Интервью Леонарда Сакса (Dr. Leonard Sax) еженедельнику «Маклинс» (Maclean's) Доктор Леонард Сакс, семейный доктор, психолог, основатель Национальной ассоциации за раздельное обучение, живёт в Пенсильвании с женой и двумя дочерьми. Автор двух книг посвящённых особенностям обучения у мальчиков и девочек. Его последняя книга «Девочки на грани» (Girls on the Edge) посвящена проблемам современных девочек-подростков, за внешней уверенностью и успешностью которых скрывается угрожающе-ломкое представление о самих себе.
Кого интересует подростковая тематика, советую прочитать статью полностью. Если кто-то возьмётся переводить, прошу вас, дайте потом ссылку на свой перевод. А пока - основное:
По статистике, в академических успехах девушки обгоняют своих юношей-ровесников. В Канадских университетах девушки составляют 61% от всех учащихся. Но, при этом, одна пятая девушек занимается каттингом (cutting, от слова резать, современная эпидемия среди молодых людей, когда на тело наносятся порезы с целью причинить себе боль, обычно в невидных местах, например, на внутренней стороне бедра- О.П.) или прижигает себя спичками. Более 25% девушек в старших классах школ пьёт. В США каждая восьмая принимает антидепрессанты. Наблюдается невиданный рост тревожности и депрессии среди девушек и молодых женщин.
В 1959 году была опубликована шкала тревожности Гамильтона и с тех пор психологи задают подросткам одни и те же вопросы. 40 лет назад редко можно было услышать от девушки положительный ответ на вопросы, типа «Испытываете ли вы когда-нибудь такое беспокойство, что вам невозможно сконцентрироваться?», «Просыпаетесь ли вы по ночам?», сейчас же ответ «Да» на такие вопросы - не редкость. Жин Твенг, професор из Университета Сан-Диего, утверждает, что современная среднестатистическая девочка-подросток обладает бОльшим уровнем тревожности, чем среднестатистическая девочка-подросток 50 лет назад, являвшаяся пациентом психиатрического отделения госпиталя.
...Само-обьективизация
40 лет назад одежда для семилеток отличалась от одежды для семнадцатилетних, сейчас же нет никакой разницы между одеждой, рассчитанной на девочку в 1-м классе, и в 10-м. Майки с надписями «Да, но не с тобой» сейчас продают восьмилетним.
Девочки понимают о чём эти надписи: они помогают притвориться сексуально-осведомлёнными. Современные девочки притворяются по-взрослому сексуальными, участвуют в шоу, в котором есть опасность потерять понимание своей собственной сексуальности. Это, как будто ты носишь маску, а когда её снимаешь, то оказывается, что лица у тебя уже нет.
Ещё одна проблема - это акселерация созревания. У девочек исчезает возможность прожить время, которое психологи называют «среднее детство»: между 8 и 12 годами, возраст Пеппи-Длинный Чулок, когда девочка может наслаждаться приключениями и узнавать себя, как человека, не задумываясь, насколько она сексапильна.
...Кибер-пузырь
Девочки проводят очень много времени фотошопя свои фотографии, убирая прыщики и стараясь сделать себя хоть чуть-чуть худее. Таким образом, 14-летняя девушка представляет себя как брэнд, старается создать свой публичный образ, лакирует себя снаружи: важнее становится, как ты выглядишь и что ты делала вчера, чем кто ты есть и кем ты хочешь быть. А это ведёт к чувству отчуждённости с самим собой, потому что в большинстве случаев эти девочки даже не подозревают, что её «образ» это не она сама. Они слишком заняты тем, чтобы понравиться «потребителям», представить брэнд, который будет продаваться. Одно дело, когда этим занята Анджелина Джоли, она взрослая женщина, другое дело, когда этим же озабочена 14-летняя девочка. Такое внимание к внешнему лоску мешает истинной задаче подросткового периода, которая заключается в том, чтобы понять, кто ты есть, чего ты хочешь, каковы твои мечты и желания.
...Каттинг
Раньше это явление встречалось очень редко, меньше 1% детей таким занималось. Проведённое в 2008 году исследование Йельской школы медицины выявило, что среди девочек от 10 до 14 лет, 36% сознались, что за последний год они либо резали себя либо прижигали спичками. Два года назад в периодике Канадской Медицинской Ассоциации были напечатаны данные очень серьёзного, демографически репрезентативного исследования молодых людей от 14 до 21 года, проводившегося в городе Виктория. 8% юношей и 24% девушек занимается каттингом и прижиганием себя.
Разница не только в цифрах. Если посмотреть на юношей, которые этим занимаются, то это будут, говоря откровенно, «социальные аутсайдеры», не имеющие друзей, подвергающиеся остракизму молодые люди. Если ты популярный в школе парень, например, капитан сборной по хоккею, то ты не будешь секретно резать себя бритвенными лезвиями. В то же время, популярная в школе девушка, капитан сборной по баскетболу да ещё и отличница, вероятно - скорее всего даже вероятнее, чем обычная среднестатистическая девушка - будет себя резать.
Они делают это, потому что они не живут, они играют, а когда они режут себя, они хоть что-то чувствуют, это настоящее. Это не крик о помощи, большинство режут себя в малозаметных местах, чтобы взрослые не увидели. И это не попытки суицида. Исследования показывают, что когда подростки режут себя, в кровь выбрасываются эндогенные опиаты, которые дают чувство эйфории.
...Что же делать родителям?
У родителей присутствуют эти представления 1980-х, о том что надо давать детям автономность и независимость, позволить своему ребёнку совершать его собственные ошибки. Как выразился один отец: «Я не считаю возможным совать свой нос в то, что делает моя дочь на Фейсбуке». Эти представления 80-х сильно не подходят к жизни в 21-м веке. Родители должны осознавать: подростки создали себе очень опасный мир. 15-летние дети не в состоянии управлять собой, они нуждаются в участии взрослых в своей жизни.
Обозначьте границы: «Не больше 30 минут в чате в школьные дни». Контролируйте: существуют программы, позволяющие отслеживать, что ваша дочь делает он-лайн. И компьютер не должен стоять в спальне, он должен быть в общем помещении. Она должна знать, что вы знаете, что и кому она пишет и какие сообщения пишут ей, какие фотографии она отправляет/принимает на свой сотовый. Её друзья должны знать, что вы знаете.
Забирайте сотовый с 22:00 до 6:00. Девочка берёт сотовый с собой в постель и в 2 часа ночи получает сообщение, что её парень был сегодня с другой на вечеринке. Остаток ночи она текстит как сумасшедшая, а в школе после бессонной ночи производит впечатление человека с расстройством дефицита внимания.
...А если девочке не 12, а 16, и она уже привыкла неограниченно пользоваться сотовым и иметь компьютер в своей комнате?
У меня нет лёгкого ответа, что делать в такой ситуации. Основные баталии происходят, когда вы пытаетесь изменить положение вещей, которое складывалось годами. Именно поэтому я советую родителям начинать как можно раньше. 16-летняя дочь может вам сказать: «Я ненавижу тебя, ты испотрил мне жизнь.» Но ваша первейшая прямая обязанность, как родителя - обеспечить безопасность своего ребёнка. И вы должны быть готовы принять детский гнев.