Большие кошки и их всепоглощающая любовь к небольшим Homo

Jul 04, 2016 13:38

Дуальность образа больших кошек (льва и леопарда) и ее антропологические истоки в еврейской БиблииТекст моего доклада на конференции в СПбГУ (прошлый четверг). На русском языке. Впрочем, на самом деле я этот доклад делала на английском. Вот не могли мне сразу сказать, что так можно! Тогда и текст был бы сразу на английском, а так пришлось прямо на ( Read more... )

большие кошки, антропология

Leave a comment

Comments 12

vevyurko July 4 2016, 11:40:30 UTC
Интересный доклад. Где-то я уже читал об идее связи между религией (а именно, жертвоприношением) и большими кошками как охотниками на человека. Но, если позволите критику: а) Вы с такой уверенностью говорите о происхождении человека от гоминида и о происхождении еврейской религии от архаических культов, что создаётся впечатление, будто Откровения в традиционном смысле, равно как других Божьих чудес (например, создания мира во всём его многообразии из ничего без потребности во времени, или же аналогичного создания человека в мире) для Вас не существует; б) медведь был и остаётся для архаических народов Севера (в том числе у нас в тайге или, например, у айнов на Хоккайдо) тем же, чем большие кошки являются для народов юга, поэтому Ваш упор на уникальность эстетического чувства перед ними выглядит скорее вкусовым, нежели действительно исторически и культуроведчески выверенным утверждением.

Reply

olga_1821 July 4 2016, 12:20:51 UTC
1. Я как раз совсем ничего не говорю о происхождении еврейской религии как таковой - я рассматриваю только возможные истоки конкретного религиозно-литературного образа. Т.е. символом своей религии или тех или иных ее аспектов человек может выбрать абсолютно любой образ, это никак не связано или связано весьма опосредованно с происхождением самих верований - но почему все же был выбран именно такой образ ( ... )

Reply

vevyurko July 4 2016, 12:31:49 UTC
1. И всё же за текстом доклада несомненно чувствуется господство эволюционистской парадигмы, а её едва ли можно использовать избирательно, как инкрустацию, когда речь идёт об изначальных вещах.

2. Понятно. Насколько я знаю, в культуре это свойство "пугать и притягивать" закреплено за всеми большими хищниками, не исключая и огромных змей.

Reply


bludnyj_son July 4 2016, 13:27:33 UTC
О, вот кого надо спросить про Академию! Что, это таки достойная площадка? А то мне со всеми соцсетями совершенно неясно, куда подаваться хорошо, а куда плохо.

Поздравляю с докладом. Название для русских реалий - потрясное)) Но я подожду версии на английском:)

Reply

olga_1821 July 4 2016, 15:55:11 UTC
Да, вполне достойная и достаточно полезная. Такой академический фейсбук для быстрого обмена статьями - и при этом доступный в гугл-поиске (я так немало нужных мне статей находила). Единственная проблема - поскольку это полностью open source, после публикации статьи в журнале оный журнал может потребовать удалить ее с Академии. Но это можно обойти, выкладывая черновики (хотя, вероятно, не со всеми журналами прокатит).

Спасибо! :)

Reply

bludnyj_son July 4 2016, 16:11:51 UTC
Главное, чтоб публикация на Академии не помешала журналу статью напечатать, а удалить - ну, можно и удалить. Потом-то заинтересовавшимся и по мылу прислать можно.
Понятно. Большое спасибо за ответ! Возьмусь, значит.

Reply


romantik3 July 4 2016, 18:58:17 UTC
Очень интересно! Спасибо. :)

Reply


elven_gypsy July 7 2016, 05:56:20 UTC
Прочитала. Интересный доклад. Вот насчет иррационального страха... не знаю. По-моему, встретиться в тайге с медведем ничуть не радостней, чем с тигром или леопардом. Второе, правда, еще и везение редкое - если с безопасной дистанции) Их, бедняг, мало совсем у нас осталось, в отличие от медведей. Леопардов всего полсотни, кажется. Сама я больших кошек (и других хищников) видела только в зоопарках. Что касается чувства опасности - по-моему, людям кажется, и зря кажется, что медведь медленный и менее опасен, чем стремительная кошка. И вся разница. Волк, если он один, вообще мало кого всерьез пугает, а вот стая, что собачья, что волчья - радости мало... Пока читала, вспомнила случай. В Московском зоопарке у тигрицы появился тигренок. Мама ходила смотреть, она и рассказывала. Народ прихлынул к вольеру, посмотреть на тигренка, всем же любопытно, и тут тигрица-мать подняла голову, раскрыла пасть и... не зарычала, не зашипела, а издала какой-то странный, на грани слышимости, звук, от которого всех разом отнесло от вольера на метр. Что-то ( ... )

Reply

olga_1821 July 7 2016, 09:02:56 UTC
В том-то и дело, что и от медведя, и от волчьей стаи человеку радости мало, и они очень пугают (волки так вообще несравнимо больше и ярче представлены в европейском фольклоре и всяких байках, чем кошки) - но вот о странном парализующем страхе (в том числе у европейцев, в том числе у профессиональных охотников и зоологов!) мне приходилось слышать и читать только по отношению к большим кошкам. Вот то, что ты описываешь про зоопарк. Трудно такое представить, например, с медведицей, и я не слышала никогда. Всегда в таких рассказах фигурируют кошки.

Reply

elven_gypsy July 7 2016, 10:22:39 UTC
Ну там был явный сигнал - и сигнал был узнан и воспринят сразу, инстинктивно, наверное, правда у нашего вида на подкорке написан. Тем более это тигрица над детенышем... Но вообще да, наверное, что-то есть. То есть - медведь может воcприниматься сакрально. И кое-где воспринимается. Но скорее потому, что на человека похож... на лесного. Вот тебе сказка(?) про медведя от моей прабабушки. Самоцитата ( ... )

Reply

olga_1821 July 7 2016, 11:25:54 UTC
Да, с медведем немного другая история, там такие ярко-выпуклые подсознательные (причем общечеловеческие) штуки не прослеживаются, что в быту. что в культуре, хотя вообще он сакральная фигура - как и любой крупный хищник в принципе. И змеи, да. Это такая тема, там копаться и копаться... Думаю, лет на десять мне ее должно хватить, на PhD и докторскую уж точно :)

Ох, история-то какая... Действительно, одновременно и похоже на выдумку, и не похоже. А сколько прабабке тогда было лет? Ну, примерно?

Reply


Leave a comment

Up