Интервью с выпускницей школы Садберри Вэллей

Oct 09, 2010 00:34

Я уже писала немного про демократические школы и, в частности, школу Садберри Вэллей (Sudbury Valley School). Когда-нибудь напишу большой пост о том, какими я вижу школы будущего (ближайшего будущего). В рамках самостоятельной работы над реформой школьного образования, так сказать.

В школах будущего много что будет перекликаться с современными демократическими школами. Потому что уже сейчас понятно, что несмотря на некоторые недостатки таких школ, формы преподавания в них нащупаны довольно верно: дети изучают то, что им интересно, и при необходимости имеют возможность получить квалифицированные консультации от знающих и доброжелательных взрослых.

Ниже я привожу интервью с выпускницей школы Садберри, которое подтверждает мой давний тезис о том, что истинной целью обучения должна быть помощь в воспитании характера, а не количество усвоенных знаний.


Это интервью 24-летней молодой женщины, которая только что получила диплом об окончании колледжа по специальности «криминальное право». Когда она отвечала на наши вопросы, ей был 21 год, и она только что закончила первый курс.

«Раньше я считала себя стеснительной. Мне кажется, я просто пыталась убедить себя в том, что я стеснительная. Теперь я понимаю, что это не так.

Интересный факт: на лекциях я обычно молчу, но мои однокурсники думают, что я знаю всё, о чем там говорится. Однажды я спросила: «Почему ты думаешь, что я знаю, что тут делаю?», а он пожал плечами: «Я не знаю, просто в классе ты выглядишь так, как будто всё понимаешь». Я даже не задаю много вопросов! Не могу придумать, о чём спрашивать, или разбираюсь сама по ходу лекции.

Садберри Вэллей помогла мне стать независимой, помогла мне решить, чего я хочу и добиваться этого. По нескольким предметам мне было очень тяжело. Например, я очень плохо знала грамматику, совершенно не представляла как писать стандартизированные тесты и как они вообще выглядят. Но ошибки, которые я делала в первом триместре, я исправляла во втором, а те, что делала во втором - исправляла в следующем. Я постоянно учусь на своих ошибках. В Садберри Вэллей я научилась принимать критику, она не ранит мои чувства. Когда меня критикует преподаватель, я не становлюсь в позу: «ну почему же он написал мне это, это же абсурд». Наоборот, в большинстве случаев преподаватель прав, а я действительно чего-то не сделала.

Поначалу мне казалось, что люди, ходившие в нормальную школу, имеют передо мной преимущество. Хотя я понимала, что в некоторых вещах преимущество за мной. Так, например, я поступила в колледж не потому, что от меня этого хотели мои родители, а потому, что этого хотела я сама. Я осознавала, что если я желаю лучшего образования, оно целиком в моей власти.

Математика. Моим самым первым классом в колледже была математика. Что меня действительно злило, это то, что я должна была делать что-то, чего я делать не хотела. В Садберри, если ты не хотел учить математику, ты мог её не учить. И привыкнуть делать что-то, что делать тебе не хочется, но ты должен, было тяжело. Только я всегда понимала, что я должна меняться, я должна адаптироваться к разным обстоятельствам. Я не всегда поддерживаю философию обучения в своём колледже, но пока я чувствую, что я что-то получаю от этой учёбы, что она приближает меня к моей цели, меня не особенно беспокоит процесс. Пока я лично чувствую, что я - на правильном пути. Например, мне не нравится оценочная система, я считаю её глупой. Но к своей цели (получить диплом и делать то, что я планирую) я могу прийти только через эту систему, и я говорю «отлично!» и учусь с оглядкой на оценки.

Результаты моих тестов SAT( Standarised Achievement Tests, аналог нашего ЕГУ) по английскому и математике были ужасны. Любой бы постеснялся произносить их  вслух. Я к ним не готовилась. Вообще. И сдавала их из любопытства, потому что это были первые в моей жизни тесты, в которых выставлялись оценки. «Ого, оценки! Это будет интересно.» Но именно эти предметы, английский и математика, были моими самыми слабыми местами, я никогда ими не интересовалась. Получается, поступление в колледж мне не светило? Но в Садберри я научилась высказывать своё мнение, обосновывать его и доводить до сведения окружающих. Этот навык и помог мне поступить. Я сказала себе:«Я собираюсь поступить в этот колледж так или иначе». Я была настойчива, и я поступила.

Они приняли меня, потому что я сумела им показать, что я поступаю сюда не по чьему-то желанию, а потому что я хочу этого, потому что я чувствую своё призвание и понимаю, что я должна учиться только у них. Я пошла к декану и разговаривала с ним. Я очень волновалась перед этим интервью, потому что я раньше ничего такого не делала. Он спросил:«Что я могу рассказать Вам о нашем колледже?» и эта фраза была шоком для меня. Я потеряла дар речи на минуту, а потом ответила: «Сказать по правде, я уже давно решила, что я буду учиться в этом колледже, так что я думаю, я знаю о нём достаточно. Мне кажется, это я должна рассказать вам о себе, и почему я хочу учиться именно у вас». Он откинулся на спинку кресла, посмотрел на меня внимательно и сказал: «Ну что ж , рассказывайте». И я говорила и говорила, а он спросил: «Но почему криминальное право?». И я рассказала ему о Правовом комитете, рассказала ему про учителей, про всё. Он ответил: «Вы знаете, я сейчас позвоню в приёмную комиссию и дам им поручение подготовить для Вас письмо о принятии». Так он и сказал мне прямо там: «Ждите Ваши документы и увидимся осенью». Я только и ответила, что «Thank you very much."

Декан упомянул SAT тесты: «Вы выглядите очень неглупой девушкой, но у вас действительно очень плохие результаты тестов». - «Послушайте, да я никогда не интересовалась именно этими двумя предметами, и никогда не занималась ими серьёзно. Но сейчас я здесь, и я хочу учиться здесь, и я знаю, что у меня будут неитересные мне предметы, которые я должна буду выучить. И я обещаю Вам, что я их выучу, чего бы мне это не стоило.» Он только и сказал: «О'кей».

Я верила в себя. Мне было страшно, но я сказала себе: «Надо попробовать. Я ведь никогда не узнаю, что произойдёт, пока не попробую. А если я попробую и у меня не получится, я просто скажу, ну ладно, я пока не могу это сделать.» Но в конце концов у меня получилось.

Я была уверена в себе, потому что всегда слышала от людей, что я могу сделать всё, стоит только захотеть. В школе все учителя, даже те, с которым мы очень мало общались, говорили: « Делай, что тебе интересно, и всё у тебя получится». То же самое я слышала и от других людей, от друзей. Мне кажется, если вы страстно желаете сделать что-то, то вы сделаете это. Вы напряжётесь, но найдёте способ. Да, мне в начале было тяжелее, чем другим ребятам, я должна была больше работать, потому что они знали все эти трюки по сдаванию экзаменов и прохождению тестов. Так что мне приходилось готовиться на несколько часов больше.

Я поступала в колледж через два года после окончания Садберри Вэллей. Сразу после школы я пошла работать. Я работала больше года, чтобы накопить денег на путешествие в Европу. Я работала около 60 часов в неделю на двух работах; полную ставку в супермаркете и полставки, продавая фрукты и орехи в киоске. Я накопила денег и отправилась во Францию. Всего в Европе я пробыла около шести месяцев. И вернулась домой. Я вернулась домой до того, как потратила все мои деньги, потому что решила, что я уже увидела всё, что хотела увидеть, встретила разных людей, сделала то, хотела сделать. Я была во Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии. Я купила единый железнодорожный билет и ездила по разным странам. Я научилась строить отношения с людьми, разруливать сложные ситуации, быть в далеке от всего, к чему привыкла. Это был лучший опыт в моей жизни. Когда я решила, что хочу осесть и продолжить обучение, я вернулась.

Я вернулась в октябре того года и стала рассылать свои документы в колледжи и серьёзно думать, а что же я хочу делать.»

UPD Во избежание недоразумений, интервью взято отсюда, я только перевела. )

свободное образование

Previous post Next post
Up