Apr 25, 2011 17:03
В комментариях рассказали случай из жизни:
Ребёнок в раздевалке садика Монтессори, рыдает, тянет руки к воспитательнице: «Помоги снять комбинезон!», та стоит насмерть (возвышаясь в другом конце раздевалки): "Я помогла тебе снять сапожки, а это ты и сама можешь".
Вопрос: надо ли помогать, когда "сама может" (девиз Монтессори - "Помоги мне сделать это самому"), тем самым, возможно, потакая манипуляции?
Коротко мой ответ воспитателям можно сформулировать следующим образом: Когда вы станете для ваших воспитанников тем, кем Мария Монтессори была для своих, вот тогда вы можете начинать требовать от детей самостоятельности (если, конечно, посчитате нужным).
Длинный ответ:
Метод Марии Монтессори основан на стремлении раскрыть потенциал ребёнка, показать самому ребёнку, на что он способен, какие таланты в нём скрывались невостребованными. Только в пылу увлечения лозунгом «Ты можешь это сделать сам!» мы забываем о другой важной составляющей методики Марии Монтессори.
В деятельности М.Монтессори, бросается в глаза две вещи. Первое - у неё был потрясающий инстинкт заботливой альфы. Она никогда не сомневалась, что именно она и есть ответ на все нужды, проблемы и невзгоды ребёнка. Вокруг неё дети чувствовали себя в полной безопасности, чувствовали, что о них заботятся, что в них верят, что рядом с ней они могут расслабиться.
Второе - она верила в то, что каждый ребёнок обладает потенциалом развития, и что для того, чтобы этот потенциал раскрылся, надо просто убрать преграды, задерживающие рост. Тогда придут в движение застрявшие природные механизмы и природа сделает своё дело.
Она брала детей с улицы, из бедных кварталов и учила их читать, потому что каждой клеткой своего тела верила, что научиться читать может любой ребёнок, надо просто найти правильный путь. А её воспитанники были настолько привязаны к ней и так сильно верили в неё, что одной привязанности было достаточно, чтобы творить чудеса. Её вера в них делала их умнее, сильнее, увереннее в себе.
Поэтому, если вам повезёт встретить учительницу Монтессори с хорошим инстинктом заботливой альфы результаты превзойдут все ваши ожидания. К сожалению, именно компонент привязанности в методике не акцентирован. Просто потому, что для самой М.Монтессори позиция заботливой альфы по отношению к детям была настолько естественна, что никогда не отмечалась осознанно.
Если рассматривать методику Монтессори без компонента привязанности, то работать она будет лучше всего с детьми наполненными собой, излучающими энергию дерзновения. Такие дети меньше нуждаются в привязанности к учителю (мы сейчас не говорим о детях, находящихся полный день в садиках Монтессори, таким привязанность к воспитательнице нужна как воздух), потому что их нужда в привязанности полностью удовлетворена дома, они и так чувствуют себя любимыми, в безопасности и психологическом комфорте. Вот для таких детей краткосрочное пребывание в Монтессори-группах может быть полезным.
Ещё один нюанс методики Монтессори, если не ошибаюсь, заключается в идее следовать за ребёнком, за его интересами. Если ребёнок наполнен собой, «беременен собой», то мы не задумываясь можем следовать за его интересами, увлечениями, стремлением к творчеству. Только всегда надо помнить о том, что есть разница между ребёнком, отвечающим за отношения с самим собой и ребёнком, отвечающим за отношения с заботящимися о нём взрослыми. И не надо оправдывать отсутствие позиции заботливой альфы стремлением дать ребёнку свободу, потому что «так завещала Мария Монтессори».
Так что прежде, чем что-то требовать от детей, потребуйте от себя. Потребуйте от себя быть заботливой альфой, быть ответом на все вопросы, нужды и тревоги ребёнка, потребуйте от себя стать для детей тем, кем Мария Монтессори являлась для своих подопечных, а уж потом инициируйте детскую самостоятельность.
P.S. По поводу садиков, конкретные рекомендации родителям и воспитателям (не только Монтессори) вынесу отдельным постом.
*садики,
*психология,
*gordon neufeld,
*Гордон Ньюфелд,
*привязанность,
(*),
*становление личности,
*эмоции,
*психология развития