Немецкий город Ганновер я посещала три раза, и каждый раз он радовал меня обилием старины и кладбищ. Последним, кстати, может похвастаться и родной Ульяновск.
В поисках достопримечательностей в интернете нашла фото руин часовни Святого Николая Nikolaikapelle, рядом с ней были сгруппированы надгробия. Место меня заинтересовало, поэтому в поисках очередных кладбищ направилась и туда. И не прогадала, потому что часовня тоже оказалась кладбищенской.
Как выяснилось, кладбище Alter St. Nikolai Friedhof было образовано здесь аж в XIII веке, правда, могил с того времени не сохранилось. Да и те памятники, что остались, находятся явно не на своих местах - их перемещали. Сегодня здесь сохранились надгробные камни, которые датируются XVI-XVIII веками.
Изначально здесь располагался Николаевский монастырь, где заботились о больных и бедняках за пределами городских стен. Часовня была построена между 1250 и 1284 годами, а после Реформации в XVI веке здание церкви использовалось как часовня Свято-Николаевского кладбища. Несколько раз кладбище расширялось в связи с обилием жертв эпидемий чумы и войн. Закрылось оно в 1866 году.
Церковь разрушили во время бомбардировки Ганновера во Второй мировой войне. Как это часто встречается в Европе, здание решили сохранить в таком виде, чтобы оно служило напоминанием о страшных событиях прошлого.
Представить примерно, как выглядело кладбище раньше, нам помогут рисунки.
Похоронная процессия, которая направляется на старое Никольское кладбище. Гравюра И.Г. Шмидта, 1740 год.
Кладбище из-под пера Юстуса Элиоса, 1820 год.
В настоящий момент бывшее кладбище превратилось в парк. Судя по обилию здесь людей, он является любимым местом отдыха горожан. И ворон.
Да, эти мрачные птицы - явно постоянные обитатели кладбища-парка, об этом говорит их большое скопление и множество перьев на земле.
Это, пожалуй, самая красивая и известная могила.
Располагается недалеко от часовни Святого Николая. Здесь похоронен Людвиг Кристоф Генрих Холти, немецкий поэт, прославившийся балладами. Стихи Холти были положены на музыку таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон и Брамс. Умер он от туберкулёза в возрасте 28 лет. Памятник в виде полуголого молодого человека символизирует скорбящую юность.
Вольный перевод эпитафии на его надгробии:
«Холти! Твоя любимая весна пришла и зовёт тебя. Но её зов не будет услышан, он пропадёт в тени темноты».
Памятник Августа Генриха Андреа. Перевод эпитафии: «Родился в Хорсте, строил Ганновер, умер в Ганновере». Был известным архитектором, живописцем. Умер, кстати, тоже от туберкулёза. В его честь в городе названа улица.
Подробной информации об остальных покойниках найти не удалось, поэтому просто посмотрим на интересные надгробия.
Больше всего меня очаровал шрифт эпитафий на старинных надгробиях - как искусно гравёры наносили на камни слова.
Такой вид памятника часто встречается на старых европейских кладбищах. Я называю их тумбочкой.
Тумбочка лежащая.
Тумбочка с округлённой крышей. Если обойти её, то можно обнаружить отсутствие стенки и вазу.
Ещё один популярный памятник - с вазой (урной), символом траура.
«Преданный …» (додумайте сами).
В одном месте также сгруппированы могильные плиты с длинными надписями.
Природа берёт собой - трава растёт прямо на камнях.
Благородная кладбищенская патина.
Джоанна Доротея Элеонора Мёрлинс (урождённая Эйрхорн). Прожила всего 32 года.
А это, видимо, чей-то семейный герб.
Ганноверский предприниматель, умерший в 18 веке.
Мой спутник ждёт, когда я закончу фотографировать, чтобы умчать меня прочь на электросамокате. И он своего дождался.