Происшествие, которое вызвало у меня грусть и тревогу, связано с мамой. Во вторник она сломала руку. Когда она позвонила и сообщила мне об этом, у меня внутри сначала все оборвалось, затем все замерло, а потом…
Потом мы поняли, как нам повезло.
Собственно, и мама начала именно с этого - с обоснования своей безграничной удачливости, поскольку падение, которое ей довелось пережить, могло привести к куда более серьезным, и даже непоправимым, последствиям.
Говоря о переломе руки, мама справедливо заметила: счастье, что она не сломала ногу, или шейку бедра (травма, характерная для специальных корреспондентов ее возрастной категории), или шею (а заодно и голову).
«Всего-то рука; да к тому же левая!» - оптимистично резюмировала мама.
Об ее оптимизме я считаю важным сказать пару слов.
Дело в том, что мамин оптимизм не является естественным следствием свойственного ей типа высшей нервной деятельности (как изредка бывает у тех, кому повезло родиться с настроем на хорошее, если такое вообще возможно). Она не тот человек, у которого на первый план автоматически выскакивают обнадеживающие мысли. Нет, она относится к тревожно-сенситивному типу, склонному к сомнениям и рефлексии.
Но!
И именно «но» определяет ее жизнь.
Вопреки отсутствию предрасположенности к оптимизму она контролирует свои мысли и целенаправленно направляет их туда, где проблемы превращаются в задачи, а сомнения - в решения. И все ее решения начинаются с вопроса: что я могу сделать?
Не «кто виноват» или «кто может мне помочь», а «что я могу сделать».
Понимаете разницу?
А теперь про перелом.
Я считаю, что к нему привели две причины.
Первая заключается в том, что мама выглядит и ведет себя моложе, чем ее кости; вторая связана с отсутствием взаимного уважения.
Ситуация складывалась следующим образом. После завтрака мама вышла на традиционную прогулку вдоль моря. Легкой походкой (легкой настолько, насколько это возможно в ее возрасте) она шла по песку, наслаждаясь теплым балтийским ветром. В одном узком месте, с правой стороны ограниченном морем, а с левой - валунами, ей навстречу показалась семья из трех человек. Родители и ребенок младшего школьного возраста шли широкой шеренгой, и мама решила уступить им дорогу, сделав шаг в сторону.
Это и есть тот момент, который я указала в качестве второй причины.
Не знаю, когда это произошло, но культ семей с детьми у нас стал превосходить уважение к окружающим. Некоторые отцы и матери считают, что мир обязан благодарить их за производство потомства, всячески выражая им глубокое почтение. Им невдомек, что если встречный человек уступает часть дороги, то они со своей стороны тоже должны слегка потесниться.
Увы, ответного движения не было, и мама, избегая столкновения, сделала еще один шаг. Наверно, его можно назвать роковым, но я не хочу драматизировать ситуацию.
Под ногой оказался камень, из-за которого она потеряла равновесие и упала…
Ясно, что не камень виноват, а неблагоприятное стечение обстоятельств, но на сегодняшний день мамина рука в гипсе, а я в Зеленоградске.
Каждый раз, уезжая из этого чудесного города, я загадываю одно желание. К сожалению, в этот раз оно не сбылось…
В Зеленоградск я прилетела позавчера, и про перелет обязательно доложу, поскольку в пятницу мне пришлось воспользоваться услугами другой авиакомпании.
Про Зеленоградск я тоже напишу отдельный пост. В пик курортного сезона я видела наш замечательный городок лишь однажды, так что сейчас он открывается для меня с новой стороны, и в период отпусков кое-какая информация кажется мне своевременной.
Сегодня я хочу коротко рассказать о том, как приспосабливается к возникшей ситуации мама.
Первое, что она делает - не позволяет себе унывать.
Конечно, ей очень досадно, что случилось то, что случилось. Досадно, тревожно и больно. И ей, как и любому человеку, испытывающему серьезный дискомфорт и ограничения, проще раскваситься, впустить в свою душу обиду и тоску, но мама не впускает. Она ищет хорошее. Ищет и поэтому находит. Не искусственно провозглашает одно, а думает другое, а действительно видит в сложившейся ситуации позитивные стороны.
Второе - она относится к огромному количеству резко возникших неудобств как к творческой задаче, подлежащей немедленному решению.
Мама не считает, что кто-то должен взять на себя труд по обустройству комфортных условий, не рассчитывает, что я остановлю свою жизнь и сосредоточусь на ее проблемах - она ставит перед собой вопросы и ищет ответы.
Вместо белого флага, символа признания своего поражению, у нее белая кепка и белый бинт. И когда ее озаряет идея, как можно сделать что-то одной рукой (увы, не все можно сделать, но многое), она говорит, что «это даже интересно и похоже на игру».
У меня нет сомнений, что мама выиграет состязание с бытовыми неудобствами.
Несмотря на мои попытки реорганизовать ее повседневность, она придерживается принципа «не сдаваться», то есть прикладывает значительные усилия для поддержания прежнего уровня активности и независимости.
За полтора дня у меня накопилось множество примеров, но приведу лишь один.
Гипс и самочувствие существенно усложняют переодевание. Ряд предметов одежды и обуви (например, белье с застежками, джинсы, все приталенные платья, кроссовки на шнурках) оказались временно недоступны. Мама сформировала временный гардероб из вещей, которые она способна надевать в настоящее время, и я предложила ей, снимая, развешивать их на спинках стульев.
Мама отвергла эту идею как упадническую, и заверила, что сможет самостоятельно поддерживать в квартире порядок, предусматривающий наличие у каждой вещи своего места. Одним словом, никаких вещей на стульях - все в гардероб!
По той же причине мы решили «прожигать жизнь» так, как делали это во время всех моих отпусков, и потому каждый день ходим в кафе или в ресторан - не только ради еды и общения, но и для поддержания традиции.
Со строганины из пеламиды мы начали наш первый вечер в пятницу…
…и любимой бюргерской кухней пообедали в субботу, забронировав наш любимый столик.
Да, друзья, в моих летних планах Зеленоградск не значился. В выходные я должна была заниматься совсем другими делами.
А в маминых мечтах на минувшую субботу было задумано плавание в море - она намеревалась открыть купальный сезон, поскольку сочетание 26 градусов Цельсия на суше и 21 градуса в воде идеально для такой мечты.
Но, увы. Жизнь распорядилась так, как распорядилась, и в ее планах было подарить нам … эти прекрасные дни.