Заморский супермаркет, или Почти как у нас - 2

Mar 12, 2023 11:01

В эпоху глобализации супермаркет превратился в один из примеров, иллюстрирующих единое устройство мира. В какой бы стране ни оказался путешественник, в супермаркете он чувствует себя как дома - таким привычным и ясным воспринимается это замечательное заведение.

Где взять продуктовые корзины и тележки, по какой траектории осматривать огромный торговый зал, в какой последовательности осуществлять привычные действия, как взвесить овощи и фрукты, каким образом сориентироваться в многообразии товаров - все понятно, все знакомо и все предсказуемо.


Когда в январе мы с вами изучали миланские супермаркеты, мы едва отыскали лишь мелкие специфические детали, никоим образом не влияющие на суть явления. В применяемых маркетинговых стратегиях и самом устройстве крупных универсальных магазинов значимых различий обнаружено не было.

То, что итальянцы всех возрастов без стеснения пользуются продуктовыми сумками на колесах, незаслуженно получившими у нас статус старушечьих ассистентов, характеризует не организацию работы супермаркета, а покупательскую самооценку.

В Милане мне понравилось отсутствие промокательных вложений в пластиковых подложках и указание на ценнике стоимости товара за килограмм. Этим исчерпывались различия, за которыми начинались многочисленные сходства.

Очевидно, что супермаркеты Монтенегро в целом тоже похожи на российские и итальянские, однако я обнаружила ряд отличий, достойных внимательного отношения.

Один из удивительных моментов - отсутствие признаков конкурентных отношений между разными торговыми сетями.

Известно, что перед открытием новой точки предприниматели изучают населенность района, оценивают автомобильный трафик, успехи и промахи соперников. Эта предварительная работа может обеспечить в будущем желанную прибыль или, наоборот, катастрофический провал.

Но в Монтенегро такой ерундой как бизнес-планирование не занимаются.

Иначе как объяснить, что все супермаркеты строятся парами, то есть конкуренты стоят плечом к плечу, на расстоянии, не превышающем ста метров, причем далеко не в самых «проходимых» местах?

Замечу, что устойчивых пар нет, и встречаются разные сочетания.

Там, где трафик высок и устойчив, торговых точек нет, зато на тихой окраине бок о бок возвышаются два гипермаркета с идентичным ассортиментом, не пытающиеся заманить покупателя привлекательной ценой.

Здесь нет смысла бегать по разным точкам, сравнивая цены в надежде сэкономить. Если эта затея весьма популярна в нашей стране, и покупатели всегда знают, где дешевле мясная, где овощная, а где кондитерская продукция, то в Монтенегро она бессмысленна: везде всё стоит одинаково или с разницей в несколько центов, ради которых не стоит сайгачить по местности.

И удивлять покупателей всевозможными новомодными сервисами здесь тоже никто не собирается.

А зачем? Супермаркет - это всего лишь магазин, а не развлекательное заведение.

К маркетинговым хитростям в Монтенегро относятся равнодушно как владельцы торговых точек, так и их посетители, хотя с понятием «скидка» здесь хорошо знакомы.

Итак, заглянем в местные супермаркеты, обращая внимание на те детали, которые позволили присвоить посту подзаголовок «почти как у нас».

У входа покупателей встречает шеренга тележек, но, как ни странно, большинство берет корзинки.




Мне нравится ходить налегке, поэтому я выбираю тележку, даже если планирую купить три апельсина и булочку, а вот местные, наоборот, отдают им предпочтение только в том случае, если намерены совершить с супермаркетом крупную сделку.




Объяснить предпочтение корзинок тележкам я могу только так: местные не склонны к избыточному потреблению. Здесь крайне редко можно увидеть покупателя с наполненной до отказа корзиной.

Первое отличие, которое я считаю важным отметить, состоит в том, что здесь нет привычного нам распределения товаров на полках в зависимости от их стоимости.

Правило «чем дешевле, тем неудобнее лежит» тут не применяется. Один товар занимает всю вертикаль - с верхней до нижней полки, и никаких «золотых полок», находящихся на уровне глаз среднестатистического покупателя, здесь нет.

Это правило распространяется на все категории, и вот, в качестве примера, бытовая химия и масло.




Искать товары с низкой ценой по низам не стоит, так как они не подвергаются дискриминации и не загоняются в «подвал».




Второе отличие: свежее мясо и иная продукция, которая у нас и в Италии выложена на прилавки в пластиковых подложках, здесь продается только через прилавок.




Продукция либо производится на фабрике и там же упаковывается в вакуум, либо продается на вес.

У фасованной всегда указана стоимость за килограмм товара.







Особенность номер три: взвешивание овощей, фруктов и сыпучей продукции в черногорских супермаркетах осуществляют торговые работники, а не сами покупатели.

Посетители не утруждаются запоминанием кода товара, а беззаботно протягивают пакет продавцу, который взвешивает его и наклеивает ценник.




При этом отчетливо чувствуется взаимное доверие: продавец не изучает содержимое с целью обнаружения посторонних вложений и не наклеивает ценник таким образом, чтобы после этого нельзя было развязать пакет.

Если покупатель не завязал свой пакет, не сделает этого и продавец.




Четвертая особенность связана со значительным преобладанием продукции местного и сербского производства.

Как такового импорта тут нет (самый дальний поставщик - Италия), и черногорцы с гордостью приобретают то, что выращено на родной земле; в крайнем случае - на некоторых землях, ранее бывших югославскими.

У них нет ложного убеждения, что чужое - лучше.




Пятая деталь - отсутствие промо-акций, дегустаций и прочих маркетинговых уловок, заманивающих покупателей в сети потребительской разнузданности.

В супермаркетах нет одурманивающего сознание запаха свежеиспеченных булочек с корицей и глянцевых фруктово-ягодных инсталляций.

Товары со скидками, разумеется, продаются.




Их ценники выделены цветом, но максимум психологического воздействия на посетителей - энергичная музыка, призванная стимулировать шопинг.




Шестое различие: на кассе покупатели не выкладывают товары на ленту, а оставляют в корзине. Кассир последовательно вынимает ее содержимое, сканирует и укладывает покупки в пакет (пакет платный, но стоит несколько центов). На мой взгляд, это очень удобно.

Не менее ¾ покупателей рассчитывается наличными. Бумажные купюры имеют повсеместное хождение и являются нормой товарно-денежных отношений.

Интересную деталь я заметила, наблюдая за теми, кто осуществляет оплату банковской картой: приезжие прикладывают карту к терминалу самостоятельно, а местные протягивают ее кассиру, чтобы он сам провел операцию.

Кстати, касс самообслуживания, к которым привыкли москвичи и жители Зеленоградска, я здесь не видела.

И дисконтные карты являются редчайшей редкостью.

Это в Зеленоградске у каждого покупателя имеется целый веер подобных карт, и покупателю постоянно хочется ими обмахнуться в месте выдачи.

Самый приятный момент - седьмой. Покупатели совершенно безбоязненно оставляют зонты и сумки с ранее приобретенными продуктами у входа, вешая их на крючки, ставя у окна или укладывая на неохраняемые полки.




Это не обязательное правило, а дополнительное удобство.

Покупатель может свободно войти в торговый зал с имеющимися покупками, а может оставить их у входа.

Обворовывать друг друга здесь не принято.

Если у входа в некоторые супермаркеты вы заметите сонного охранника, знайте: его главной задачей является недопущение в торговый зал попрошаек, которые побираются неподалеку от заведения.

Хотя и по поводу возможного воровства он тоже, думаю, не дремлет.

И еще одна примечательная деталь: по воскресеньям в Монтенегро все супермаркеты закрыты. Зная это, горожане делают покупки накануне, а в последний день недели блаженствуют, наслаждаясь удвоенным полако.

Какая из упомянутых особенностей, отличающая устройство местных супермаркетов от привычного нам, показалась вам самой полезной и достойной заимствования?

Poll

детали, путешествия

Previous post Next post
Up