Фото
https://uchitel-dlya-rossii.timepad.ru/event/206522/ В конце весны этого года сеть наводнилась сообщениями о запуске проекта «Учитель для России», пилотными регионами для которого стали Московская и Воронежская области. Поскольку активное реформирование системы образования, продолжающееся последнюю четверть века, привело к катастрофическим результатам, что было зафиксировано в
общероссийском опросе, проведенном в конце июня-начале июля этого года, всякая обновленческая инициатива вызывает повышенный интерес. Что еще готовят нам реформаторы?
Для этого надо присмотреться к ней поближе. Руководителем программы «Учитель для России» является Федор Шеберстов, основатель компании Odgers Berndtson, специалист в области «подбора руководителей высшего звена и членов советов директоров для компаний финансового, нефтяного, инфраструктурного секторов экономики» и «развития лидерского потенциала». В общем, как сейчас стало модным выражаться, хедхантер или «охотник за головами».
Фото
https://vk.com/id26412125 То, что рекрутинговая компания предлагает отечественной школе, является адаптацией международной программы Teach For All. Один из разработчиков программы - американская компания The Boston Consulting Group, которая занимается глобальными преобразованиями общества в разных странах.
Проект Teach For All ориентирован на страны, в которых имеется неравенство в части доступа к образованию (обратите внимание на карту - это преимущественно страны Латинской и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока и Азии, попробуйте ради интереса наложить на эту картинку другую карту - карту горячих точек планеты). Он ставит целью воспитание «лидеров для изменения общества», или, как оно зазвучало на русском языке, «агентов перемен». Обращаю внимание, что на территории США, где находится штаб-квартира проекта, агентам не больно-то дают разгуляться, а вот на Ближнем Востоке, в Азии - пожалуйста.
Фото
http://teachforall.org/en Заметьте, что на карте пока не показаны точки на территории России.
На сайте заявляется, что новые лидеры должны трансформировать школы и системы образования в своих странах для того, чтобы ликвидировать неравенство в части доступа к качественному образованию. Для этого партнеры проекта производят отбор и «натаскивание» кандидатов, которые затем берут на себя обязательство два года отработать в проблемных школах c целью воспитания лидерских качеств и изучения ситуации с образованием «на местах», после чего он должны стать локомотивами изменения общества «к лучшему». Что такое к «лучшему», для кого оно «лучшее» и какими способами предполагается этого «лучшего» достигать, не указывается. Описание критериев качества образования отсутствует.
Среди основополагающих принципов, которые обязательны для выполнения программы в любой стране, является, (внимание!) независимость от контроля со стороны правительства и других внешних структур, свобода принятия операционных решений, критика традиционных парадигм (А иначе как легитимировать изменения? И кто сказал, что эти парадигмы ограничатся образованием?) и поддержка модели с прицелом на политические изменения.
Теперь эта инициатива приползла в Россию. Вы еще не забыли, что речь идет об образовании?
Главным спонсором «проекта ликвидации образовательного неравенства» является главный критик равного подхода к образованию в России Герман Греф. Вот такая вот загогулина, как выражался известный политик.
Чтобы не быть голословной, напомню, что еще в 2012 году Г. Греф заявил, что наша система образования «безобразна». В том же году, он сказал на Петербургским экономическом форуме, что «как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело… Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания». Действительно, если система должна выпускать легко манипулируемое стадо, а выпускает образованных людей, она безобразна.
Теперь новое поколение преподавателей, которое будут обучать вне отечественной системы профессионального педагогического образования (не забываем про независимость от любых контрольных органов) и запихивать в школы, должно ситуацию изменить, то есть обеспечить равный доступ к новому типу школы, выпускающей мычащие стада. Не может же быть наоборот, иначе приходится признать, что Г. Греф с ума сошел, а он, очевидным образом, не сумасшедший.
Как сообщает Накануне.ру, 2 июля 2015 года Герман Греф и губернатор Подмосковья Воробьев подписали соглашение о сотрудничестве в рамках реализации программы "Учитель для России" на территории области. При этом губернатор (который должен знать, еще раз повторяю, что государство ни на что влиять не сможет, поскольку проект реализуется только при условии независимости от органов власти) заявил, что «в области 1420 школ... и преподавательский состав, особенно в удаленных территориях, для нас имеет стратегически важное значение… Мы включились в этот проект и попросили сделать нас одним из первых регионов для её реализации. И скоро мы увидим очень интересных одарённых людей». Проект стартует с 1 сентября 2015 года в 9 муниципалитетах Московской области.
В официальных заявлениях указывается, что точкой приложения проекта станут школы со сложным социальным контекстом и низким уровнем успеваемости.
Через 5 дней еще одно соглашение подписали глава министерства образования области Марина Захарова и президент благотворительного фонда «Новый учитель» Елена Ярманова.
Справа - Елена Ярманова.
Фото
http://downtown.ru/voronezh/city/7507 Как
сообщает Интерфакс, цель соглашения - «повышение стандартов педагогического образования».
Каким образом будут повышать стандарты подготовки педагогов?
Самым радикальным. Авторы проекта заявляют, что в школы придут выпускники «престижных вузов России, не имеющих отношения к педагогике», но имеют «высшее профильное образование. Интересно, а какое образование для педагога является профильным, если не педагогическое? И что за образование теперь будет профильным?
Новые педагоги, согласно программе, проходят пятинедельную подготовку в «летнем лагере», что теперь должно считаться достаточным для работы в школе. Мы должны сделать вывод, что 5-недельный летний лагерь - достойная замена 5-летнему университетскому курсу, а «фиговый листок» лагерного выпускника - государственному диплому. И попробуй придерись, программа не подлежит контролю со стороны государства, она работает параллельно и независимо от государства!
Идем дальше. Цели проекта, указанные на его сайте, существенно отличаются от того, что заявляется официально. «Учитель для России» замахивается аж на подготовку «нового поколения успешных преподавателей». Это открытый подрыв отечественной системы педагогического образования. В группе ВК проекта и вовсе говорится, что речь идет не о подготовке преподавателей, а о «программе лидерского развития через преподавание в школе» (см. фото в начале статьи).
В сети появляются сайты с описанием нового поколения учителей, которые должны прийти на смену старому поколению. Например,
проект студентов МГУ им. Ломоносова, обучающихся по специальности «политическая журналистика», которые, как и предписано, изучают специфику работы школ на местах и заявляют, что они ищут тех, кто готов к переменам. Авторы сайта приводят интервью с представителями нового поколения учителей, среди которых затесался сергиевопосадский любитель клубнички и «воспитатель телесности» Александр Демахин. Интервьюируемые громят отжившую себя систему образования, рассуждают о ретроградах-патриотах и перспективных успешных новаторах, которые должны перевернуть школу.
Одна из организаторов проекта Алена Маркович бухает напрямую: «мы ищем не только тех, кто может стать педагогом; мы ищем тех, кто сможет стать «агентом перемен» в сфере образования». Самым успешным Маркович рисует заманчивые перспективы: «кто-то делает корпоративную карьеру и поддерживает образовательные проекты со стороны бизнеса; многие становятся чиновниками в сфере образования, политиками и общественными деятелями. Поэтому лидерские качества так важны в нашей программе».
Руководитель программы «головолов» Ф. Шеберстов, не отвлекаясь на заманухи, шпарит строго по методичке: «Мы ищем будущих лидеров и реформаторов в сфере образования. Тех, кто хочет разобраться, как все устроено изнутри, чтобы потом, хорошо понимая, о чем идет речь, менять ситуацию к лучшему».
Мнения специалистов относительно новых подходов к обучению можно посмотреть
здесь.
Обратимся к сайту русского проекта и посмотрим схему отбора и работы с кандидатами.
Критериями отбора для участия в программе являются «правильная мотивация, лидерский потенциал, высокий уровень эмоционального интеллекта в дополнение к очевидным критериям вроде знания и любви к своему предмету», как рассказывает Маркович. О любви к детям и призвании педагога речи, разумеется, не идет. Работа на любви и призвании - удел неуспешных неудачников! Даешь компетенции вместо знания и признание вместо призвания!
Интересен список «престижных вузов», с которыми планируется сотрудничество, где наравне с МГТУ имени Баумана и МГИМО называются НИУ ВШЭ и «рога и копыта» под названием институт «Стрелка». Это негосударственное «образовательное учреждение с экспериментальным подходом к обучению», появившееся в 2009 году, обозначает себя как «институт социальных изменений» и котируется у «новых педагогов» выше МГИМО и Бауманки, так как в нем было проведено больше мероприятий, чем в вышеуказанных вузах.
После подготовки «в лагерях» выпускники получают финансовое стимулирование в виде ежемесячной стипендии в размере 35 тысяч рублей, в результате чего обнаруживают в себе непреодолимую тягу отправиться в депрессивные школы и осваивать науку лидерства «на настоящих детях».
Из 42-х выпускников первого потока новых учителей больше всего учителей английского языка, русского языка и литературы, обществознания и МХК. Работать они будут с учениками средней школы, с 5-го по 9-й класс.
Организаторы проекта немного беспокоятся, не вызовет ли «серьезный вопрос неравенства в вопросе зарплаты» неприятие новичков в школах, но надеются, что обаяние, толерантность и доброжелательность выпускников преодолеют лед отчуждения. При этом, не только личные качества новых учителей должны помогать продвижению проекта. Ф. Шеберстов говорит: «мы строго отбираем не только участников программы, но и школы, с которыми программа сотрудничает. В первую очередь мы ищем союзников в лице директоров».
К тому же, как говорят хедхантеры, новые учителя после истечения обязательного срока отработки смогут остаться и продолжить работу в системе образования (разумеется, уже без надбавки) или, если педагогический пыл угас, «трудоустроиться в партнерские компании The Boston Consulting Group и ОАО «Сбербанк» по облегченной процедуре отбора».
Герман Греф также упоминает, что Сбербанк окажет поддержку новым «социальным проектам» отличившихся после истечения двухгодичного срока стажировки. Очень интересно, что культурные проекты, которые
начали реализовываться в этом году в нескольких областях России под патронажем немецкого Фонда Роберта Боша, тоже предполагают направление русских и немецких молодых специалистов, которые будут исследовать культурный контекст на местах, налаживать связи с органами власти и затем реализовывать свои собственные социокультурные проекты с целью изменения городов. Эта программа тоже рассчитана на два года. Урбанистическими проектами занимается и институт «Стрелка». Где и сколько еще взращивается таких агентов-реформаторов?