Apr 29, 2013 23:24
Несмотря на твердое знание, что этот "Спартак" будет очень своеобычным, мы с соратницей Юлией решили неожиданно для самих себя посетить спектакль. Люблю всех заявленных дебютантов, но основная причина, не скрою, была прозаической - не оставить без личного контроля зрелище, которое иные горячие поклонницы возвещали заранее эпохальным, кое-кто твердил про "вертикальный взлет"... Воздам должное кое-кту - даже он не решился хвалить увиденное, решил с горя охаять других исполнителей - досталось и обоим Васильевым и Годунову. Мнение присутствовавших на спектакле критиков - что не стоит обсуждения увиденное нами. Но я считаю, что на своем зрительско-дилетантском уровне обсудить стоит. Возвращаясь после спетакля, думала о том, что же я напишу о нем? Сначала хотела ограничиться описанием того, как хороши (красивы) были все трое дебютантов, как прекрасно поработали гримеры над обликом Владислава Лантратова - этот юный патриций словно изваян Праксителем или Лисиппом! Лицо Владислава, его мимика - одно из главных его достижений в этом балете, а вот пластика - далеко не всегда! Естественность и потрясающая красота Марии Виноградовой, красота каждой ее позы - почти не вызывали диссонанса с представлением о том, что такое этот балет. А потом я решила написать обо всем, что увидела, совершенно искренне - именно в знак уважения к той огромной и такой трудной работе, которую проделали все эти замечательные артисты! Марширующий на колеснице Красс поражал красотой облика, но не мощью и значимостью, у Владислава эти качества в полной мере проявились в 3-ем акте -это был уже не мальчик, но муж, удивительно мощно провел он финал спектакля! А вот дуэты с Эгиной, как мне кажется, не были совершенны и музыкальны. Мне представляется, что для Екатерины Крысановой это был не лучший день, согласна и с теми, кто считает не совсем подходящей ей по темпераменту и сценическому образу роль Эгины. Владислав играл Красса-Лиепу, но не всегда "попадал в ноты". В первых сценах волнение до дрожи ощущалось и в жестах, долженствовавших быть властными, а получавшихся из-за этой дрожи лишь обозначенными, перелом наступил после сцены боя со Спартаком, проведенной для меня удивительным образом - по всей логике первой половины спектакля этот мощный Красс должен был подавить менее харизматичного и техничного (имхо) Спартака, но этого не произошло, Владислав видимо умерил силу и амплитуду своих прыжков, но все равно потеря им меча и реакция на поражение - мне показавшаяся избыточно малодушной и лишенной патрицианской спеси - не вытекали из этого боя. И затем сцена с Эгиной была решена не как воодушевление павшего духом Красса, а как его самого мстительное и яростное собирание себя на бой, на месть, на победу... В прежних спектаклях было иначе. Хотя сидевшая рядом со мной Юлия трактовку этих сцен предпочла другую. Но в успешности исполнения этой партии Владиславом мы сошлись полностью. Не уверена, что Денис Родькин станет когда-нибудь Спартаком, мне кажется, этот образ не соответствует его человеческой и артистической природе. Но если он будет продолжать работать над образом, то ему надо научиться жить в этой роли, а не играть ее! Тогда не будет улыбки неуместной в первом монологе с цепями, ненужных лирических нот в дуэте с Фригией на Аппиевой дороге - это не о любви сцена, а об ужасе разлучаемых! Не должно быть резких контрастов в выражении лица на авансцене и за спинами массовки - это должен быть образ несменяемый в зависимости от того, видит тебя зритель вблизи или нет! Целостности образа не было почти никогда, чувствовалась игра (и даже наигранность) в каждой сцене, и в наиболее удавшихся любовных дуэтах - слишком по-принцевски красиво раскрывались объятья и условнокинематографичны были поцелуи, но эти дуэты были так красивы!!! Хуже обстояло дело, когда надо было Денису быть вождем, воителем, воином: деланно брутальная поступь - один из главных недостатков его Спартака, когда после лирического адажио он, словно выдирая ноги из вязкой глины, подходит к плащу, от неловкости я зажмурилась. Вот к прыжкам и пируэтам претензий всего меньше, Владу они удались в большей степени, Денису - тоже почти все удалось технически, десять-одиннадцать пируэтов как у Ивана никто и не ожидал, но прыжки (я убеждена) совсем не главное в этом балете. А одна из главных сцен - смерть Спартака - была проведена Денисом может быть и неплохо, но какой контраст с Иваном! Гениальный Иван Васильев опирается в мостике на вывернутые в плечевых суставах руки с мечами в них, Денис же предпочел версию лайт - склонившись вперед он опирается на воткнутые перед собой кинжалы. Сцена оплакивания Спартака возродила в памяти прежние эмоции - высокое горе, благодарность создателям этого шедевра, просветленность, но относятся они, прежде всего, к дотоле виденным спектаклям. Хотя мне было бы жаль пропустить и этот "Спартак", я желаю всем артистам достичь совершенства, а Денису все-таки не танцевать эту роль.
Спартак,
Родькин,
Виноградова,
Лантратов,
Крысанова