Пауло Коэльо "Вероника хочет умереть"

Mar 24, 2014 23:09


Как говорится, не худа без добра. Пока я на прошлой неделе с температурой отлеживалась дома, опять начала читать беллетристику. А то последнее время с этим были проблемы: все возможное время поглощал интернет. Да и желание с потребностью новой информация отсутствовало совсем.
Порывшись на своем айпаде среди закаченных книжек, я решила полистать Пауло Коэльо "Вероника хочет умереть". Первой книгой Коэльо, прочитанной много лет назад, была  "Алхимик". Насколько я помню, она мне очень понравилась. Но не настолько, чтобы тут же броситься читать его следующие книги, хотя "Веронику..." я, кажется, даже купила в бумажном виде.
Что уж меня сподвигло скачать эту книгу на айпад, сейчас и не вспомню. Да и не важно это. Важно, что я ее все-таки прочитала.
Сюжет достаточно интересен: молодой девушке, пытающейся покончить с собой, но спасенной прибывшими медиками, говорят, что ей осталось жить всего неделю - лекарство, которым она пыталась отравиться, подействовало на сердце. И эту неделю она проводит в психиатрической лечебнице, общаясь не только и не столько с психически больными людьми, сколько с, в общем-то, вполне себе нормальными людьми, но плохо вписывающимися в повседневную жизнь - группой "Братство". Да, конечно, изначально эти пациенты оказались в клинике вполне законно: панические атаки, депрессии разной степени тяжести, и даже шизофрения. Но потом...
Они вполне могли жить и вне стен клиники, но не захотели этого делать. Ведь жизнь - это всегда неопределенность. Это всегда выбор. Выбор одного из множества вариантов. И никто не знает, в момент принятия решения, а лучшее ли оно. Или хотя бы оптимальное. Это отказ от веера возможностей в пользу единственного варианта. Это сожаление о выборе. Это признание своего несовершенства.  Это... Это просто жизнь. Такая привычная и неожиданная. Такая пугающая и ободряющая. Такая успокаивающая и возбуждающая.
Жизнь, в которой понятие нормы всего лишь цепь условностей. Цепь привычек. Цепь взглядов большинства. Норма, которая ограничивает развитие. Норма, которая делает некоторых людей изгоями, хотя они вполне адекватны.
А самое страшное то, что эта норма заставляет людей не жить, ограничивать себя в желаниях, в возможностях, в стремлениях ради близких людей, ради окружающих, ради нормы.
Конечно, Вероника остается жива, ведь главный врач клиники просто ставит над ней эксперимент, пытаясь сформулировать теорию "Купороса" или "Горечи", отравляющих жизнь человека. И, по его утверждению, лишь "осознание  смерти дает нам силы жить дальше». Она открывает для себя целый мир возможностей, которые она же сама для себя и закрыла: игра на фортепьяно, например. Более того, желание жить истинной жизнью оказывается заразительным. Мари, пробывшая в клинике больше 10 лет, попросила ее выписать и собиралась поехать волонтером в Сербию (действие книги происходит во времена распада Югославии и балканского конфликта). Еще несколько пациентов просят пересмотреть диагноз. В общем, можно сказать, что ЖИЗНЬ восторжествовала над ОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ.
Неожиданным образом эта книга переплелась с другой книгой, прочитанной мною по осени: "Несвятые святые" отца Тихона. Как ни странно, но психиатрическая клиника для группки "Братства" и монастырь для рядовых монахов оказались очень похожими в своей основе: и там, и там есть определенность и стабильность. Нет неопределенности. Нет необходимости выбирать.

эссе, рецензия

Previous post Next post
Up