Текст этот был написан как ответ на тему "Свобода и христианство", открытую недавно на форуме сайта ЕсусКрайст. Далее я цитирую текст с сайта
Мне порекомендовали посмотреть Вашу тему "Свобода и христианин" и я даже решила поучаствовать. Я не уверена, что помогу Вам разобраться, как Вы просите, я просто выскажу свое мнение по данному вопросу, так как возможно я в чем-то ошибаюсь. Я напишу, как я это понимаю для себя.
Во первых, вопрос свободы для меня очень важен - это одна из причин, что я христианка, а не атеистка, конечно не единственная, и не самая главная, но достаточно веская для меня причина. Атеизм, точнее материализм, по моей убежденности, отвергает свободу выбора в принципе, то есть это следует из его концепции, хотя материалисты не всегда в этом признаются, жизнь в подобном мироощущении для меня была бы просто невозможной.
Теперь немного истории. Когда я была девочкой, на протяжении многих лет мне дарили птичек - чижиков. Они у нас зимовали, а весной мы их выпускали. Я очень всегда любила своих чижиков, это уже позже я узнала, что так делать нельзя - отвыкшие за зиму от самостоятельной жизни чижики обычно погибают. Я этого тогда не знала, я радовалась чижикам, уверенная, что делаю им добро. Так вот, если двух самцов чижиков посадить в одну клетку, более сильный бьет другого клювом по голове. Я обычно очень сердилась на этого чижика, кричала на него, пыталась как-то более слабого чижика защитить, иногда даже пыталась слегка ударить этого плохого чижика. Бедный чижик метался по клетке, пугался, пищал, но как только я отходила - все продолжалось, он все равно бил другого чижика по голове.
Тогда я брала более слабого чижика и сажала в другую клетку. Ничего иного не оставалось делать. Но вот что интересно - если в этой клетке был чижик-самец, слабее этого слабого чижика - теперь уже этот слабый чижик бил другого, еще более слабого клювом по голове.
Так продолжалось довольно долго - пока я не поняла, что нет хороших и плохих чижиков, что в этом смысле все чижики одинаковы, и они не виноваты - они не могут иначе, они должны так поступать.
А когда я подросла, уже в старших классах школы - я поняла, почему это так - чижик поступает с его, чижиной точки зрения совершенно правильно, следуя своему желанию. И с моей человеческой - тоже, в нем заложен инстинкт защиты территории от соперника, такое поведение обеспечивает и выживание вида чижиков, и процветание леса в целом.
Так что чижик по-своему прав. Но я уже написала - вопрос свободы воли настолько важен для меня - что чижиком я быть не хочу! Даже если это и обеспечивает процветание леса - то есть города.
Мне смешно, когда я читаю высказывания атеистов, что они поступают, как сами хотят. Конечно, они поступают согласно своим желаниям, это так - но желания их записаны в их мозгу, на уровне химических по-видимому процессов - и записи эти они не сами туда помещали. Они или врожденные, или получены в результате воспитания, которое они тоже не сами себе выбирали, а даже если и выбирали - в более взрослом возрасте - опять же на основе подобных записей. Если Вы не верите - посмотрите, как меняются желания человека под воздействием химических веществ. Они, атеисты - просто чижики, и больше ничего. Но я человек - чижиком я быть не хочу.
И выхода у меня здесь нет - я не могу определить, как Вы правильно и сказали, что мне делать, чтобы поступать свободно, потому что единственный критерий выбора - это мое желание, надо поступать так, как я хочу, иного критерия нет, но как я хочу - это и есть то, что в мозгу записалось. И я есть чижик, по сути своей - но я еще и человек - а потому чижиком я быть не хочу.
А как же я хочу поступать?
Вот здесь мы придем к очень важному пункту, который Вы по моему совершенно не учитываете в Вашей теме. Все, что Вы написали - совершенно справедливо - для атеиста. Но Вы совершенно не учитываете, что я - верующая.
Это не просто слово, некое определение - я действительно верю, что Бог есть. И я Его Люблю. И я хочу поступать так, как этого хочет Он. Я этого действительно хочу.
Но, строго говоря, Вы можете сказать мне - что я тут опять же чижик - я так хочу - потому что это так записано. Строго говоря - согласна, пусть даже так. Но я Его настолько люблю, я настолько пребываю в восторженном поклонении перед Ним, что даже согласна поступать в соответствие с Волей Его, если это желание Он и записал у меня априори. То есть я согласна быть чижиком - но только ради Него - не ради себя и не ради леса.
Я понимаю - Вам, как воинствующему гуманисту, понять это трудно. Но это действительно так.
Но есть еще нечто в христианстве - принцип свободы воли. Этот принцип говорит, что Бог не записал как безусловный инстинкт в нас желание следовать за Ним, потому что Ему не нужны автоматы, что это результат нашего свободного выбора. И моя интуиция подтверждает эту доктрину - я же этот выбор ощущаю, я не верю, что ощущение выбора является иллюзией, подобно другим иллюзиям атеизма. Я выбираю - это не иллюзия. Это великолепно - я сама решаю, как мне поступить.
Но, повторяю, я согласна - в любом случае, поступать согласно Воле Его. Но не согласно химии в моем мозгу, если эта химия противоречит Его Воле.
Теперь по второму вопросу - вредоносности такого поведения. Тут, мне кажется, Вы опять же не учли, что имеете дело с верующими. Все, что Вы написали - совершенно верно для атеиста. Если человека бьют - а он неизвестно почему подставляет щеки - это просто глупость. Но давайте внимательно прочтем, что говорит Иисус.
"А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую."
Вы заметьте - Иисус говорит - "не противься злому", и тут же поясняет, что Он имеет в виду. И Иисус не говорит - "если тебя ударили ногой в живот - подставь еще и печень. Если тебя хотят зарезать - обнажи грудь, чтобы напавшему было удобнее".
Он говорит: "Но кто ударит тебя в правую щеку твою". Но удар в щеку - это не грозящее тяжелыми последствиями для тела избиение. Удар в щеку - это пощечина. А пощечина - это прежде всего не избиение, а унижение.
Итак, Иисус фактически говорит - если тебя унизили - ты не унижай, не давай сдачи, пусть себе унижают.
Если Вы внимательно посмотрите вокруг - Вы увидите - уголовно наказуемые деяния в чистом виде встречаются относительно редко. Обычно причина конфликтов - начинающихся вообще-то с пустяков - на работе, в семье, в любом человеческом сообществе, а заканчивающихся ненавистью, вплоть до уголовных деяний - это унижение человеческой гордости.
Эту разницу хорошо понимал ап.Павел. Когда его ударил солдат - он не стал подставлять щеки, а с негодованием сказал: Как ты смеешь бить меня, я гражданин Рима?
Почему Иисус придает этому такое значение?
Потому что на уровне обычного человека мы жестко запрограммированы на конкуренцию. И первый механизм конкуренции - гордость.
Меня унизила моя дочь - она совершенно со мной не считается... Моя мать думает - я все еще ребенок... Муж пошел к другой - он предпочел ее мне... Я работала как вол - а вся слава ему...
Но униженная гордость - это на поверхности, это то, через что инстинкт действует, а глубинная причина - участие в конкурентной борьбе. Чижики, бьющие соперника по голове.
А второй механизм конкуренции - драка за материальные блага. Потому Иисус тут же говорит: "И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду".
Мы все играем в эту игру - от рождения до смерти. Не только мы задействованы в ней - сама игра задействована как один из механизмов развития общества.
Я это вижу настолько четко - и саму игру, и что за ней стоит. И я не хочу быть чижиком, я не хочу бить сама и не хочу быть битой, эта игра мне отвратительна. Но я ничего не могу сделать - я тоже задействована в ней.
И вот - о прекрасная весть, оказывается Бог дает мне право выйти из этой игры.
Вот она - христианская свобода, право выйти из этой всеобщей игры.
Конечно, христианство освобождает не только от конкурентной борьбы. Христианство - это свобода от греха, от порочных зависимостей, от отрицательных эмоций - много от чего. Христианин - это внутренне свободный, счастливый человек, но я пишу сейчас не столько о христианстве, сколько о моем восприятии христианства. Первая свобода для меня - это свобода от участия в этой всемирной драчке за свое место под солнцем. Меня унижают - а я показываю большой кукиш сатане - я свободна отныне, Я НЕ ОБЯЗАНА давать сдачи, я выведена из этой игры.
Бог поднимает меня на высший уровень, над этой игрой, она уже внизу, я уже не участвую в ней.
Как это происходит в реальности?
Вообще, когда атеист спрашивает христианина о чем-либо - это выглядит примерно так: я, конечно, знаю, что Вы верующий, но между нами - мы же прекрасно оба понимаем, что никакого Бога нет, так вот объясните мне, как...
Это в других религиях можно объяснить, как... Но не в христианстве. Потому что в христианстве ничего не может быть без Бога, ибо в христианстве действует не человек, а Бог.
Поэтому я Вам сразу скажу - если атеист попытается выйти из игры по христианскому рецепту - ничего не получится. Скорее всего он просто не сможет не давать сдачи, но если и сможет - превратиться в половую тряпку, о которую все вытирают ноги. Атеисту, пока он атеист - никогда не выйти из этой игры, играть ему в нее и играть - до конца его дней.
Поэтому ничего не получится даже у христиан - невоцерковленных или плохо воцерковленных. Они верят, что Бог есть, прочли Нагорную проповедь - но Бог фактически не действует в их жизни. Поэтому так трудно принять христианство - и атеистам, и представителям других религий. Чтобы человек состоялся как христианин - в его жизни должен начать активно действовать Бог.
А в реальности это происходит так.
Когда человек обращается к Богу - Бог меняет человека - уничтожает заданную на уровне врожденного инстинкта программу конкурентной борьбы. И берет верующего под Свою сверхъестественную защиту.
И когда некто стирает христианина в порошок, Христианин, подставляя обе щеки, отдает этого некто в руки Бога. Он привлекает на свою сторону Бога - для защиты и решения проблемы. Это не значит, что он молится, чтобы Бог покарал обидчика - так бывает, но это неверное христианство. Он скорее всего молится, чтобы Бог решил проблему, защитил его и простил обидчика, поскольку, опять же согласно христианству, действуете не обидчик - человек не виноват, некто иной действует через него (ср. действует химия в мозгу), христианин просит Бога, чтобы Он вмешался в ситуацию и очистил обидчика от этой "химии". Христианин признается в своем бессилии решить проблему и привлекает к ее решению Самого Всемогущего Бога.
Христианин знает - Бог не будет вмешиваться в ситуацию, если ты решаешь ее сам. Отдай ее Богу. Тогда Сам Бог будет решать эту ситуацию, в том числе и действуя через тебя - твое дело лишь следовать Воле Его.
И что поразительно, в подавляющем большинстве случаев - ситуация действительно разрешается, об этом знают многие христиане, и я в том числе. А если еще и учесть, что христианин в первую очередь постоянно молиться о том, чтобы Бог изменил его - именно его, а не окружающих, очистив его от ненужной "химии" - то число таких экстремальных ситуаций, когда уже "бьют" в жизни христианина вообще резко сокращается...
Я еще так это свое понимание выскажу. На некотором уровне все люди - чижики. Но Бог поднимает христиан на более высокий уровень - от бессознательного следования своим инстинктам, условным и безусловным, которые человек осознает, как и животное, в виде желаний, к осознанному подчинению Воле Его. Бог как бы совершает операцию, освобождает человека от власти "химии", но при этом полностью подчиняет Своей Власти. Но Бог не действует против воли человека - это произойдет, если человек даст согласие на такую операцию.
Теперь по третьему вопросу - о действенной роли христианства в жизни человеческого общества. Я процитирую Вам из одной лекции "Если сатана видит, что он ничего не может сделать - человек все равно уходит к Богу - он говорит - Ладно. Иди. Но не высовывайся из своей церкви. У тебя теперь есть Бог - что еще тебе нужно? Землю оставь мне - я тут владыка"
"Миссия Иисуса на земле: - спасение людей и восстановление Царства, то есть восстановление утраченных отношений человека с Богом - вернуть землю Богу - распространить на земле Царство Божье и восстановить человека - царя в нем"
Зло, увы, человек не может победить извне своими силами - когда человек борется со злом извне, зло усиливается - и что самое страшное - усиливается и в самом человеке, который со злом борется. Зло самоуничтожается, предоставленное самому себе, в нем изнутри заложен механизм самоуничтожения. И христиане - единственная часть человечества, способная активно, именно активно бороться со злом.