Одно из убеждений, взятых из запасников житейской психологии, гласит: первое впечатление - самое верное. И те, кто его разделяют, нередко совершают ошибки, потому что руководствоваться предубеждениями и делать поспешные выводы сродни прогулке с закрытыми глазами.
Если же их открыть и потрудиться проникнуть в суть (что крайне сложно при поверхностном осмотре), то за первым впечатлением может обнаружиться второе и даже третье, куда более точное и разумное.
Мы не станем протестовать против стереотипов и решительно искоренять их из массового сознания, поскольку в ряде случаев (когда совсем нет времени и/или информации) они являются единственным механизмом формирования отношения. Но поддаваться им тогда, когда есть возможность узнать объект поближе, не стоит.
В субботу я ходила в Дом ученых. Шесть (!) лет назад я
писала об этом удивительном месте, а в декабре 2018-го даже
сравнивала его со Сколково, которое было знакомо мне лишь в связи с конференциями по судебной психиатрии.
Однако в субботу я отправилась по знакомому адресу на концерт, а это, друзья, совсем другая история, тем более что название мероприятия задавало определенный тон вечеру - «Дискотека 70-х - 80-х».
Я намеренно купила билет на ретро и настроилась соответствующим образом.
Если вы войдете в Дом ученых, главное - не бегите прочь, едва переступив порог. Не поддавайтесь первому впечатлению, которое не имеет ничего общего со вторым.
При входе посетителей встречают афиши, часть которых выглядит исключительно старомодно: они выполнены вручную!
Глядя на них, можно легко вообразить пожилого джентльмена, который, высунув язык от старания, обмакивает плакатное перо в склянку с цветными чернилами.
Тому, кто склонен к предубеждениям, почудится запах нафталина, и, объятый ужасом, он кинется прочь.
Мы же проследуем дальше…
Войдя в фойе, мы испытаем смешанные чувства, и эта смесь будет состоять из изумления и улыбки.
Дело в том, что всё на первом этаже выглядит слишком … шикарно.
В моем восприятии эти интерьеры относятся к той культурно-эстетической категории, которую я бы дерзнула назвать кичем.
Если бы не некоторое сходство с дизайном ритуальных залов, такие арки можно считать «дворцовыми». Я не вижу в них ничего красивого, но напоминаю: мы в Доме ученых, а не в ИКЕА.
И потому даже туалетные комнаты здесь оформлены помпезными порталами - так, чтобы каждый ученый, посещая клозет, чувствовал себя аристократом.
Глядя на эту купеческую роскошь, трудно сформулировать вопросы к авторам, и на языке вертятся лишь «зачем» и «с какой стати», не имеющие продолжения.
Но продолжить осмотр все-таки стоит.
Если вы не упадете в обморок в фойе и туалете, считайте, что вы преодолели первый, самый сложный, уровень.
На втором этаже вы попадете в интерьеры, которые можно смело назвать музейными, но (и отсюда начинаются поводы для восторга) все, что находится вокруг, предназначено для посетителей.
Никаких натянутых веревочек, никаких «руками не трогать» - сидите, лежите и трогайте!
Те, кто оказался в Доме ученых впервые, ходят, разинув рты; завсегдатаи же держатся так, будто ничего особенного не происходит.
Антикварная мебель, картины, рояли, вазы, камины, часы и прочие исторические ценности не дистанцированы от публики. В особняке царит абсолютно непринужденная обстановка, какую вы совершенно не ожидаете застать в таком месте.
Зрители сидят на диванах и креслах второй половины XIX века, ставят сумки на столики из карельской березы, говорят в полный голос и чувствуют себя здесь полноправными хозяевами.
Не в пример другим концертным залам, перед началом представления и в антракте ресторан был полон гостей. Найти свободное место оказалось весьма затруднительной задачей. Над столиками раздавался оживленный гул и витал густой аромат вечернего парфюма.
Несомненно, максимальному трафику способствует демократичный прейскурант. Нарасхват шли не только пирожные, бутерброды, чай и кофе, но и алкогольные напитки.
Благодаря невысоким ценам, посетители свободно приобщались к ассортименту, а не ходили вокруг него, чувствуя себя голодранцами, как в некоторых театрах.
Публика, о которой хочется сказать отдельно, выглядела великолепно. И дело не в нарядах, а в настроении.
Молодость большинства вчерашних зрителей пришлась на 1970-е годы, и наблюдатели, склонные к стереотипам, не стали бы ожидать от них особого задора. А зря!
В шуме голосов, в свободе движений и выразительности мимики ощущалось главное: люди пришли на праздник. Они готовились к этому вечеру, они тянулись к общению, обнаруживая умение радоваться тому, чем располагают.
Таких оживленных интонаций, таких радостных объятий и поцелуев, такой заинтересованности в текущем моменте зачастую не бывает и у более молодой аудитории.
А это чудесное «Зиночка, я взяла нам бутылку шампанского на двоих», произнесенное одной пожилой дамой, когда она обращалась к своей подружке? Это же прелесть что такое!
Чтобы убедиться в соответствии цены и качества, я заказала кофе.
Решительно заявляю, что они не соответствуют друг другу: качество превосходит цену в несколько раз.
Но основное потрясение ждало меня в зале.
То, что он был полон, меня не удивило, а вот живой отклик публики на всё, что происходило на сцене, изумил.
Этим зрителям не требуется никакого «разогрева».
Стоило раздаться первым тактам любимых песен, как вверх взметнулись руки с мобильными телефонами, экраны которых имитировали фонарики.
Исполнителями были артисты, которые десятилетиями солировали в различных ВИА, и я могу сказать, что они - настоящие «звезды».
Они не только пели вживую (живое исполнение - обязательное условие Дома ученых), но и легко двигались.
Если учесть, что все, за исключением одной певицы - ровесники зрителей, такая пластика и такой вокал вызывали восхищение.
И еще один момент: мастерство общения с залом. Сколько энергии, сколько юмора и, главное, самоиронии!
Сидеть на месте публика перестала минут через десять. Все, кто не решился выскочить в проход, пританцовывали сидя.
На лирических композициях зал замирал и, казалось, переставал дышать.
Я сидела в окружении людей, у каждого из которых, наверняка, полно бытовых проблем и атеросклеротических бляшек. За их плечами - разочарования, потери и испытания, а в анализах - повышенный уровень креатинина и липопротеидов низкой плотности. Но они наряжаются, общаются, смеются, оставаясь молодыми не по возрасту, а по сути.
Когда отгремели восторженный свист и овации, я спустилась в фойе. Ни стеклянные порталы, ни рукописные афиши более не казались мне устаревшими. Они были полны энергии, молодости и жизни - такой, какая она есть.