Гленофобия

May 25, 2010 13:59

Гленофобия - боязнь взгляда куклы:

image Click to view



Честно говоря, я лично кукол обожаю - в моей коллекции их уже более 30 персон, есть путешественницы из Китая, Норвегии, Румынии... а, чёрт, это я отвлеклась, хотела наоборот, о том, что кроме таких как я, существуют и другие: люди, которых куклы пугают. Но что же в куклах может пугать? Казалось бы, куда уж безобиднее? С одной стороны, это правда, поскольку отличительное качество фобии от нормального страха - её иррациональность. С другой стороны, почему-то же этот страх сосредоточился именно на куклах...

Интересное обсуждение на эту тему выношу из комментариев к прошлому посту:

vattukvinnan: Откуда берется боязнь именно взгляда куклы, кукольных глаз?

olga_podolska: Оттуда же, откуда остальные фобии, - из бессознательного. Описанное вами - самая что ни на есть классическая фобия, бессмысленная и этим-то и беспощадная...

asgerd: Возможно, для человека, страдающего гленофобией, кукла = покойник. Очень древний ассоциативный ряд. Сюда же страх масок и солнечных очков (маски очень во многих культурах надевались на мертвеца во время погребального обряда - потому что, простите, холодильников не было), а уж клоуны в гриме - это вообще разлагающиеся трупы (описание Хель из "Эдды" - одна половина лица красная, другая синяя; уверена, что если проследить историю клоунов вглубь веков, то вылезет что-нибудь, связанное с культом предков).

olga_podolska: Я думаю, что с точки зрения исторической ты совершенно и абсолютно права, и гораздо лучше меня можешь расписать историю вопроса. Если же говорить о психологических корнях этого - то тот же страх покойников, откуда он? Покойник - он мёртвый. Он сделать-то наблюдателю ничего не может по определению. И если наблюдатель покойника боится - то рационального в этом нет ничего, сколько бы тысяч лет и сколько бы наблюдателей этого не боялись...

Когда человек боится чего-то внешне абсолютно безопасного - картинки, куклы, покойника - то, сталбыть, страх происходит из чего-то внутри. А внутри у человека только сам человек. Собственные его бессознательные побуждения. Вот их-то он и боится, проецируя свой страх наружу.

Говоря предельно, преступно упрощенно, получается такая последовательность:
1. Некто рассердился так, что прям убить собеседника захотел.
2. Но Некто считает, что он милый приятный человек, боится свою агрессию осознать: нет-нет, я совершенно не сержусь и убивать никого даже побуждения не испытываю! - как бы говорит себе он, и прячет свою агрессию в бессознательном.
3. А потом видит покойника - ааа! его кто-то/что-то убило! это не я, это не я!!! я вовсе и не сердился до стакой степени никогда!
4. Я испытываю страх - значит, это покойник меня пугает, говорит себе Некто. Это не я, это не я!

Весь этот "разговор" происходит, знамо дело, в бессознательном - и вылезает только если там поискать. Снаружи - только начало и конец: "Я милый и приятный человек, но покойники меня пугают". :)

asgerd: Очень интересно. Я думала, что страх мертвого тела восходит к страху смерти. "Он был таким же, как я, а теперь вот. И со мной тоже будет вот". Достаточно рационально, на мой взгляд. ))

Есть, конечно, нерациональный элемент - что мертвец сейчас встанет и слопает наблюдателя. Возможно, ему приписывается зависть к живым? То есть опять-таки проецируется собственный страх смерти. Плюс что-то гигиеническое - все-таки, зараза и трупный яд.

То, что ты описала, это уже какой-то сериал "Декстер" (точнее, скорее, книги о Декстре, в сериале его рефлексию сильно подсократили).

olga_podolska: Страх мёртвого тела восходит к страху смерти, базара нет. А страх смерти восходит всё к той же самой остановленной агрессии: чтобы избавиться от страха смерти, нужно изменить жизнь. Я ж говорю, я выше преступно упрощённо писала, если по разновидностям (и опять упрощенно), то:

1."Просто страх смерти" - про агрессию говорят ваще только психологи, нормальный человек назовет это "импульсом к изменению жизни".
2. Страх, что покойник встанет и сожрет - добавляется отчетливый фобический компонент, то есть неосознаваемой агрессии больше, дело хуже.
3. Страх заразы и трупного яда - если превышает разумные пределы, то это уже обцессивно-компульсивный радикал, и здесь уже речь вообще про характер... К счастью, на примере трупа говорить о выраженной навязчивости неоправданно.

А Декстер классный, там ПТСР прям вполне достоверно показан. И - уже один интерес общественности к сериалу кагбе намекает нам, что где-то в бессознательном мы все немножко Декстеры...

куклы, фобия

Previous post Next post
Up