Царский быт. Выбор невесты.

Feb 11, 2011 14:10

   Описание быта русских цариц хочу начать, собственно, с выбора царем или великим князем невесты. Коротко я уже упоминала об этой процедуре. Сейчас хочу остановиться более подробно и показать несколько картин на эту тему. Я, с Вашего разрешения, процитирую Ивана Егоровича Забелина. Лучше, чем он сформулировал в 1869 году, написать невозможно.


"Когда приходила пора жениться государю или наследнику государства, то в невесты им избирались дочери-девицы из всех семей служилого, т. е. военного дворянского сословия. Для этого Государь посылал во все города и во все поместья грамоты со строжайшим наказом, чтоб все вотчинники-помещики немедленно ехали с своими дочерьми в город к назначенным на то городовым воеводам, которые должны смотреть дочерей в невесты государю. Главною целью таких воеводских смотрин были красота и доброта ее здоровья и нрава.

После смотра все избранный первые красавицы области вносились в особую роспись, с назначением приехать в известный срок в Москву, где им готовился новый смотр, еще более разборчивый, уже во дворце, при помощи самых близких людей государя. Наконец, избранный из избранных являлись на смотрины к самому жениху, который и указывал себе невесту также после многого «испытания».

О царе Иване Васильевиче Грозном повествуют, что для избрания третьей супруги к нему «из всех городов свезли невест в Александрову Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч. Каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12, из коих и избрал себе невесту.

Отец царя Ивана Васильевича, вел. кн. Василий, вздумав жениться (это было еще при его отце) обнародовал во всем государстве, чтобы для него выбрали самых прекраснейших девиц, знатных и незнатных, без всякого различия. Привезли их в Москву более пятисот, по другому свидетельству - 1500; из них выбрали триста, из трехсот - 200, после 100, наконец, - только 10; из сих десяти и была избрана невеста.

После избрания, царскую невесту торжественно вводили в царские особые хоромы, где ей жить, и оставляли до времени свадьбы на попечение дворовых боярынь и постельниц, жен верных и богобоязливых, в числе которых первое место тотчас же занимала ближайшая родня избранной невесты, обыкновенно ее родная мать или тетка и другие родственницы. Введение невесты в царские терема сопровождалось обрядом ее царственного освящения. Здесь с молитвою наречения, на нее возлагали царский девичий венец, нарекали ее царевною, нарекали ей и новое царское имя.

Вслед за тем дворовые люди «царицина чина» целовали крест новой государыне, присягали. По исполнении обряда наречения новой царицы, рассылались по церковному ведомству в Москве и во все епископства грамоты с наказом, чтобы о здравии новонареченной царицы Бога молили, т. е. поминали ее имя на ектениях вместе с именем государя.

С этой минуты личность государевой невесты приобретала полное царственное значение и совсем выделялась из среды подданных и из среды своего родства, так что даже и отец ее не смел уже называть ее своею дочерью, а родственники не смели именовать ее себе родною."


Выбор царской невесты (художник Илья Репин)



Выбор невесты (художник Сергей Никитин )



Выбор невесты (художник Иван Кириллов) - первая кандидатка



Выбор невесты (художник Иван Кириллов) - вторая кандидатка



Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем (фрагмент) (художник Константин Маковский)



Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (художник Михаил Нестеров)



Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем (художник Григорий Седов)

Ощущения, Царская жизнь, Брак

Previous post Next post
Up
[]