Вместо инстаграма

May 11, 2020 11:01

Возможно, сейчас это покажется невероятным, но раньше люди жили без инстаграма. Обмен информацией, поддержание социальных связей и самопрезентация осуществлялись иными способами и менее интенсивно, что значительно повышало ценность того, что сейчас мы именуем «контентом».

Фотокарточки - вот, что позволяло сохранять связь между настоящим и прошлым, между собой и окружающими.

Как я писала на днях, основные темы любительского фотографирования в советские годы немного отличались от современных.

Это связано с несколькими причинами.


Во-первых, процесс съемки и изготовления фотокарточек был довольно кропотливым и дорогостоящим. Пленка имела ограниченный объем (12, 24, 36 кадров), требовала дальнейшей проявки и печати (либо в фотолаборатории, либо в домашних условиях при наличии специального оборудования и красной лампы). Эта трудоемкость заставляла людей бережно относиться к расходованию кадров и не снимать всякую повседневную «ерунду».

Событие, подлежащее увековечиванию, должно было быть достойным, и чем менее доступным для любителей был фотоаппарат, тем более значительными и уникальными (в рамках простой человеческой жизни, разумеется) становились события, запечатлеваемые на пленке.

Юбилеи, свадьбы, встречи Нового года, демонстрации - это было достойно того, чтобы быть остаться на века, а ежедневная рутина - нет.



Во-вторых, советский быт был лишен изящества, и тяга к прекрасному преимущественно удовлетворялась за пределами дома. Коммунальное жилье и тесные кухни, на которые посчастливилось переехать жителям «хрущевок», ни в коем случае не воспринимались как арт-объекты, подлежащие любованию.

Если советский быт попадал в кадр, то по большей части случайно.

В-третьих, фотографировать детали, предпочитая крупный план, было не принято. Крупный план был допустим только для фотопортрета. Собственно, качественно запечатлеть объект на близком расстоянии было проблематично, так как любительская фототехника не позволяла снять каждую фитюльку как шедевр. Сейчас, используя всевозможные вспомогательные средства, мы можем сделать нечто интересное из любой бытовой мелочи.

И между тем, разбирая фотокарточки из далекого прошлого, я прихожу к выводу, что изменения в сфере любительского фотографирования не столь существенны, какими кажутся на первый взгляд.

Безусловно, нельзя сравнивать доступность и технологичность фотографирования, но побудительные факторы и настроения снимавшихся и снимавших изменились незначительно.

Но есть кое-что, о чем можно сказать «было» и нельзя сказать «есть».

Форматы, утратившие свою актуальность, и темы, канувшие в прошлое, все-таки существуют.

Первый такой формат - групповые фотографии, на которых сняты малознакомые люди, случайно оказавшиеся на одной экскурсии.

Сейчас вместе фотографируются те, кто прочно объединен общими интересами (например, коллеги), а в то время мы все были единой общностью и одной семьей, связанной целью построения коммунизма - советским народом.

Практически каждая экскурсионная поездка в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы завершалась фотографированием на память.

Тогда, в момент съемки, казалось, что люди никогда не забудут друг друга и совместно пережитые моменты.

И речь не только о партийном мероприятии, участники которого едва знают друг друга.



Одновременное пребывание в доме отдыха считалось достойным поводом для группового фото.

Вот - тридцатые годы…



А вот - середина пятидесятых…



И экскурсии, которые моя бабушка посещала в период своего отдыха в Сочи в июле 1958 года





На фотографии 1959 года слева стоит фотограф-любитель. Благодаря таким, как он, мы имеем возможность заглянуть в прошлое.



Посмотрите, как много людей! Все собрались на ступенях дома отдыха. Это - 1959 год.





В семидесятые групповые фотографии обрели цвет.



Второй исчезающий/исчезнувший формат - фото на память.

В нашем семейном архиве сохранилось несколько крошечных фотопортретов.

Я не знаю людей, которые на них изображены, и уверена, что все они давно
умерли, поскольку фотографии сделаны в период с 1929 по 1935 годы.



Выбросить чужие лица мне кажется кощунственным, тем более что мне известны их имена.

В двадцатые, тридцатые и сороковые годы, расставаясь, люди испытывали ту же потребность в сохранении социальных связей, какую мы удовлетворяем сейчас посредством мобильной связи и соцсетей.

Очень мило и трогательно звучат надписи, которые считались обязательными для усиления эффекта дружбы.



«Посмотри на копию - вспомни оригинал», «лучше иногда, чем никогда», «гляди в спокойное лицо и вспоминай мятежную душу» - использование популярных в те годы речевых оборотов избавляло от мучительного выбора слов.

Все надписи адресованы Лёле - так всю жизнь звали мою бабушку Ольгу Николаевну.

Кстати, на одной из карточек можно увидеть прообраз фотошопа: дама подрисовала себе губки «бантиком», воспользовавшись красными чернилами.

Дарить свои фотопортреты было принято не только между хорошо знакомыми людьми. Даже мимолетное знакомство, оставившее приятные впечатления, было поводом для того, чтобы подарить карточку на память.

Думаю, что этот финский парень думать не думал, что в 2020 году кто-то разместит его фотокарточку на всеобщее обозрение, а ведь поводом вручить фото с сыном моей бабушке была совместная поездка в поезде, следующем по маршруту Петрозаводск - Ленинград 10 июля 1935 года.



Очевидно, что фотография сделана не в поезде, то есть люди возили с собой снимки на случай, если возникнет желание обменяться карточками.

Третий формат, мой любимый - «из жизни отдыхающих». Он не относится к тем, что совершенно утратили популярность, но изменения в содержании - очевидны.

Санаторно-курортное лечение в СССР было направлено, во-первых, на восстановление здоровья, и лишь во-вторых - на развлечение. Особенно это заметно на фотографиях 1950-х годов, когда порядочные отдыхающие ходили в пижамах.





С начала 1960-х лечение стало успешно совмещаться с курортными развлечениями, которые постепенно вышли на первый план.

Приехав на курорт, люди быстро знакомились и соединялись в шумные компании. Ходить букой (подобно тому, как обычно хожу я) в те годы было не принято.





Независимо от погоды, отдых приносил радость!



В 1970-е годы дамы бережно относились к своим укладкам и купались в шапочках. Высшим шиком считались самодельные шапочки из клеенки.

Я хорошо помню, как моя бабушка шила такие, собираясь в санаторий «Сочи»: она пристрачивала к круглой основе полоски клеенки, аккуратно надрезала их ножницами до «бахромы» и вставляла резинку.

Слева - моя бабушка в такой шапочке.



Вот такие наблюдения за жизнью фотографирующихся…

Мне интересно ваше мнение: есть ли в любительских фотокарточках эстетическая ценность? Или они ценны лишь своей документальностью?

Poll

повседневность, #яостаюсьдома

Previous post Next post
Up