Завтра мне придется в прямом эфире радиоканала "Культура" обсуждать тему человеческих пороков. Стала смотреть материал в Сети. И вот что нашла
( Read more... )
Cтранная какая статейка... Оставляет ощущение недоделанности. Сводить всё к биохимии? На любителя. Примерно как Фрейд. И оправдания оговариваются про "иногда/немножко - не так уж и вредно".
Социальное конструирование? А как иначе? Разве религия не есть один из инструментов этого конструирования?
Терпимость религиозного сознания - тоже неоднозначная тема. Можно надёргать цитат как за, так и против. И ещё где-то рядом тема ханжества, как мне кажется.
Если я правильно поняла, автор статьи как-раз и пропагандирует отказ от ответсвенности. Мол, что же мыжем, коли природой сие заложено. Остается непонятным один факт - отчего же одни подчинены этому, другие - нет. Нестыковjчка... Конечно же есть у каждого определенные предпосылки, но вот решать человеку самому - заидовать, убивать, красть, насильничать - или нет. И никакие гены или инстинкты ответственности за это не несут. По крайней мере в таком объеме. Вот.
Слабовато там для пропаганды. Ну да. Автор слегка передергивает, на самом деле биохимия является лишь пусковым механизмом для желаний, а пороком - возведение этого желания в культ. Поэтому у него размыта разница между утолением голода и обжорством, гордостью и гордыней, любовью и распутством и т.п.
Программа прошла хорошо. Тонкие политические выпады удалось сделать :). Основной акцент получился на зло не глобальное, а зло повседневное. Оно нас задевает каждый день.
статья, имхо, совершенно левая :) гены, психофизиология и все остальное, разумеется, поддерживают: стремление к отдыху, стремление к сексу, желание подкрепиться, желание быть лучше других и т.п. те, у кого нет таких желаний, те лежат в земле сырой :)
грех происходит не из этих желаний как таковых, а когда они выходят на первый план, ущемляя духовное развитие :(
одно и то же стремление покушать, например, может быть грехом (обжорство), может быть нейтральным (захотел пить, попил воды, закусил котлеткой и пошел дальше), а может быть поступком духовного уровня (собрал стол и угостил с радостью себя и ближних, с любовью к себе и другим). так же и про все остальное.
Насчет нетерпимости "религиозного сознания" - имхо, не всякое сознание и не ко всему и не всегда так уж и нетерпимо. Дурости "от религии" хватает, ее ничуть не меньше, чем дурости от атеизма :) Однако и мудрость есть :)
Согласна с Вами во многом. Я только возражаю, чтобы церковь претендовала на то, чтобы быть единственным гарантом нравственности общества. Церковь сейчас ведет себя достаточно активно в связи с этой претензией. Например, уроки православия в российских школах. Скоро придется защищать права неверующих.
мне кажется, нужно разделять три понятия: церковь (как организацию), религия (как исторически сложившаяся совокупность верований и правил) и собственно индивидуальную веру.
Внедряет уроки православия церковь. Примерно понятно, зачем это нужно и им, и тем, кто пускает их в школы.
также известно огромное количество примеров, когда под знаменем религии творится насилие всех видов :(
Но это, в моем понимании, никак нельзя переносить на собственно веру. Вера формируется индивидуальным образом. Атеизм, имхо, тоже вера, только не в Бога, а в иные порядки (эволюция, целесообразность природы и т.п.)
статья очень размазанная и незавершенная. Да и, для начала, какие критерии можно использовать для определения границ "порока"? Ольга, как Вы думаете, можно ли четко сформировать рамки, например, ненависти или презрения?
Статья действительно сырая. Мне кажется, есть определенные критерии. Например, Уголовный Кодекс. Далее - простые нормы нравственности. Есть еще этикет - про правила поведения и хорошие манеры. Но много в этом оценочного. Например, оценка гомосексуальности. Меняется в разных странах в разное время. То есть то же социальное конструирование. Про чувства. Рекомендую книгу К.Изарда "Психология эмоций" (Изд. "Питер"), там все эти эмоции хорошо описаны.
Comments 13
Социальное конструирование? А как иначе? Разве религия не есть один из инструментов этого конструирования?
Терпимость религиозного сознания - тоже неоднозначная тема. Можно надёргать цитат как за, так и против. И ещё где-то рядом тема ханжества, как мне кажется.
Reply
Reply
Reply
Остается непонятным один факт - отчего же одни подчинены этому, другие - нет. Нестыковjчка...
Конечно же есть у каждого определенные предпосылки, но вот решать человеку самому - заидовать, убивать, красть, насильничать - или нет. И никакие гены или инстинкты ответственности за это не несут. По крайней мере в таком объеме.
Вот.
Reply
Ну да. Автор слегка передергивает, на самом деле биохимия является лишь пусковым механизмом для желаний, а пороком - возведение этого желания в культ. Поэтому у него размыта разница между утолением голода и обжорством, гордостью и гордыней, любовью и распутством и т.п.
Reply
Основной акцент получился на зло не глобальное, а зло повседневное. Оно нас задевает каждый день.
Reply
гены, психофизиология и все остальное, разумеется, поддерживают: стремление к отдыху, стремление к сексу, желание подкрепиться, желание быть лучше других и т.п.
те, у кого нет таких желаний, те лежат в земле сырой :)
грех происходит не из этих желаний как таковых, а когда они выходят на первый план, ущемляя духовное развитие :(
одно и то же стремление покушать, например, может быть грехом (обжорство), может быть нейтральным (захотел пить, попил воды, закусил котлеткой и пошел дальше), а может быть поступком духовного уровня (собрал стол и угостил с радостью себя и ближних, с любовью к себе и другим).
так же и про все остальное.
Насчет нетерпимости "религиозного сознания" - имхо, не всякое сознание и не ко всему и не всегда так уж и нетерпимо. Дурости "от религии" хватает, ее ничуть не меньше, чем дурости от атеизма :) Однако и мудрость есть :)
Reply
Reply
Внедряет уроки православия церковь.
Примерно понятно, зачем это нужно и им, и тем, кто пускает их в школы.
также известно огромное количество примеров, когда под знаменем религии творится насилие всех видов :(
Но это, в моем понимании, никак нельзя переносить на собственно веру. Вера формируется индивидуальным образом. Атеизм, имхо, тоже вера, только не в Бога, а в иные порядки (эволюция, целесообразность природы и т.п.)
Reply
Reply
Да и, для начала, какие критерии можно использовать для определения границ "порока"?
Ольга, как Вы думаете, можно ли четко сформировать рамки, например, ненависти или презрения?
Reply
Мне кажется, есть определенные критерии. Например, Уголовный Кодекс. Далее - простые нормы нравственности. Есть еще этикет - про правила поведения и хорошие манеры.
Но много в этом оценочного. Например, оценка гомосексуальности. Меняется в разных странах в разное время. То есть то же социальное конструирование.
Про чувства. Рекомендую книгу К.Изарда "Психология эмоций" (Изд. "Питер"), там все эти эмоции хорошо описаны.
Reply
Leave a comment