Да, друзья, давненько я не была на столь полезных конференциях, как вчерашняя. Мне кажется, за полдня я проделала увлекательный путь от клинического психолога до музейного работника и обратно.
Обратно - потому что я вовсе не желаю становиться профессиональным музееведом, несмотря на то что музейное дело невольно стало моим новым хобби.
Яркие впечатления и огромное количество познавательной информации - вот что было вчера и сохраняется до сегодня.
Думаю, немаловажную роль сыграла безупречная организация мероприятия, которое получилось интеллигентным, красивым и камерным.
До открытия конференции участников приветствовали легкими закусками, ароматным кофе и светскими беседами.
Поверьте, я готова встречать каждое утро с такими напитками и в таком интерьере.
В перерывах между секциями мы свободно расхаживали по музею медицины (конференция проходила на его территории), и я жадно впитывала все детали оформления экспозиции.
Теперь я смотрю на них иным взглядом: не зеваки, пришедшего небрежно скользить взором по предметам, а человека, заинтересованного в заимствовании удачных идей.
С какой плотностью разложить предметы?
Как разместить подписи: под каждым отдельно или в виде общего перечня?
Какие экспонаты хорошо сочетаются друг с другом?
Можно ли совмещать антиквариат и ширпотреб?
В оформлении выставки нет мелочей, и ответы на эти вопросы имеют значение.
Из вчерашнего посещения конференции я вынесла два главных вывода.
Первый заключается в том, что музейное дело - это не только увлекательно, но и очень сложно и ответственно с точки зрения правового регулирования и государственного контроля.
Второй вывод порадовал мою самооценку. Он состоит в том, что я самостоятельно сделала целый ряд маленьких открытий (иными словами, изобрела несколько крошечных велосипедиков), обоснованность и правильность которых подтверждается профессионалами.
И вообще наша экспозиция, действительно, мало в чем уступает той, что создавалась специальными сотрудниками.
Если учесть исходные данные (практически полное отсутствие музейного оборудования, специальных витрин и предметов, имеющих историческую ценность), мы сумели достичь такого уровня, который не выглядит смешным на фоне настоящих музеев.
Ну, и еще один вывод, к которому я пришла ранее: музейным экспонатом может стать любой предмет, если к нему присовокупить историю.
И бутылка водки, и жестяная коробка из-под зубного порошка (у нас, кстати, есть точно такая же дома) - все музеефицируется при попадании в нужные руки.
Одним словом, вчера я была счастлива, что оказалась среди людей, разделяющих мои интересы.
Конечно, наша экспозиция - это не музей в полном смысле слова, а тематическая выставка без претензий на глубокую научность и историзм, но ее создание является увлекательнейшим и полезным процессом.
Когда полторы недели назад несколько человек совершенно серьезно поздравили меня с Международным днем музеев, я чувствовала себя человеком, попавшим на чужой праздник.
После вчерашнего мероприятия я избавилась от этого ощущения.
Музейное дело, cо всей долей условности, которую я осознаю и подчеркиваю, случайно стало иметь ко мне непосредственное отношение, и я рада, что так получилось.