Американцы прибыли в Дрезден в пять часов пополудни. Двери теплушек открылись, и перед американцами возник прекраснейший город - такого они еще не видели никогда в жизни. Он вырисовывался в небе причудливыми мягкими контурами, сказочный, неправдоподобный город. Билли Пилигрим вспомнил волшебную картинку в воскресной школе - "Царствие небесное".
Кто-то сзади него сказал:"Страна Оз".
"Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". Курт Воннегут
В этом году в Дрездене с особым трепетом вспоминали страшные события февраля 1945 года, когда ровно 70 лет назад была стерта с лица земли прекрасная "Флоренция на Эльбе".
Раньше Дрезден считался одним из красивейших городов Европы. Здесь находилось множество объектов, представлявших большое культурное значение: Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей, построенных в стиле барокко.
В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша.
За три зимних дня 45-ого цветущий город был превращен в руины. Но сегодня, спустя 70 лет после беспощадной бомбардировки, он вновь гордо возвышается на берегах Эльбы.
С трудом поддается пониманию, как можно было из пепла восстановить такой крупный город. Сложно вообразить, сколько было потрачено усилий архитекторов, историков, строителей, воссоздавших удивительные и прекрасные памятники истории и архитектуры из мельчайших обломков. Каждый камень был описан и бережно водружен на место гениальными мастерами. Любуясь поражающими воображение красотой зданиями, можно заметить выделяющиеся более светлым цветом части - это недостающие фрагменты, оригиналы которых были безвозвратно утеряны, и вытесаны из камня в наше время, по старинным гравюрам и эскизам.
Лишь в самом конце 20 века началось рукотворное чудо воссоздания исторического центра Дрездена, крупнейший реставрационный проект в Европе со времен возрождения Варшавы и Гданьска.
Медленное восстановление объяснялось не только финансовыми трудностями, но самой технологией, которая была нацелена на восстановление подлинного исторического памятника с максимальной аутентичностью, а не создание его железобетонного муляжа.
"Шествие князей". На 24 тысячах плиток из мейсенского фарфора изображена вся династия саксонских королей начиная с 1127 года. Стена сделана из трижды обожженного фарфора. Плитки подогнаны так искусно, что зазоров между ними почти не видно. Во время бомбежки города в 1945 году эта уникальная стена почти не пострадала, ведь фарфор и сам рождается в огне, поэтому смог устоять в тысячеградусной температуре. После бомбежки пришлось заменить всего несколько десятков плиток.
В 22 часа 13 минут 13 февраля 1945 года на Дрезден были сброшены первые бомбы. Был уничтожен практически весь старый центр архитектурной жемчужины Европы. Город был превращен в море огня. Гигантские массы воздуха всасывались в образовавшуюся воронку и создали исксственный смерч. Тех несчастных, которых поднимали вихри, швыряло прямо в пламя горящих улиц. Те, кто прятался под землей, задыхались от недостатка кислорода, вытянутого из воздуха, или умирали от жара - жара такой силы, что плавилось человеческое мясо и от человека оставалось влажное пятно. Бомбардировки продолжались в течение нескольких дней.
"В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Все вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижу женщину - она до сих пор у меня перед глазами. В ее руках сверток. Это ребенок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю (сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода). Они теряют сознание и превращаются в золу. Безумный страх охватывает меня, и я все время повторяю: "Не хочу сгореть заживо!" Не знаю, сколько еще людей попались на моем пути. Я знаю только одно: я не должна сгореть", - это воспоминания жительницы Дрездена Маргарет Фрейер.
Один из жителей Дрездена рассказывал: "У трамвайного депо была общественная уборная из рифлёного железа. У входа, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие... Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди. Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски...".
"Большинство американцев много слышало о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, но лишь немногие знают о том, что больше людей погибло в Дрездене, чем было уничтожено в любом из этих городов. Дрезден был «экспериментом» союзников. Они хотели выяснить, возможно ли создать огневой шторм, сбросив тысячи зажигательных бомб в центр города. Дрезден был городом бесценных культурных сокровищ, которые были не тронуты до этого момента войны. Бомбардировка воспламенила весь город, создавая ураганные ветра, которые еще больше раздували пламя. Асфальт таял и плыл по улицам, как лава. Когда воздушная атака была закончена, выяснилось, что погибло около 100 тыс. человек. Во избежание распространения болезней власти сожгли останки десятков тысяч людей в гротескных погребальных кострах. Дрезден не имел военной значимости, и когда его бомбардировали, война была практически уже выиграна. Бомбардировка лишь укрепила противостояние Германии и стоила большего числа жизней союзников. Я искренне спрашиваю себя, была ли бомбардировка Дрездена военным преступлением? Было ли это преступление против человечества? Чем были... виновны дети, погибшие самой страшной из смертей - сожжением заживо." Дэвид Дюк, американский историк.
Несмотря на все ужасы и боль, которые пришлось пережить городу в прошлом, сегодня Дрезден радушно встречает гостей, перед которыми открывается очаровательный город с волшебной, дружелюбной атмосферой.
Самый красивый парк города носит название «Большой сад». Парк основан в 1676 году курфюрстом Иоганном Георгом Третьим. В центре его стоит прекрасный дворец, построенный в стиле барокко.