Возвращаясь вечером домой в пустом вагоне метро, Верующий читал Книгу. Тут вошел Экзегет, сел рядом и спросил
- Что ты читаешь?
- Тише - сказал Верующий. Я не читаю, а разговариваю.
Оглядев пустой вагон, Экзегет недоуменно спросил - с кем?
Не видишь, что ли, с Кем - показал в ответ Верующий Книгу, открытую на Исход 32..
А - сказал Экзегет. А ты вообще то знаешь, что этот текст неправильный?
- Нет, не знал - удивился Верующий. В каком смысле неправильный?
- Ну, как доказывает наука, его не было в первых манускриптах.
- Может и не было, и что? Чем же он неправильный?
- Он тем и неправильный, что его не было в первых манускриптах. Это позднейшая вставка, вернее даже три вставки. Одна заимствована из вавилонских мифов, вторая - следствие неверного перевода, а третья - добавка переписчика.
- Ну возможно, а что из этого следует? - спросил Верующий. Сам текст то неверен в чем?
- Ну как ты не можешь понять? - удивился Экзегет. Если этот текст был написан таким образом, то скорее всего древние евреи вообще не создавали никакого золотого тельца. Это вымысел.
- Может и не создавали, так что? Ведь я не спрашиваю Бога о том, создавали древние евреи тельца или нет. Я спрашиваю Бога о том, что делать мне с тем золотым тельцом, который я создал. И это есть правда, а не вымысел, я действительно создал его.
- Но я вполне могу поверить, что ты действительно его создал - сказал Экзегет. Но текст, который ты используешь, содержит вымысел, если евреи тельца не создавали. А это кстати подтверждает еще и археология - у них просто не могло быть достаточно золота, чтобы отлить эту фигуру. Или те не веришь науке?
- Да верю я науке, и тебе верю. Я допускаю вполне, что древние евреи этого тельца не создавали, раз наука так утверждает. Я только не понимаю, какое отношение это имеет ко мне. Я то тельца создал, и я не древний, и даже не еврей, или я похож на древнего еврея?
- Нет - признал Экзегет, окинув взглядом тощую долговязую фигуру белобрысого Верующего в потертых джинсах и рубашке от секонд хенд. На древнего еврея ты не похож, а кстати, ты говоришь, что создал золотого тельца, а откуда у тебя столько золота? Разве ты такой богатый?
- Знаешь, я сам удивляюсь, но мне не только хватило золота на этого тельца, но еще и осталось, я так прикинул, на тельцов с десяток. Потому я теперь и спрашиваю Бога, что мне со всем этим делать, и с тельцом, и с оставшимся золотом.
- Все равно - сказал Экзегет. Нельзя в разговоре с Богом пользоваться неправильными текстами.
- А какими можно?
- Ну, например… Ну например можно пользоваться текстом «Не сотвори кумира». Конечно, кумир, если говорить строго, не совсем то, что телец, но текст этот абсолютно правильный, изначально древний, а разница я думаю не слишком существенная, ею можно пренебречь.
- Но мне кажется, этот текст мне мало чем поможет.- вздохнул Верующий. Ведь кумира я уже сотворил, так как теперь с этим мне быть?
- Даже не знаю, что тебе посоветовать - вздохнул Экзегет. Конечно есть еще несколько подобных текстов, но все они с научной точки зрения очень очень сомнительные.
- Я еще дрогого не могу понять - сказал Верующий. Я вот сейчас как раз начал слышать ответ на мой вопрос, когда ты помешал мне. И хотя я до конца не дослушал, какой то внутренний голос говорит мне, что это был правильный ответ. Вот давай послушаем вместе - и Верующий протянул Экзегету Книгу.
- Да зачем мне читать то, что я наизусть знаю - возмутился Экзегет. Или ты думаешь, что я плохо помню тексты, с которыми работаю всю жизнь?
- Но раз ты их так хорошо знаешь, как тебе кажется, получу ли я с помощью этого текста правильный ответ на свою проблему?
- Ответ как я понимаю совершенно правильный, но я же и не говорю, что он неправильный, я говорю совершенно другое - что неправильный текст, которым ты пользуешься для получения верного ответа.
- Ничего не понимаю. Если с помощью этого текста я получаю правильный ответ, то в каком смысле этот текст неправильный?
- Да пойми, он неправильный в том смысле, что в нем пишется о том, чего скорее всего на самом деле не было. И вера в такой текст - это слепая вера, ты слепо веришь, что этот текст истинный, несмотря на научные доказательства. Это слепая вера, а слепая вера нам не нужна, мы должны ясно понимать, с чем мы имеем дело.
- Но я же уже согласился с тобой, что древние евреи возможно и не создавали золотого тельца. Я верю не в то, что они это сделали, а в то, что с помощью этого текста Бог поможет мне решить мою проблему, и ты только что сам согласился, что это так. Так в чем же моя вера слепая?
- Она слепая потому, что тебя не интересует истина, а лишь решение твоей проблемы.
- А тебя интересует истина?
- Конечно - ответил Экзегет Я всю свою жизнь посвятил поиску истины, и ничто кроме истины меня не интересует. Вера, которая не желает знать истину - это слепая вера, и никому такая вера не нужна.
- Как странно - ответил Верующий, глядя на седовласого Экзегета. Ты говоришь, что всю жизнь посвятил поиску истины. Но неужели ты так и не заметил, что истина состоит в том, что на протяжении более 2000 тысяч лет люди с помощью этих неправильных как ты говоришь текстов получали верные ответы от Бога на свои вопросы. И если научная теория расходится с этой истиной, то наверно есть какие то ошибки в этой теории, а не в истине. Но возможно ты не заметил этого потому, что сам создал из экзегетики золотого тельца, с которым тебе трудно расстаться? И возможно было бы хорошо, чтобы забыв хотя бы на время про древние манускрипты, ты сел со мной рядом и мы бы вместе постарались услышать голос Бога, что нам делать дальше с нашей бедой?