Постепенно приобщаюсь к истории и литературе - тем самым предметам, которые в школе наводили тоску и уныние и... ну, что греха таить, просто не изучались)
Спасибо
lenarudenko за чудесное и спонтанное предложение посетить Нехорошую квартиру в музее Булгакова на Садовом кольце.
Сначала я поднялась в квартиру №35 - это на втором этаже, если идти под арку и заходить в первую дверь с табличкой. Но мы заранее созвонились, и поднявшись в квартиру, я ничего не фотографировала и не смотрела, только искала Лену. Не нашла. Спустилась обратно, начала крутиться вокруг дома. Нет двери с табличкой "нехорошая квартира". Видимо, она настолько "нехорошая", раз так искусно может спрятаться.
Лена усмотрела в этом мистику) Ну а как же без этого, в таком-то месте?
Наконец, с двух-трех звонков удалось найти еще один вход с подъездом и исписанными стенами. Только по этим стенам я и поняла, что видимо все-таки мне наверх. Никакой таблички на двери, кроме "музей Булгакова" не было. Поднялась на самый верх - по ощущениям этаж то ли третий, то ли четвертый, но в начале XX века лифтов еще не было, да и потолки были не самые низкие, так что подъем оказался вполне ощутимым.
Фото исписанной лестницы, к сожалению, нет, но есть фото на площадке, от которого сразу повеяло какой-то мистикой:
Квартира номер 50. Огромная - 7 или 8 комнат, точно не посчитала. Дверь обычная, железная, за которой уже скрывается та самая деревянная, которая и была с постройки дома в 1904 году.
Сейчас табличка на двери не так интересна:
Прогуляемся по квартире. На входе сразу виден "масштаб" квартир того времени: длинный-предлинный коридор:
который заканчивается табличкой с цитатой писателя:
Я сделала фото, почти присев (и чуть не провалившись) на экспонат - небольшой диван на две персоны в коридоре. К сожалению, не успела сфотографировать его, нас позвали на экскурсию.
Но поскольку здесь все-таки обзор, "проведу" дальше. Кухня:
Стоит отдельно остановиться на этом месте. Кухня с советских времен становится одной из главных и посещаемых комнат в квартире. Пролетариат, в основном населяющий коммунальные ульи, не имел собственных кухарок и домработниц, в отличие от интеллигенции, а соответственно, вынужден был готовить себе сам. Таким образом, кухня, где изначально только готовили, с течением времени стала помещением, где стали и принимать пищу.
Но коммунальная квартира, в которой в начале 20-х годов стала квартира №50, и во время, когда там жил М. Булгаков, имела кухню, не приспособленную к нахождению нам одновременно нескольких хозяек. Сколько могло быть хозяек или кухарок в семье? Одна, максимум две (с помощницей). Здесь же крутились все соседи коммунального пространства, что привело к невероятному нагромождению всевозможных предметов. В настоящее время в музее воссозданная картина былых времен:
На противоположной стене увеличили и напечатали реальные записки жителей квартиры №50 и их фотографии:
Обычный предмет интерьера того времени и до боли знакомый: примус:
в окружении других не менее интересных предметов.
Идем дальше.
Чья-то комната (одна из комнат):
Честно говоря о ней ничего сказать не могу, увы. На двери была табличка: "не входить", поэтому это только фотография. Эхо XX века. Такими были большинство жилых комнат в подобных квартирах.
Известное место с табличкой, столь же успешно передающей дух времени, как и двери и пол и даже обработанные современными материалами стены:
Для М. Булгакова было очень важно иметь связь с внешним миром. Это сейчас мы не расстаемся с мобильниками, век назад все было иначе. И телефон у писателя был свой, когда же по воле рока и правительства его лишили телефонной связи, для него это была трагедия. Телефон был не только средством связи в то время. Это был статус.
Телефон удалось запечатлеть в коридоре:
Какая же квартира без гостиной? Разумеется, в годы жизни писателя в квартире номер 50, такой гостиной там уже не было, но можно представить, что она могла быть таковой в других домах, например, в родном Киеве:
Начало знаменитого письма И.В. Сталину от М.А. Булгакова:
(здесь мне сразу вспомнился г-н Бонасье из бессмертного к/ф "Д'Артаньян и Три мушкетера": "Господину Кор... Кар... да ну! Его Высокопреосвященству" (с))
На "сладкое" я оставила самую интересную комнату. Воссозданную с помощью имеющейся и бывшей ТАМ мебели, и мебели, ТАМ никогда не бывшей, но имеющейся в частном архиве потомков писателя (по боковым линиям):
Полочка над столом - из предметов, что БЫЛИ ТАМ в годы жизни писателя в квартире номер 50.
Стола не было - стол достался по наследству от одного из профессоров, который не дожидаясь правительственного уплотнения, решил самоуплотниться, пригласив к себе М. Булгакова жить.
Диван салатового цвета, полосатый в цветочек (с) оказался у писателя совершенно случайно. Извозчик перепутал адрес. Но диванчик М. Булгакову понравился, он решил, что сей предмет мебели весьма подойдет его прекрасной жене.
Так осмотрев квартиру и послушав прекрасный и подробный рассказ о жизни писателя, мы "на сладкое" получили еще один кабинет, воссозданный "синий" кабинет, в котором писатель прожил последние дни. Именно синий цвет он считал самым любимым, и не зря: ведь синий еще с древних времен считался божественным, светлым и чистым. Цвет неба.
Ну и как же без селфи в зеркале ;) (и не пинайтесь тапками: да, на айфон, да, селфи... но в КАКОМ зеркале!)
Покинув квартиру, мы не могли не продолжить для себя экскурсию, и я, наконец-то (москвичка, да, не была!) посетила Патриаршие пруды. Что оказалось? Да, то же самое, что Чистые Пруды, только квадратные :)
Но мистика продолжилась: хотели мы выйти к м. Маяковская, а вышли к м. Тверская, Пушкинская (на остановку раньше).
По пути было еще много интересного, но об этом позже :)
lenarudenko, спасибо ОГРОМНЕЙШЕЕ за то, что вытащила!