Потому мы сидели и спорили
Спор затягивался, постепенно переходя на все более высокие ноты…
Вы не хотите найти консенсус со мной - сказал расстроенный оппонент
Я не могу найти с Вами консенсус, то, что Вы утверждаете, разрушает мою веру, на самом корню. Если я приму то, что Вы утверждаете - до православия я просто не дойду
И тогда он сказал - а вы можете в виде системы все это изложить?
Э… о… не знаю, попробую - сказала я
И примерно через неделю была готова
1. Аксиома. Я существую
Существовать - неопределимое базовое понятие, постигаемое интуитивно
Множество всего существующего назовем Реальностью и обозначим буквой R
Итак R - непустое множество, я (- R.
2. Некоторые рассуждения о Реальности
Утверждение 2.1. Реальность непознаваема по своей сути
Непознаваемость - это не свойство реальности, а свойство человеческого аппарата познания. Оно означает, что невозможно описать, что из себя представляет реальность по своей сути в человеческих понятиях
Реальность непознаваема не потому, что в силу ее сложности или бесконечности люди не в состоянии ее познать, а потому, что у людей отсутствует понятийный аппарат для ее описания.
Что из себя по сути представляет Реальность просто не может прийти человеку в голову, в силу того, что у него этих понятий вообще нет и быть не может
Основание принятия утверждения 2.1.:
1. Наличие аналогии в животном мире. 2 + 2 = 4 непознаваемо для животного не в силу своей крайней сложности, а в силу того, что у животного отсутствуют необходимые для понимания понятия
2. Существуют вопросы, которые люди задавали себе с начала своего существования и к решению которых они не приблизились и на йоту за всю историю своего существования
3. Результаты физики
Тем не менее поскольку я есть элемент реальности, я могу вступить с ней во взаимодействие. Но для того, чтобы вступить с Реальностью во взаимодействие, я должна как то эту Реальность себе представлять, я не могу вступить во взаимодействие неизвестно с чем, просто в силу того, что я не могу знать, как мне взаимодействовать неизвестно с чем
Но хотя невозможно никакое описание Реальности в моих человеческих понятиях, описание взаимодействий, в которые я могу вступить с элементами Реальности вполне в человеческих понятиях возможно. Итак для возможности взаимодействия с Реальностью я должна иметь некоторую систему описаний взаимодействий с Реальностью, в соответствии с которой я могла бы как то представлять себе, что из себя представляет эта Реальность и какие взаимодействия с ней возможны. То есть я должна иметь некоторую модель взаимодействий с Реальностью.
Набор таких моделей в моем распоряжении имеется априори, это различные религии. Каждой религиозной модели соответствует некоторое множество основополагающих утверждений, отрицание которых несовместимо с приятием модели, будем называть такое множество DХ, где Х - первая буква названия соответствующей религии, а его элементы - догматами этой религии. Также каждая религия определяет некоторую систему норм поведения, которой необходимо придерживаться ради достижения некоторых целей, множество этих целей будем обозначать СX, а его элементами называть религиозными целями данной религии.
Задача состоит в том, чтобы из имеющегося религий выбрать ту, в соответствии с которой я в жизни буду взаимодействовать с Реальностью или убедиться в невозможности этого выбора. Я буду рассматривать следующие религии - атеизм (в известном мне варианте, основанном на материализме), группа аврамистических религий, группа религий «от индуизма», группа эзотерических религий.
Методом отыскания религиозной модели будут наблюдения над Реальностью, включая и результаты научных исследований
Принципы выбора модели, в порядке уменьшения значимости
- 2.1. Адекватность
Понятие адекватности лучше пояснить на примере.
Пример 1 Модель, которая утверждает, что каждый раз, когда я скажу «купюра, появись», мне в руки упадет 100 долларовая купюра, должна быть признана неадекватной. В то же время модель, которая утверждает, что денежные купюры выращиваются по ночам на моей работе, и урожай их зависит от того, насколько хорошо я выполняю утром свою работу должна быть признана адекватной, если конечно как я надеюсь моя шеф материально поощряет своих подчиненных
Пример 2. Модель «все падает вниз» адекватна, пока взаимодействия состоят в сборе упавших на землю яблок. Модель теряет свою адекватность, когда взаимодействием становится запуск космического корабля.
Отсюда следует важный вывод - при возникновении новых, не наблюдавшихся раньше взаимодействий адекватная раннее модель может утерять свою адекватность
В случае расхождения модели с результатами научных исследований либо я должна убедиться в несостоятельности соответствующего научного доказательства, либо модель не может считаться адекватной
Неадекватная модель не может быть выбрана как пригодная для взаимодействия с Реальностью
- 2.2. Презумпция истинности интуиции.
Из двух моделей предпочтение я буду отдавать той, которую поддерживает моя интуиция, в случае, если не доказано обратное.
- 2.3. Мироощущение
Каждая религиозная модель может быть оценена по шкалам типа
(нравится, …, не нравится)
(ужасно, …, замечательно)
(не интересно, …, интересно) и так далее.
Религиозная цель может оцениваться по шкале типа
(совершенно не стремлюсь к данной цели, …, ради цели согласна страдать и умереть)
Из двух моделей я буду выбирать ту, суммарное мироощущение в которой мной оценивается выше
3. Предварительные рассуждения
Утверждение 3.1. Я способна ощущать
Ощущать - неопределимое базовое понятие, постигаемое интуитивно
Неизвестно, постоянно ли реализуется эта способность, так как например согласно данным науки когда я нахожусь в некоторых фазах сна, фиксируемых на энцефалограмме, невозможно определить, ощущаю я в это время или нет. Но в состоянии бодрствования я ощущаю, поэтому в принципе я способна ощущать
Я ощущаю себя.
Я ощущаю свое тело как нечто, отличное от себя
Согласно данным естественных наук, мое тело есть сложное образование, состоящее из химических элементов, которые состоят из атомов, которые состоят из элементарных частиц, которые состоят из кварков, кроме того в моем теле присутствуют различные физические поля, законы взаимодействий этих объектов изучает физика и химия. . Обозначим множество объектов, законы взаимодействия которых изучает физика и все, что может быть из этих объектов образовано буквой М, его элементы будем называть материальными формами
М = (кварки, элементарные частицы, атомы, поля, химические элементы…)
Я ощущаю многие элементы множества М
Способны ли ощущать другие люди? Строго говоря, доказанного ответа на этот вопрос не существует, но моя интуиция говорит мне, что с вероятностью 1,0 другие люди способны ощущать
Способны ли ощущать животные? На этот вопрос тоже нет доказанного ответа, но моя интуиция говорит мне, что во всяком случае хордовые способны ощущать. Она также говорит мне, что с высокой степенью вероятности способны ощущать те животные, у которых есть нервная система
Множество всех, способных ощущать, обозначим буковой О.
О = (я, другие люди, некоторые виды животных, …)
Вместо «я ощущаю» можно сказать - я «знаю о своих ощущениях», или «я осознаю свои ощущения»
Осознавать, знать о чем либо - базовое неопределимое понятие, постигаемое интуитивно
Кроме своих ощущений я способна осознавать различные понятия, такие как «число 5», «интеграл», «дерево», «человек», содержание текста с записью художественного произведения, смысл простых математических формул. Способны ли осознавать другие люди? Как и в случае с ощущениями, доказанного ответа на этот вопрос нет, но моя интуиция говорит мне, что с вероятностью 1.0 другие люди также способны осознавать. А опыт общения с другими людьми говорит мне, что многие способны осознавать то, что неспособна осознавать я, например какое музыкальное произведение записано на нотной бумаге или смысл сложных математических формул…
Множество всего, что люди способны осознавать и что не относится к множествам M и О будем обозначать буквой I, его элементы будем называть информацией, R ( I
I = (число 5, интеграл, «Война и мир», «Лунная соната», «теория относительности»…)
Множество способных осознавать элементы множества I будем обозначать буквой S и называть субъектами
Существуют ли другие люди как объекты, отличные от элементов множества I? Строго говоря, доказанного ответа не существует, но моя интуиция говорит мне, что с вероятностью 1.0 другие люди существуют как объекты, отличные от элементов множества I
Могут ли осознавать животные элементы множества I?
Интуиция говорит мне, что нет
S = (я, другие люди, …)
Способны ли ощущать и осознавать элементы множества I? Интуиция говорит мне, что с вероятностью 1.0 не способны, I & O = 0, I & S = 0
Кроме себя, своего тела и элементов множеств М и D, я ощущаю, что существует еще НЕЧТО, неизмеримо более могучее чем я, к ЧЕМУ я могу обратиться и при этом ОНО каким-то образом знает об этом обращении. Более того, Он является целью и смыслом моего существования, мое действия должны соответствовать воле Его. В множестве I ощущаемому мной соответствует понятие «Бог». Множество, элементами которого являются боги, обозначим буквой В, Бог (- В.
Итак, мы имеем
Базовые утверждения 3.2
R = (я) + I + …
I & O = 0; I & S = 0;
DX ( I; CX ( I;
Обозначения
R = (все, что существует)
В = (Бог, другие боги)
S - множество способных осознавать элементы множества I (я, другие люди, …)
O - множество способных ощущать (я, другие люди, некоторые животные …)
М = (объекты, изучаемые физикой и все, что может быть образовано из этих объектов)
I - (информация)
DX = (множество доктрин религии Х)
СХ = (множество религиозных целей религии Х)
4. Атеизм
DA включает
Доктрина 4.1. Материальные формы по мере усложнения приобретают способность ощущать
CA = (отсутствует или счастливая жизнь будущих поколений людей)
Оценка модели
- Адекватность
Отсутствуют наблюдения, свидетельствующие о том, что хотя бы одна материальная форма обладает способностью ощущать
- Презумпция истинности интуиции
Моя глубокая интуитивная убежденность, что все объекты, которые изучает физика, неспособно ощущать и никакие их объединения ни в каком виде не могут обрести эту способность
Интуитивное ощущение себя как объекта, отличного от любого элемента множества М
- Мироощущение
- Мама, неужели ты не понимаешь, что я умру? Ну мама, неужели ты не понимаешь этого? - так извожу я свою мать последние три дня. Я мала, очень мала, где-то года три-четыре, как ни странно, я хорошо это помню. Помню тот непередаваемый ужас и отчаяние, которые охватили меня, когда я поняла, что я умру! Умру, и меня больше никогда не будет, никогда. Нет, до этого я уже знала, что люди умирают. ... И вот до меня, по-видимому, впервые дошло, что я тоже умру.
Это было Горе, это было ужасное, непередаваемое Горе, самое большое и страшное в моей короткой жизни. Самое страшное из всего, что до сих пор случалось со мной. Конечно, моя мама должна помочь мне! Ведь до сих пор она всегда помогала мне, в самых тяжелых случаях приходила мама и помогала и все оказывалось хорошо. Но почему мама так спокойна, почему не хочет сделать что-то? Она, наверно, не понимает, как это страшно, и надо ей объяснить, и тогда она, конечно, поможет мне как всегда. И я хожу за мамой следом уже три дня и плачу: Мама, ну неужели ты не понимаешь, ведь я же умру?!
...
Но ничего этого я не знаю. Мне три-четыре года, я хожу за мамой следом и молю о помощи.
- Об этом не надо думать- сказала наконец мама. Все, кто думает об этом, заболевают, сходят с ума. Об этом просто не надо думать.
Легко сказать - не думать. Как можно не думать об этом? Разве от того, что я не буду об этом думать, я не умру? И я снова и снова хожу за мамой и плачу: мама, сделай что-нибудь, ну как ты не понимаешь?
Я была права. Мама, как всегда, помогла мне. Она поведала мне Великую Тайну.
(«Путь домой»)
Ночь. Все давно спят. Не сплю я одна. Хожу из угла в угол, опустив голову, и все ищу ответ на один и тот же вопрос: Почему я должна быть хорошей? Мне 13 лет, я убежденная атеистка.
Вопрос этот крайне важен для меня. В этом болоте, в которое теперь превратился мой мир, побеждает сильнейший. Это закон природы. Значит, я должна бороться и быть сильной. Мораль - сказка для дураков, чтобы сильнейшим было удобнее на них ездить. Но я не хочу быть дурой. Значит, я не должна быть хорошей. Я должна быть плохой, очень плохой. Воровать, убивать и творить прочее зло. Чтобы соответствовать законам того мира, в котором я оказалась. Конечно, надо не попасться, избежать наказания, но это уже мелочи. Но вся беда в том, что мне очень не хочется быть плохой!
…
Я стараюсь не думать о смерти, как сказала когда-то мне маленькой моя мама: Об этом нельзя думать, иначе сойдешь с ума. И лишь иногда по ночам зову: мама, мне страшно, ляг рядом со мной. Это когда с необычайной ясностью вдруг представляю, что обязательно придет момент, когда я умру.
...
Определение принято мной безоговорочно. Увы, в мире нет ничего, кроме материи. Молись я Богу хоть сто лет, камень, брошенный мной, упадет вниз. Стоп, это камень. А как же я сама? Ведь я при одних и тех же условиях могу поступить по разному. Но могу ли?
Итак, я читаю «Рефлексы головного мозга». И убеждаюсь, что никакой свободы воли нет. Выбор, который мы якобы совершаем - это лишь иллюзия в нашем мозгу. На самом деле все наши действия однозначно определены внешними и внутренними (структурой мозга) условиями.
Итак, в этом мире я не только животное, обреченное бороться за выживание с себе подобными. Я еще и автомат, просто вещь. Это истина, с этим ничего не поделаешь. Но это истина, с которой, как и с сознанием смерти, невозможно жить.
(«Как я стала верующей»
http://olgaw.livejournal.com/3892.html )
Вывод.
Атеизм исключается из числа рассматриваемых моделей
Базовые утверждения 3.2. принимают вид
Базовые утверждения 4.1
R = (я) + I + …
M & S = 0; M & O =0;
I & S = 0; I & O = 0;
DX ( I; CX ( I;
Обозначения
R = (все, что существует)
В = (Бог, другие боги)
S - множество способных осознавать элементы множества I (я, другие люди, …)
O - множество способных ощущать (я, другие люди, некоторые животные …)
М = (объекты, изучаемые физикой и все, что может быть образовано из этих объектов)
I - (информация)
DX = (множество доктрин религии Х)
СХ = (множество религиозных целей религии Х)
Следствия.
Нет никаких оснований считать, что с распадом моего мозга я исчезаю
Поскольку остальные рассматриваемые модели не исключают существование Бога в том или ином понимании, я ощущаю Его присутствие, не существует научных доказательств несуществования Бога, я ощущаю, что Он может знать, когда я к Нему обращаюсь, принимается
Аксиома. Бог существует.
Базовые утверждения 4.1 принимают вид
Базовые утверждения 4.2.
R = (Бог) + (я) + I + …
M & S = 0; M & O =0;
I & S = 0; I & O = 0;
DX ( I; CX ( I;
Обозначения
R = (все, что существует)
В = (Бог, другие боги)
S - множество способных осознавать элементы множества I (Бог, я, другие люди, …)
O - множество способных ощущать (я, другие люди, некоторые животные …)
М = (объекты, изучаемые физикой и все, что может быть образовано из этих объектов)
I - (информация)
DX = (множество доктрин религии Х)
СХ = (множество религиозных целей религии Х)
5. Группа индуизма
DИ включает
Доктрина 5.1. Материальный мир есть иллюзия
Некоторые школы индуизма включают
Доктрина 5.2. я есть ОНО
CA = (Обретение вечного блаженства через освобождение от иллюзии)
Оценка модели
- Адекватность
Отсутствуют наблюдения, свидетельствующие об истинности доктрин 5.1, 5.2
- Презумпция истинности интуиции
Моя интуиция отвергает доктрину 5.1 и следствия из доктрины 5.2.
- Мироощущение
Вообще то мне очень хорошо. Я счастлива. Вот если бы еще не этот страх.
Но страх не исчезает. Более того, он усиливается. Дело в том, что с некоторых пор я опять сомневаюсь в своем бессмертии.
Нет, я не вернулась к вульгарному, а тем более к диалектическому материализму. Все началось, как некоторая игра, упражнение для ума.
Я подумала о том, что многие вопросы, подразумевающие в ответе четкое да или нет, оказывались как бы некоректно поставленными, решение было и да, и нет. Можно ли сказать то же о проблеме бессмертия?
Интереса ради я пытаюсь придумать систему, в которой нельзя было бы сказать о человеке, ни что он смертен, ни что он бессмертен. Достаточно быстро я нахожу несколько решений.
...
В мире существует непознаваемое нематериальное ОНО. В контакте с телом, вернее, с его нервной системой, ОНО порождает сознание. Я - это ты, ты - это я, в разных телах. Мы все - ОНО.
Мертвый материальный мир всегда был чужим для меня. Если мир материален, меня абсолютно не интересует, что в нем происходит. Он как колхозное поле, на которое я приехала и уехала, чуждый и чужой мне мир.
...
Но живой, одухотворенный мир, в котором я не бессмертна? Я не знаю, как к нему относиться.
С одной стороны, я вроде остаюсь. Ведь я не тело, а именно ОНО. Я буду в других телах. Но другие люди и сейчас есть. Это не я. Гибель моего тела - это и моя гибель.
(«Путь домой»)
Я отдаю себе отчет, что подобное исполнение мантр полностью противоречит учению. Ведь я должна понять иллюзорность окружающего меня мира, стать к нему совершенно равнодушной, иначе привязанность к нему помешает прервать цепь перевоплощений, вернуться к Богу.
О том, что конечной целью существования является прекращение перевоплощений и уход из этого мира, слияние с Богом в Нирване, я знаю с детства от мамы. Кришнаиты не признают Нирваны. Но проповедь ухода от мира звучит постоянно.
Я согласна, что конечной целью моего существования является слияние с Богом. Но это в очень отдаленном будущем, ведь целью каждого воплощения как раз и является самосовершенствование. Почему я не должна любить этот мир, находясь в нем? Я еще очень молодое сознание, наверно, еще недавно я была животным. Я люблю этот мир, мне нравится жить в нем, я хочу воплощаться еще и еще, я еще абсолютно несовершенна!
Старики не играют в игрушки, им это неинтересно. Но заберите игрушки у ребенка - он не сможет нормально развиваться.
С удивлением смотрю я на молодых людей, настолько разочарованных в жизни, что они хотят как можно скорее попасть на тот свет.
(«Путь домой»)