Фигаро там, Фигаро здесь

Oct 10, 2023 11:01

О том, что я намерена превратить октябрь из обычного осеннего месяца в театральный, я докладывала, но даже в самых радужных мечтах не представляла, сколь прекрасным получится открытие сезона.


О нем можно писать только в превосходных степенях, поскольку с премьеры я не шла, а летела, охваченная приятным вдохновением.

Его источником стала и театральная атмосфера, которая сама по себе способна вдохновить и взбудоражить (если вы, конечно, идете в правильный театр, как, например, театр на Таганке), и великолепная постановка, в которой все доведено до совершенства.

Переступив порог фойе, я поняла, как сильно соскучилась по милым атрибутам театральной жизни: сияющим люстрам, расслабленной суете в гардеробе и зрителям, прихорашивающимся у огромных зеркал с такой тщательностью, будто они планируют выйти на сцену.




Как приятно подниматься по широким лестницам, предвкушая яркие впечатления от актерской игры!




Вся эта праздничная атмосфера никого не оставляет равнодушным. Она подхватывает, завораживает и проникает в каждую клеточку организма, как веселые пузырьки шампанского.




Свой личный театральный сезон я начала с премьерного «Фигаро».

Теперь я знаю, что имеют в виду, когда говорят, что некое мероприятие прошло на одном дыхании. Мне кажется, публика сделала глубокий вдох на входе в зрительный зал и выдохнула только после бурных оваций - всё остальное время она завороженно смотрела на сцену, позабыв обо всех заботах.

То, как играют артисты, надо просто видеть.

Все мизансцены разворачиваются в почти бешеном темпе, но не с целью поразить зрителя техничностью, а для того, чтобы он напрочь забыл о текущей жизни и полностью, без остатка включился в сюжет.

И я забылась и включилась, потому что происходящее на сцене можно описать тремя словами: задорно, легко, иронично!

Я не представляю, как можно выучить столько текста, а потом произносить его столь четко и непринужденно, что создается впечатление, будто персонаж и актер - одна личность.




А пластика? Все исполнители двигались по сцене невероятно легко и грациозно, несмотря на то, что режиссер поставил перед ними весьма замысловатые в хореографическом отношении задачи: не просто залезть, а вспорхнуть; не просто переступить, а перелететь. Без такой легкости, скрывающей многократные репетиции и предполагающей отличную физическую форму, невозможно создать добротную комедию.

Вообще ставить пьесу Бомарше, которую кто-то может причислить к «заезженным пластинкам» - сложная задача. Очевидно, что у режиссера возникает соблазн воспользоваться популистским художественным приемом и перенести действие в наши дни. К счастью, на Таганке такого не произошло.

Да, новый спектакль - это авторская версия Дениса Бокурадзе, но он не пошел по скользкой дорожке осовременивания персонажей XVIII века.

Он явно не собирался продемонстрировать зрителям нечто типа «смотрите, как это всё современно», но он превратил комедию положений в галерею характеров, что, согласитесь, намного сложнее переноса в другую историческую эпоху.

А самое главное, чем меня потрясла постановка - настроение.

Оно создается не центральной коллизией, а актерской игрой, в которую совершенно органично встроена музыка.

Да, театр на Таганке - драматический, а не музыкальный, но «Фигаро» - спектакль, в котором музыка играет одну из заглавных ролей.




И дело не только в том, что музыканты сидят на сцене.

Музыкальность обеспечивается двумя моментами.

Первый: в сюжет вкрапляется большое количество музыкальных фрагментов - от полноценных вокальных номеров до коротких цитат, легко узнаваемых зрителями. Эти цитаты выступают в качестве авторских ремарок и неизменно вызывают в зале смех (собственно, на такую реакцию они и рассчитаны).

Второй момент: участие Ларисы Долиной.

Друзья, она просто невероятная! Я никогда не была фанатом ее творчества, но ее высочайшее мастерство достойно восхищения.

Я представляю, как было сложно ввести певицу в драматический спектакль, сделав так, чтобы ее певческий талант не выглядел инородным элементом.

И он не просто так не выглядит, но и очень украшает постановку, становясь ее совершенно естественной частью. Авторам постановки удалось сделать так, что все внесюжетные номера превращаются в логичные связки между эпизодами.

Долина - звезда. Причем не только в вокальном, но и в драматическом плане. Думаю, для певицы спектакль стал своеобразным творческим вызовом, который она приняла и с которым справилась блестяще.




Пожалуй, новый «Фигаро» - лучший из всех, что я видела на сценах драматических театров, и я очень рада, что начала свой театральный октябрь с такого прекрасного спектакля.

искусство

Previous post Next post
Up