Заметила, что самые лучшие поездки складываются, когда не планируешь их заранее долго. Почему так - до конца не понимаю. Однако, достаточно уже поездив в тарусских окрестностях, не говоря уже о Мелихове, проехав Серпухов и Чехов, да и вообще практически всю подмосковную южную сторону, я, тем не менее, никогда почему-то не предполагала, что здесь, совсем чуть-чуть подальше, так хорошо!
Если не считать некоторых недоразумений в части расположения касс и таких, например, на мой взгляд, архаичных атрибутов, как тапочки, которые надо надевать при входе на каждый объект (везде давным-давно бахилы! Однако, и тапочки - забавная штука), то место идеальное. Атмосфера, уровень специалистов-экскурсоводов, работы по содержанию экспозиции и объектов (а также окружающей территории, леса) - всё отлично!
Лес - рукотворный. Когда Поленовы прибыли сюда, - тут было голое поле. Посадили всё они.
Это виднеется дом, где проходят мастер-классы. Всякие штучки мелкие делают.
Много зелени и деревьев, чистейший воздух.
План. Достаточно внятный.
Фахверковый сарай. Сюда вернёмся позже
Слева - Большой дом, а впереди - Аббтство. Проект Поленова. Здесь он уединялся и работал в последние свои годы. Скончался в 1927-м. За год до смерти - звание Народного художника от Советской власти. Семью не трогали, в общем. Репрессирован был только сын, Дмитрий Васильевич (выжил, вернулся домой в 1944 году), но это уже после смерти Василия Дмитриевича. Однако и усадьба, и дом долгое время уже и при нём имели положение двусмысленное - народного достояния, музея и т.д. Но так - повезло... Правда, усадьбу однажды захотели сжечь тарусские мужички, но местные встали на защиту, организовали круглосуточное дежурство и отстояли.
Немножко гуляю в ожидании экскурсии. Экскурсий вообще не люблю, из-за скопления случайного народа, но тут - только так. Как оказалось, это хорошо. Экскурсовод - высочайшего класса. Зовут Юлия.
Чудесная атмосфера здесь.
Крыши. Английский стиль.
Герани - на террасе дома.
Ещё одна мастерская.
Уже изнутри дома. Дом сохраняется без капитального ремонта. Несмотря на то, что сюда каждый день приходит огромное количество людей. В Переделкино, у Пастернака, - совсем не так. Полы уже очень и очень расходятся и проседают. А тут... И паркет даже тот самый. Вид из окошка. На зиму, по традиции, вставляют дополнительные рамы. Интересная система отопления - через воздуховоды. В общем, дом грамотный! :)
Отец Василия Дмитриевича. Археолог, ученый. Любитель экспедиций. Египет и Греция были в приоритете. Собрал внушительную коллекцию артефактов. Чем увлёк и сына.
Всё подлинное.
А это мама.
Василий Дмитриевич. Автопортрет
Об этом столе я не успела спросить. Но, кажется, тоже их стол.
Слева - портрет супруги. Из купеческого рода она была.
Её работа.
И ещё её работа.
И ещё.
Много уникальных вещиц...
Бабушка.
А это мама Василия рисовала. Муж и дети.
Вот и Василий.
Другая комната уже. Инструмент работает!
Витражи подлинные и сохранившиеся, однако во время войны взрывной волной выбило стёкла. Но всё восстановили.
Двери - те самые!
Монограмма Поленова.
Крокодила Василий Дмитриевич купил в Египте. Уже чучело, конечно! Я там тоже таких видела, но не купила...
А это отдельная выставка. Горячий батик. Предлагаю посмотреть. Отличная!
И возвращаемся обратно в комнату.
Это столовая. Коллекции игрушек и разных иных вещей. Василий Дмитриевич ездили везде, путешествовали, что, судя по всему, любили чрезвычайно. И собирали потихоньку...
Мебель и гладильные доски.
Посуда - из Рязанской области.
Рукомойник и другие предметы - из Италии.
Часы готовятся к ремонту и реставрации. Механизм - полностью из дерева. Экскурсовод сказала, что можно починить.
Тарелочки-месяцы. Вот октябрь. Больше всего понравился!
Попутно решила сфотографировать ещё раз комнату, где мы уже были.
Следующая комната. Кабинет.
Раскопки в районах Оки. Кости мамонта. Не знаю только, Василий ли Дмитриевич сам откопал или кто другой. Скорее всего, второе:)
Работа Василия Дмитриевича.
Одна из ранних работ. Техника "белое на белом". Справился безупречно.
Любимая собака сеттер.
Дубовый шкаф. Очень тяжёлый. Стоит на стеклянных шарах. Можно двигать.
Теперь идём на второй этаж.
Здесь - зал, где Василий Дмитриевич работал. "Христос и грешница". Пожалуй, всё-таки главный сюжет его жизни. Работа - углём.
Ну, и посетители. Устали, присели:)
Из окна мастерской.
Выходим на улицу. В доме провели час.
Аббатство ждёт. Скоро отправимся туда.
Продолжение следует. Спасибо за внимание.