Я хочу говорить на тему - мифы и реальность. Реальность - то что есть фактически, на самом деле. Мифы - не совсем верное, а иногда и совсем неверное отображение реальности в сознании людей.
Мифы бывают околонаучные и околорелегиозные. Различаются они по источнику - околорелигиозные мифы излагают религиозные деятели, ссылаясь на религиозные источники, околонаучные мифы излагают научные деятели, ссылаясь на научные источники.
Мифы бывают безобидные, не совсем безобидные и совсем не безобидные. Околорелигиозные мифы о строении Вселенной имели последствием то, что лучшие умы человечества в средние века закончили свою жизнь далеко не лучшим образом. Причиной всех религиозных войн, унесших жизни сотен тысяч людей и уносящих человеческие жизни до сих пор являются околорелигиозные мифы. Войны нерелигиозные, унесшие жизни миллионов людей, как правило обосновываются каким либо околонаучным мифом.
Пример околонаучного мифа - “Побеждает сильнейший”. Это миф, абсолютно не соответствующий наблюдаемой реальности. Возьмем любой вид животных, например медведи. Посмотрим на их предков. Вот много тысяч лет назад дерутся два пещерных медведя, рядом самка сидит, делает вид, что не замечает. Кто победил - ну конечно сильнейший. Потомство оставил, а слабый или погиб, или убежал. Тысячи лет так дерутся. Генофонд медвежий улучшают. Во каким сильным медведь должен уже быть по сравнению с ним, пещерным предком. Смотрим на реальность, сравниваем…
Как же это происходит - тысячи лет побеждает сильнейший, а результата никакого. Наоборот - обратный результат.
Я ночью из церкви иду, размышляю над этим. Как же так получается с медведями. Иду ночью по улице, никого нет, а навстречу мне - Крутой. Плечи - во, пальто черное до пола - во, ну за три версты видно, что Крутой. Под пальтом - не вижу, чувствую, две “пушки”, по одной с каждого боку, еще и нож на поясе. Ну совершенно Крутой. У меня душа в пятки, как человек религиозный я быстренько начинаю молиться Богу - Господи, пронеси. Фу, Слава Богу, прошел мимо. На меня и не посмотрел. А знаете, я могла и не молиться, он бы все равно не посмотрел. Не нужна я ему, старая бабка в потрепанной куртке, никакого интереса я для него не представляю. Он ведь не меня искал, он на встречу с таким же Крутым, как он шел, чего-то они там не поделили. Встретились, поговорили. Пришло два крутых - ушел один. Представляете, за год десять раз на такие встречи ходил - десяти Крутых как не бывало. Как он ослабил генотип человечества! А говорят - “побеждает сильнейший”.
И разрушается околонаучный миф. Не сильнейший побеждает - зло самоуничтожается! Бог заложил этот механизм - самоуничтожение зла.
Ну и чем плохо - вы скажете. Пусть этот Крутой и дальше так думает, что он сильнейший и побеждает, смотрите, как он поработал, куда там милиции. Да, хорошо поработал, но вот беда. Из “пушки” в первый раз стреляя, он случайно еще старушку подстрелил, совсем случайно, мимо как раз шла. Жалко старушку. Во второй раз он уже не с “пушкой”, он с автоматом пошел. Уже несколько прохожих случайный задел. Когда такой Крутой, уже не от околонаучного, а от околорелигиозного мифа, на самолете полетел - все видели, что получилось. Далеко от нас, на другом краю земли. Но все видели.
Когда в руках у Крутого ядерная “кнопка” - и на другом краю земли не спрячешься.
Реальность - зло, самоуничтожаясь, уничтожает все вокруг в некотором ареале, который тем больше, чем выше уровень научно-технического развития общества. Начиная с определенного времени в этот ареал попадает вся земля. Раннее действовавший механизм самоуничтожения зла становиться не то что неэффективным - недопустимым.
Другой околонаучный миф - познаваемость окружающего мира. Это абсолютнейший миф, он опровергается существующей реальностью. В окружающем мире мы видим абсолютно непознаваемое Нечто, реально видим, не где-то на небе, здесь, на земле. Нечто, о котором не может сказать ничего ни одна из наук, о котором вообще нельзя сказать, что это такое, мы только видим, что Оно есть. Оно, это Нечто, не может быть зафиксировано ни в одном мыслимом эксперименте сторонним наблюдателем, ни один сторонний наблюдатель не может определить, присутствует это Нечто в данном эксперименте или нет. Я не о Боге говорю, я о вас говорю, о вас и о себе. Мы есть это нечто, которое я бы назвала так - Ощущающий субъект.
В чем вред мифа о познаваемости мира? В том, что поверив в этот миф, человек отвергает реально существующую непознаваемую часть мира, самую важную и интересную его часть. Если я не могу познать, что есть ощущение и что есть тот, кто ощущает, значит этого нет, это кажется, это иллюзия. Что такое ощущение - это просто реакция. Нет, ощущение - это не реакция, это совершенно разные вещи, а что же это? Не знаю , потому что не могу знать.
Околонаучный миф о познаваемости мира лежит в основе атеизма и всех его наблюдаемых последствий.
Создаються сложные, сложнейшие и сверсложные модели Этого. Возникают утверждения типа “Вселенная - супер ЭВМ и кроме нее ничего в мире больше нет”. Нет есть! Я есть. Я не ЭВМ, даже если супер. И я есть во Вселенной, стало быть во Вселенной есть еще что-то, кроме ЭВМ. Я никак не хочу сравнивать свой интеллектуальный потенциал с интеллектуальным потенциалом автора этого высказывания. Потому что они столь различны, что это было бы просто смешно. Я всего лишь как сапожник в разговоре с Леонардо говорю о том, что очень хорошо знаю, как профессиональный программист, проработавший на ЭВМ более 35 лет. Я не ЭВМ. Между мной и ЭВМ не количественное, а качественное различие. Оно не в форме, не в материале, из которого мы сделаны, не в способе работы с информацией, не в том даже, что я закладываю в ЭВМ программу. Оно совершенно не в этом. Оно в том, что я ощущаю информацию, с которой работаю, и ощущаю процесс ее переработки, а ЭВМ не ощущает ничего. Различие не в количестве деталей, а в их качестве. Для возникновения ощущения не нужно соединения миллиардов деталей, интуиция говорит мне, что ощущение есть уже у червяка, а ведь у него всего один нервный узел. Поэтому никакая суперЭВМ не будет ощущать, сколько бы деталей в ней не соединяли. Потому что у нее нет одного маленького Этого - Того, что есть у червяка. Оно простое, это Это, очень простое, даже не как 2х2, а как 1+1. Оно абсолютно простое - и абсолютно непознаваемое для человека, как 1+1 абсолютно непознаваемо для животного. В силу отсутствия у животного необходимого инструмента познания 1+1. Оно лежит в сфере над человеческим инструментом познания - человеческим разумом.
Поэтому нет противоречия между наукой и религией - у них разные объекты познания. Между наукой и религией не может быть противоречия, ибо и наука, и религия имеют дело с объективно существующей реальностью. Той реальностью, где объективно существуют столы, чайники и компьютеры с одной стороны и червяки, собаки, люди - с другой.
Нет противоречия между наукой и религией, противоречия есть между околонаучными и околорелигиозными мифами.
Поэтому деятели науки и деятели религии должны объединиться. Но прежде чем объединиться, они должны четко осознать каждый свое поле деятельности.
Нельзя вторгаться на чужое поле со своими инструментами познания - они на чужом поле не работают. Инструменты научного познания - математика и эксперимент, не работают, когда речь идет об Ощущающем субъекте. Нет в математике “исчисления ощущений”. Инструменты духовного познания - Контакт с Высшим, как правило не работают в области науки. Почему? Да потому что Высшее не передает такую информацию, человек должен получить ее сам, для этого у него есть инструмент - разум. Высшее передает информацию о желаемом поведении человека, а не о строении материи. В результате применения не работающих инструментов ничего кроме около-мифов не создается. Но мы не можем позволить себе и дальше создавать около-мифы, так как у нас в руках “кнопка” - ареал действия которой - вся планета земля.
А вот когда мы определим каждый свое поле деятельности, тогда нам необходимо объединиться. И оставаясь каждый на своем поле, признать друг друга. Ученые должны отказаться от околомифа познаваемости и признать реально наблюдаемую непознаваемую часть мироздания. Деятели религии должны признать, что феномен развития науки не может быть случайным явлением. Если религиозные деятели утверждают, что в мире ничего нет случайного, они должны определить свое отношение к феномену мирового масштаба, коренным образом изменившему и продолжающему менять жизнь всех людей и признать в нем проявление Воли Бога для человечества.