Морда кирпичом

Aug 22, 2022 11:01

Воскресное утро я начала со сводки, которую всем желающим любезно предоставляет местное метеорологическое бюро. Если оно нас ни с кем не перепутало, то в ближайшем будущем нам предстоят жаркие деньки в обнимку с кондиционером.

И я решила воспользоваться по максимуму последним не знойным днём и отправилась на прогулку.

В отличие от моих обычных прогулок выходного дня, у вчерашней была цель: произведения искусства и, главное - их музейная презентация.

Не знаю, как вы, а я в жару совершенно невосприимчива ни к искусству, ни к чему-либо еще, кроме еды и воды, поэтому я с такой жадностью набросилась на прохладу.

В целом прошедшие выходные можно смело назвать музейными: в поисках идей я посетила четыре места, где смогла позаимствовать массу полезных подсказок. Думаю, что часть из них можно реализовать на любительском уровне.


Взглянув на разноплановые музейные экспозиции с ракурса «как это устроено», я сделала несколько любопытных открытий, которые непременно обобщу и доложу, но первый и главный вывод уже сформулирован: экспозицию можно сделать из всего, включая ничего.

Итак, в воскресный полдень я вышла из дома и отправилась вниз по бульварам.

Меня удивило, что, несмотря на двадцать пять градусов Цельсия, на улицах отсутствовали прохожие, и, если в открытых кафе еще можно было разглядеть десяток посетителей, то на обычных лавочках не было никого.




Хотя причина может заключаться и не в жаре…




Вскоре я получила ответ на вопрос «где все».

Все оказались там же, где и я: в опасной близости к искусству.

Во дворе первого по счету музея публика топталась на благотворительном маркете. Обстановка была дружелюбной и расслабленной, как это и бывает на английских сельских ярмарках.




Я тоже немного потопталась среди потенциальных благотворителей, а затем направилась в выставочные залы.




К счастью, на осмотр всей экспозиции в музее современного искусства требуется не более получаса.

И главный вывод о том, что любой объект, помещенный в соответствующий антураж, превращается в экспонат, здесь подтвердился в полной мере.

Вот, например, одно из высокохудожественных произведений. Вы ни за что не догадаетесь, что это такое.




Я вам подскажу: это «Портрет Гриши»!




Не спрашивайте, где тут Гришин нос, а где рот.

Я надеюсь, что Григорий своего портрета не видел…

А, может быть, это иллюстрация фразеологизма про морду кирпичом?

Понятно, что, если бы это валялось на мостовой, им бы могли заинтересоваться только извозчики, однако, попав в музейный зал и оказавшись на витрине (к слову, единственной на большой белой стене), оно стало портретом.

Портретом Гриши.

Я заметила, что чем меньше у экспоната соседей, тем ценнее он кажется. В голове публики оживает одно из стереотипных суждений: если чему-то отдано много места, значит, оно того стоит.

К сожалению, не запомнила названия другого экспоната (может быть, «Портрет Кати», а может, «Мировая революция»?), но он тоже занимает всю стену, чем настаивает на свой художественной исключительности.

Рецепт шедевра прост: возьмите тряпки для мытья полов и поставьте напротив них зрителя, который никуда не торопится.




После современного искусства мне захотелось классики, и я пошла по Петровке в сторону Александровского сада.

На улицах по-прежнему было малолюдно, но уже не так, как на бульварах.

Когда я вижу свадебные фотосессии, невольно начинаю фантазировать, как выглядели бы эти улочки, если бы все дамы были одеты как невесты - в длинные платья.




Сейчас главный цвет улиц - белый. Женщины и мужчины, дети и взрослые, разночинцы и городские щеголи - все отдают предпочтение светлым нарядам, но в спортивном стиле.

А если бы они надели платья в пол, сюртуки и жакеты, как сто пятьдесят лет назад?

Нынешней Москве, которая исключительно буржуазна и элегантна, это было бы к лицу.




Но вернемся к суровой музейной реальности.

Вторым пунктом воскресной программы стала галерея художника Шилова.
В ее сторону публика вышагивала стройными рядами, а в фойе даже образовался маленький затор.




Учитывая специфику места, я не надеялась увидеть там что-то полезное, и больше интересовалась стенами, чем картинами.

Особняк относится к образцам ампира первой трети XIX века, но все интерьеры - новодел, выполненный с большой претензией.

По замыслу дизайнеров, публика должна ощутить на себе всю прелесть роскоши и богатства.

Чего тут только нет: и хрусталь, и мрамор, и бархат, и золото, и бронза. Одним словом, ничего лишнего.




Конечно, это очень необычно - отдать целую галерею одному здравствующему портретисту, но, как бы то ни было, все стены здесь увешаны фотокарточками в стиле «я и другие звезды».

Для начинающего музееведа оформление культа личности может представлять практический интерес, но в галерее этого слишком много, и я не планирую такое копировать.

А вот одну идею мне удалось почерпнуть даже здесь. Из целого ряда музеев галерея оказалась единственным местом, где можно садиться не везде, где можно.

Возьмем на заметку: если возле стула поставить указатель, запрещающий к нему прикасаться, обстановка моментально станет по-настоящему музейной.
Правда, на запрет обращают внимание не все, и потертый паркет безжалостно изобличает нарушителей.

Думаю, если в больничном музее повсюду раскидать таблички «руками не трогать», можно добиться аналогичного эффекта и без дивана.




Если вы соберетесь в эту галерею, прихватите с собой суточный запас еды, воды и сменное белье.

Дело в том, что осмотр экспозиции задуман таким образом, что вы будете лишены возможности дать задний ход и покинуть здание, пока не ознакомитесь со всеми полотнами во всех залах.

А залов там видимо-невидимо, и в каждом - бесчисленное количество портретов в массивных резных рамах.




И не важно, что через час вас начнет подташнивать от обилия автопортретов и портретов, нарисованных как будто с фотокарточек или с восковых копий.

За тем, чтобы вы не улизнули от высокого искусства и поглядели на все без исключения картины, строго следят смотрительницы. Ни в одном музее я не встречала такого внимательного отношения к невнимательным посетителям.

Оказавшись на третьем этаже, я решила избавить себя от удовольствия рассматривать все портретные лица и прошествовала в дальний зал, не заглянув в ближний.

- Девушка, - окликнула меня смотрительница, - здесь тоже картины! Вы же их не посмотрели!

Деликатно чертыхнувшись (разумеется, про себя), я поблагодарила смотрительницу и послушно направилась в ближний зал, пытаясь сделать вид, будто я его не заметила.

На мой сугубо субъективный взгляд, совершенно разные модели выходят у художника на одно лицо. Видна необычайная тщательность проработки изображения, но оно так и остается изображением…

А вот пейзажи мне очень понравились, но их совсем мало.




И вспомогательная лестница тоже весьма хороша.

Утомленные мучительным осмотром посетители попадают на нее в надежде незаметно выскочить на улицу, прошмыгнув мимо смотрительниц.

Не тут-то было! Здесь выхода нет.




Когда леди и джентльмен с изможденными лицами, спускаясь по «черной» лестнице, спросили меня, есть ли здесь выход, и я честно ответила, что «выхода нет, но есть еще несколько залов», они испуганно побежали вверх, пока их не засекла бдительная смотрительница.

Да, друзья, тут повсюду такая засада. Куда ни шагни, везде подстерегает живопись.

Запомните, а лучше запишите: выход - через второй этаж.

Записали?

Это специально так сделано, чтобы запутать публику.

На втором этаже, если вы не хотите подвергнуться повторному осмотру экспозиции, вспомните «Портрет Гриши» и, сделав морду кирпичом, уверенно шагайте ко входу - он и есть выход.

Когда смотрительницы начнут кричать вам вслед: «Господа, вы пропустили сорок девятый зал», не оглядывайтесь. Бегите прочь без промедления!

Скорость и решительность в этой галерее - главные достоинства.

Финальным пунктом воскресного досуга стал урбанистический форум в Манеже.

Я зарегистрировалась на него две недели назад, но из-за жары откладывала свой визит. А зря: внутри очень комфортная температура.




На форуме я увидела третью часть горожан (вторая часть была в современном искусстве и в галерее, а первая уехала в свои таунхаусы).

С точки зрения поиска музейных идей, его посещение было бесполезным. Задача форума - рассказать о градостроительных и инфраструктурных проектах, и этот рассказ носил максимально интерактивный и технологичный характер, который невозможно воспроизвести в любительских условиях.

Стоило на форуме нажать какую-нибудь кнопку или потянуть за какую-нибудь ручку, как все приходило в движение и расцвечивалось огнями.

Однако принцип «не столь важно что, сколь важно как» проиллюстрирован здесь наглядно.




С развлекательно-познавательной точки, мне всё понравилось.

Особенно макеты, которые я обожаю с детства.







И здесь я увидела то, чего не видела давно - очередь.

Приятно, что посетители стояли не за бесплатной раздачей чего-либо (на форуме ничего не раздавали), а к интерактивному стенду. Всем хотелось построить Москву.




Обстановка в Манеже была не похожа на музейную: дамы качались на качелях, юноши играли в пинг-понг. В живописной галерее за такие вольности смотрительницы вывели бы за ушко да на солнышко.




На выходе из Манежа посетителей караулил фургончик, который спрашивал «чего я не видел в этой Москве?».

Усмотрев в вопросе намек на продолжение музейного воскресенья, я (на всякий случай) сделалась портретом Гриши и быстренько побежала в сторону дома.




Четвертый музей был осмотрен накануне, и он был самым полезным из всех, но на сегодня хватит - я еще от этого отдыха не пришла в себя.

прогулки, искусство, ОМД

Previous post Next post
Up