В англоязычных странах Шарлотту Мейсон часто называют “основательницей движения за домашнее обучение”. Она работала в Англии во второй половине 19-го и начале 20-го века. Шарлотта была уверена, что образование - это больше, чем профессиональная подготовка, сдача экзаменов или поступление в престижный колледж. Она утверждала, что в образовании важна атмосфера, дисциплина и сама жизнь, чтобы помочь детям определиться, кто они есть, и как им найти себя в мире людей и во Вселенной, созданной Богом. Но в 20-м веке, особенно после смерти Шарлотты в 1923-м г., в английской системе образования стали доминировать совсем другие идеи. Школы должны были подготавливать всё больше рабочих, а знания стали проверяться всё большим количеством экзаменов.
Вторую жизнь методу Шарлотты Мейсон дала Сюзан Макалой (Susan Schaeffer Macaulay) в 1987-м году. Именно тогда вышла её книга For the Children’s Sake.
http://www.amazon.com/Childrens-Sake-Foundations-Education-Child-Life/dp/089107290XТак случилось, что Сюзан жила с семьёй в Англии, и когда пришло время её старшей дочери идти в школу (которую они с мужем выбирали очень долго и тщательно) оказалось, что через несколько месяцев обучения они стали наблюдать абсолютно другого ребёнка. Из любознательной непоседы их девочка превращалась в унылую конформистку. Каким-то чудом кто-то из знакомых посоветовал попробовать одну из уцелевших школ Шарлотты Мейсон. Сюзан перевела туда дочку и настолько впечатлилась результатами, что не могла не начать изучать и методику, и философию, и личность Шарлотты Мейсон. Результатом исследований и раздумий и стала вышеупомянутая книга.
Книга была очень хорошо воспринята в США. Там уже существовало довольно широкое движение за домашнее обучение, но у семей, обучающих детей дома практически не было подходящих методик. Мне кажется, метод Шарлотты Мейсон привлек родителей прежде всего тем, что был очень мягким и уважительным по отношению к детям, и при этом давал широкое либеральное образование.
Шарлотта Мейсон родилась в Англии в 1842 году и получила домашнее образование от родителей. Когда ей было 16 - осталась сиротой. Ещё в раннем возрасте она поняла, что хочет посвятить себя образованию и всю жизнь проработала на этом поприще.
Шарлотта много работала с детьми и много писала. Существует 6-ти томник произведений Ш.Мейсон под названием The Original Home Schooling Series.
http://www.amblesideonline.org/CM/toc.html В нём есть и книга под названием “Домашнее образование” ( Home Education). Когда она вышла, Шарлотте стало поступать много писем от родителей с вопросами о философии и методиках, изложенных в книге. Также многие спрашивали, где бы найти гувернантку, которая бы понимала и применяла на практике идеи, изложенные в книге. Всё это натолкнуло Мейсон на мысль открыть свой колледж для гувернанток.
В это же время организовался Национальный Образовательный Союз Родителей (Parents National Educational Union (PNEU)), членами которого стали родители, обучающие своих детей дома. Это были люди среднего класса не желавшие отправлять своих детей в государственные школы , но и не могущие позволить себе частное образование. Шарлотта очень активно переписывалась родителями, а также редактировала и выпускала ежемесячный журнал Parent's Review, посвящённый домашним школам.
Люди, знавшие Шарлотту Мейсон не переставали восхищаться её самоотдачей, работоспособностью и безраздельной любовью к детям. Сама она писала в 1862 году:” Воистину, родители - счастливейшие из людей, потому что Господь доверил им своих детей… Я люблю детей искренне.” Всю жизнь она старалась раскрывать заложенный в детях потенциал.
Шарлотта Мейсон была уверена, что дети способны понимать идеи и усваивать знание, что они не просто пустые сосуды, которые нужно заполнить информацией. Она считала, что дети сами в состоянии оценить глубину идей и сущность знания, и что учитель должен знакомить детей с достижениями человеческой мысли, а не действовать, как передаточный механизм, поставляющий отфильтрованную информацию. Образование по методу Шарлотты Мейсон подразумевает ознакомление учеников с самыми благородными и прекрасными идеями человечества посредством книг, искусства и наблюдений за природой.
Дарья Бабейкина
wakwak812 превела из англоязычной Википедии разделы о педагогической философии и методах обучения Шарлотты Мейсон. С её разрешения перепощиваю у себя с небольшими изменениями:
Шарлотта Мария Шоу Мейсон (1842 - 1923) - британский педагог; вся ее жизнь была посвящена тому, чтобы повысить качество образования. Ее идеи легли в основу одного из основных методов хоумскулинга. Она - автор книг Parents and Children, School Education, Ourselves, Formation of Character, and A Philosophy of Education.
Педагогическая философия. Философия образования, которой придерживалась Мейсон, кратко сформулирована в принципах, приводимых ею в начале вышеупомянутых книг. Из этих принципов происходят два основных девиза: «Образование - это атмосфера, это порядок, это жизнь» и «Образование есть наука о взаимоотношениях» (Прим. пер. education здесь можно перевести и как «просвещение»). Она полагала, что ребенок с рождения является личностью, и в нем следует уважать личность; кроме того, детей следует научить «Пути воли» и «Пути разума». К ученикам она обращала девиз: «Я есть, я могу, я должен, я сделаю» (Прим. пер.: через I will здесь передается не только будущее время, но и волевое намерение)."
Методы обучения
Живые книги. Наиболее известным из применяемых Мейсон методов является применение «живых книг» взамен сухих, построенных на голых фактах, учебников. «Живые книги» пишутся, как правило, одним человеком, который страстно увлечен данным предметом и пишет о нем в разговорной манере или в форме повествования. Объем книги не имеет значения, главное, чтобы она была живой и увлекательной. Учебники могут использоваться, если отвечают этим критериям. Книги, отупляюще упрощенно излагающие материал, оскорбляют, по ее мнению, ум ребенка. «Живые книги» следует использовать при изучении как можно большего числа предметов.
Пересказ. Детям предлагается рассказывать о прочитанном. Это изложение может быть устным, письменным или в форме рисунков, и выполняется оно после того, как ребенок прочел материал всего один раз. Ребенку требуется осуществить синтез всего прочитанного, мысленно организовать материал и определить, каким образом лучше всего выразить своими словами то, что он запомнил.
Воспитание полезных привычек. Мейсон поощряла усвоение детьми таких привычек, как внимательность, безупречное выполнение заданий, послушание, правдивость, уравновешенность, опрятность доброта, организованность, уважение, память, пунктуальность, воспитанность и чистоплотность. Как правило, на отработку конкретной привычки ребенком выделялось от четырех до шести недель.
Короткие уроки. Мейсон полагала, что уроки для детей младшего возраста должны быть непродолжительными, а затем, по мере взросления ребенка, время занятий должно постепенно увеличиваться. Уроки по одной теме для учеников 6-11 лет должны продолжаться не более пятнадцати-двадцати минут, а затем следует переключиться на другой предмет. Это поощряет привычку уделять изучаемому все внимание, а дети получают широкое образование, знакомясь с разнообразными предметами.
Изучение грамматике на примере подобранных текстов. Мейсон применяла метод подготовленного диктанта для обучения орфографии и отработке знаний грамматики и навыков, необходимых для написания сочинения. Метод заключается в том, что ребенку дается предложение или отрывок, который следует прорабатывать до тех пор, пока не станут понятны все орфографические и пунктуационные моменты, а также использование больших букв. Затем учитель диктует им отрывок по одной фразе и внимательно наблюдает, чтобы можно было сразу заметить неправильное написание слова и исправить его. Таким образом, обучение орфографии происходит на материале, полном великих идей и богатого языка, а не с помощью сухих списков слов.
Чистописание также преподавалось на материале идей, - ученикам не приходилось выписывать одни и те же отдельные буквы на целой строчке или странице. Детям давались предложение или абзац, которые нужно было переписать красивым почерком. Это упражнение занимало всего несколько минут в день и способствовало выработке таких привычек, как внимательность и безупречное выполнение, не утомляя при этом ученика.
В изучении искусства также используются «живые» методы. Великие мысли живших в прошлом людей нашли выражение в их произведениях, например, в живописных полотнах, книгах или музыке. Изучение искусства проводится путем рассмотрения картин, при этом за одно занятие ребенка знакомят только с одним произведением великого мастера, чтобы можно было рассмотреть картину, не отвлекаясь, а затем ученика просят рассказать, что он увидел. Музыку изучают примерно так же, слушая произведения великих композиторов.В школах Мейсон один день в неделю занятия проводились на открытом воздухе.
Для наблюдения за природой дети брали планшет и зарисовывали, а затем надписывали увиденные явления природы. Регулярное наблюдение за природой служит подготовкой для осмысленного изучения естественных наук.
Математика. Мейсон придавала большое значение тому, чтобы дети овладели математическими понятиями до того, как начнут решать уравнения на бумаге. Следует поощрять использование счетного материала и рассмотрение явлений через вопросы «Почему?» и «Для чего?», то есть понимание того, как математика применяется в жизни.
Поэзия являлась неотъемлемой частью повседневной жизни в школах Мейсон. При этом от учеников не требовалось анализировать поэтические произведения, давать критическую оценку; учителя не рассказывали, как следует относиться к стихотворению. Учитель знакомил учеников с поэзией и не производил над ней никаких действий, чтобы ребенок мог сам выработать отношение к поэту и его мыслям, - то же самое делалось и на других предметах, где ребенка знакомили с великими идеями прошлого.
Шекспир. Ученики школ Мейсон регулярно изучали Шекспира.
Откладывание изучения грамматики языка на более поздний срок. Поскольку грамматика есть изучение слов, а не предметов, Мейсон полагала, что младшим детям усваивать эту науку сложно. Она рекомендовала отложить формальное изучение грамматики до тех пор, пока ребенку не исполнится десяти лет. Основу для изучения грамматики составляют должным образом проводимые повествовательные упражнения, диктанты и переписывание текста.
Для изучения Библии Мейсон использовала простой метод, а именно, ежедневное чтение. Она полагала, что дети способны понимать фрагменты непосредственно из Писания, и каждый учебный год ученикам задавали рассказывать наизусть несколько больших отрывков.
История. В рамках данной философии считалось, что история наиболее понятна для детей при использовании «живых книг», биографий, автобиографий и метода повествования. Кроме того, ученики Мейсон вели «Книгу веков», подобную личной «хронологической линии». Изучая людей и события, они добавляли их в книгу.
География. Если история - это рассказ о том, что произошло с неким человеком, то география - о том, где он находился и как его окружение повлияло на события. Географию также лучше всего изучать с помощью «живых книг».
Иностранный язык. Мейсон жила в Англии, и ее ученики в качестве второго иностранного изучали французский. В рамках ее педагогической философии иностранный язык предпочтительно изучать в живой обстановке.