творением? И одновременно заметим, что над нематериальным творением человек владычествовать не призывается?
Если рассматривать Писание как Книгу Богочеловеческую, то есть при одновременном авторстве Бога и человека, и считать, что эти странные слова не Бог произнес, а люди додумали, тогда надо признать, что это были невероятно прозорливые люди. В том состоянии, когда дай Бог до вечера дожить, то ли зверюка какая съест, то ли от болезни, холода и голода загнешься - говорить о владычестве, да еще над всею даже хотя бы и планетою? Не говоря уже о всем материальном Космосе?
Странный, очень странный текст
Далее этот текст будут поминать христианам экологи всех мастей. Вот к чему привела ваша слепая вера в легенды и мифы древних народов, вот что имеем в результате владычества… И зря станут попрекать. Потому что развитие науки, приведшее к «результатам» началось отнюдь не с осознания текста. Не было такого в истории, чтобы собрались христиане и сказали - вот, есть у нас задача от Бога, над планетой владычествовать, а спрашивается, как? Разовьем ка мы науку, чтобы выполнить это повеление. Не было этого, результат развития науки - способность человека менять материальный мир в масштабах планеты явилась для самих христиан полной неожиданностью, и сам текст Бытие 1:26, 28 начал осознаваться как повеление Бога человечеству после того, как быстрое развитие науки дало возможность заподозрить в ней этот инструмент владычествования, и до сих пор еще многими не осознан до конца..
Но Библейские чудеса на этом не кончаются. Следующий абсолютно невероятный текст -
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо (Бытие 2:4)
И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли (Бытие 2:5).
Текст абсолютно непонятный. Бог сотворил траву полевую, которой еще не было - это собственно как? Если сотворил - так уже стало быть трава была, а если еще не было, то стало быть и не сотворил. Далее, если Бог все творит как и положено Богу совершенным, сотворенная Им трава тоже должна быть совершенной, то есть расти самостоятельно, не нуждаясь ни в каких дополнительных заботах человека. И что это вообще за трава полевая, которая сама расти не может - то есть это уже рожь, пшеница, прочие культурные злаки? Конечно, как сейчас точно известно, культурные злаки не Бог сотворил, они результат деятельности человека. Знали ли об этом современники автора текста? Если знали - то почему Бог сотворил? Если не знали, и считали, что культурные растения тоже сотворил Бог, то как совершенный Бог мог сотворить несовершенное, в чем то дополнительном (еще до грехопадения) нуждающееся?
Или все же их сотворил Бог, но их не было, а чтобы они появились, потребовалась деятельность человека? Вряд ли такая логика могла быть у авторов текста.
В общем абсолютно непонятный текст, во всяком случае для людей времен написания. Дальше - больше
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Бытие 2:15)
То есть как? Рай уж точно сотворил не человек, а Сам Бог, во всех возможных смыслах, это следует из Писания, никаких вариантов тут не может быть
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Бытие 2:8)
Стало быть все в раю неизменно, совершенно и ни в чем дополнительном не нуждается. Бог конечно поместил человека в рай, для наслаждения, для бесед с Собой в прохладе дня, для блаженной вечной жизни в вечном созерцании Его Самого и немеркнущих райских красот. С точки зрения нормальной человеческой логики
А Бог говорит
…чтобы возделывать его и хранить его
Или не Бог, опять люди времен написания добавили? Добавили противоречащее человеческой логике?
Не Книга, а сплошные чудеса.
Но вот человек в раю. Так и встает перед глазами картинка, нагой Адам с мотыгой в руках, склоненный над грядкой райского сада, ну коль Бог повелел - надо возделывать. А в самом деле, чем собственно занимался Адам в раю? Но согласно последующему тексту, Адам занялся, причем вместе с Богом, делом, никакого отношения к возделыванию сада казалось бы не имеющим. Он стал давать животным имена.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Бытие 2:19)
И нарек человек имена… (Бытие 2:20)
Конечно, для древних людей назвать кого то по имени - это обрести над ним власть. Возможно люди времен создания текста так и думали. Ну а сейчас? Что означает для современного человека дать кому то или чему то имя? То есть назвать данного конкретного кота не Пушком, например, а котом? То есть образовать видовое понятие, начало любой науки?
Вот каким интересным делом занялся в раю Адам вместо рыхления земли, не очень видать привлекла его перспектива вечно рыхлить землю мотыгой.
Но интересное это занятие было неожиданно прервано. Человек ослушался Бога, нарушил Его повеление, съел запрещенный плод с запрещенного дерева. Съел и даже не покаялся, постарался еще и вину не только на жену, а и на Самого Бога свалить. Бог понятное дело страшно вознегодовал, да и кто б не вознегодовал, с точки зрения человеческой логики. И Адама из рая выгнал, и сказал…
Ну вознегодовал, выгнал - понятно, каждый из нас так бы и сделал на Его месте
И вдогонку разумеется бы сказал нечто вроде -
Иди, страдай, кайся, бейся головой об стену, пока не осознаешь в страдании, что натворил. И умоляй Меня, чтобы Я простил тебя
Ну нечто в этом роде, раз вознегодовал и прогневался, то и слова должны гневу соответствовать
А Бог вдруг говорит
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (Бытие 3:23).
Ни слова о наказании, о раскаянии, о прощении, фактически ничего для человека не изменилось. Он как и раньше должен возделывать, но уже не только землю в раю - всю планету, и возделывание это теперь будет сопряжено со страданием, но задача остается по сути прежней.
Текст настолько невероятный, что многие христиане и сейчас не могут в него поверить. Ну возделывать землю в состоянии святости еще куда не шло, но чтобы в состоянии грехопадения? Или не видно, к чему это приводит? Нет, сначала конечно надо самим спастись, а потом уже думать о возделывании земли.
Это с точки зрения логики человека. А Бог похоже думает иначе.
Но и этого мало. Перед тем как изгнать Адама из рая, Бог говорит нечто уже абсолютно невероятное.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Бытие 3:22)
То есть как? Человек сам, самостоятельно может обрести вечную жизнь? Преодолеть смерть, следствие грехопадения, без раскаяния, без обретения святости? Но это абсолютно невозможно, с точки зрения самого человека! А с точки зрения Бога? Неужели Бог считал подобное возможным?
Удивительный Бог, удивительна Книга Его, настолько удивительна, что даже сейчас, в 21 веке многие христиане не осознали, что же фактически сказал Бог в этих текстах, о чем это Он вообще говорит. Какое отношение вообще имеет возделывание материи к наслаждению в созерцании в вечном блаженстве, даровать которое может лишь Бог, вообще не нуждающийся ни в какой помощи человека?
Куда уж там людям времен написания текстов.
С изгнанием человека из рая чудеса, однако, не кончаются. Наоборот, они можно сказать, только начинаются
Грехопадение быстро дает плоды - первое братоубийство, это не удивительно. Вот и первый братоубийца, он известен, это сын Адама Каин, а раз известен, то стало быть скоро понесет наказание. И от Бога, и прежде всего от людей. Это понимает и сам Каин, и говорит Богу
…и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Бытие 4:14)
Что должен ответить Бог, с точки зрения человеческой логики. Разумеется - сам виноват, тебя накажут, убьют, а Я в вечности еще добавлю. Нечто в этом роде.
А что отвечает Бог? А Бог отвечает, и более того, делает нечто совершенно иное - Он берет братоубийцу под Свою сверхъестественную защиту! И не только берет, обещает наказать всякого, кто посмеет убить Каина
И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Бытие ;:15)
В чем причина этого абсолютно нелогичного решения? Что такое видит Бог в Каине, что берет его под защиту? Может, Он предвидит, что у Каина родятся очень набожные потомки, которые будут Ему молиться и восславлять Его, может беспутный Каин станет родоначальником поколения святых?
Но тексты говорят далее совершенно обратное, потомки Каина столь же беспутны, как и их отец.
Ада родила Иавала…(Бытие 4:20)
Имя брата его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели (Бытие 4:21)
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. (Бытие 4:22)
Но Бог, похоже, берет под сверхъестественную защиту не только Каина, но и его беспутных потомков, во всяком случае если верить, что не сам Ламех, а Он Сам говорит далее
Если за Каина отмститься всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Бытие 4:24)
С точки зрения человеческой логики, слова и поступки Бога не только необъяснимы, но и имеют отдаленные очень тяжелые последствия в виде возможности третьем мировой ядерной войны, тяжелого экологического кризиса и прочее. Это с точки зрения человека, а как с точки зрения Бога?
Но время проходит, и ничто вроде новое не возрастает в мире, кроме разве что греха, а Боговдохновенный Псалмопевец тем не менее поет
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
То что есть человек, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его;
Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его
(Пс. 8: 4-7)
Все положил? То есть и луну, и звезды? Под ноги человека?
Но время проходит, и на смену Ветхому Завету приходит Новый Завет.
И приходит Иисус, и говорит, среди всего удивительного и непонятного, совершенно уже непонятное
…истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Отец, то и Сын творит также
(Иоанна 5:19)
Как могли понимать Иисуса его слушатели? Ну наверно примерно так - понятное дело, откуда ж этому нигде не учившемуся сыну столяра знать Писание? Вот и не знает он, что Бог давно уже ничего не творит, Он почивает от дел Своих, у Него вечный Шабат. А Иисус тем не менее продолжает
Истинно, истинно говорю вам; верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу моему иду
(Иоанна 14:12)
То есть Иисус фактически говорит следующее. Шабат у Отца не наступил, Он продолжает творить. Я смотрю на Отца и делаю то, что Он делает. Вы все, если будете смотреть на Меня и видеть, что Я делаю, дальше сможете и сами делать то, что сейчас делаю Я.
Естественно, современники Иисуса после этого начинают смотреть, а что собственно делает Он. А Он делает ни больше, ни меньше чем чудеса. Он воскрешает мертвых, лечит болезни, ходит по воде, запрещает ветру. И утверждает невероятное - что люди, если будут смотреть на Него, далее будут делать такие же чудеса сами. Не Отец по просьбе и молитве людей, а они сами дальше начнут делать такие же чудеса.
Это уже не просто странный текст, это текст, уже граничащий с богохульством, в глазах современников Иисуса, разумеется. Из чего современники и не замедлили сделать соответствующие выводы. Это исходя из человеческой логики. А с точки зрения логики Бога?
Совершенно удивительные и непонятные тексты. Но самое удивительное и непонятное начинается тогда, когда эти непонятные тексты сравниваются с исторической реальностью. И самое непонятное это состоит в том, что проявляя поразительное упрямство в грехе, то есть в нарушении воли Бога по всем текстам, человечество тем не менее проявляют одновременно не менее поразительное упрямство в исполнении указанных странных текстов и землю худо бедно постепенно все более и более возделывают. То есть не просто пользуются ее плодами и путешествует на покорных ослах и лошадях, как о том говорит в Толковой Библии Лопухин
Самое господство человека над природой должно понимать и в смысле употребления человеком на пользу свою различных естественных сил природы и ее богатств, и в смысле прямого служения ему со стороны различных видов животных, исчисляющихся здесь лишь в порядке их последовательного происхождения и по самым общим их группам
а землю меняет. Фактически с момента грехопадения человечество упрямо занято не только подготовкой к приходу Спасителя и далее своим спасением, но, и я бы даже сказала в первую очередь, дальнейшим изменением среды своего обитания, материального творения Творца.

Вот написала это все и подумала - да зачем я все это в сотый раз пишу. Когда уже и так всем это известно. Ну во всяком случае всем католикам. Ну во всяком случае после Второго Ватиканского.
Потом читаю католический же Компедиум социальной доктрины Церкви, 2008 год издания. А в Компедиуме читаю
Для людини, яка мусить працювати, цей відпочинок відкриває перспективу більшої свободи, свободи вічної Суботи (стр. 169)
Це дозволяє людству вирушити в дорогу до вічної Суботи, де відпочинок обернеться на святкування, якого внутрішньо прагнуть усі люди (стр. 171)
Вот, оказівается не всем понятно, даже не всем католикам, даже после Второго Ватиканского
Не знаю, принадлежу ли я к роду Гомо Сапиенс, только спаси меня, Господи, от вечной Субботы
Previous post Next post
Up