Как получаются "благородные эшли"

Feb 08, 2014 13:38


В комментах к Унесенным ветром высказали предположение, что благородные эшли пригодятся там, где нужна порядочность. У меня есть по этому поводу небольшое уточнение: не порядочность, а разговоры о порядочности.

Посмотрим непредвзято на действия Эшли в Унесенных ветром. Итак, что делает этот благороднейший человек:
  • объясняется в любви одной и вслед за тем немедленно женится на другой;
  • оставляет тяжело беременную жену на попечение любовницы соперницы;
  • устраивается на работу, используя свои близкие интимные отношения с женщиной;
  • компрометирует любимую женщину (и, кстати, заодно и жену - но кто считает!)
Не правда ли, образец благородства? И, заметьте, эмоционально мы ему даже сочувствуем, поскольку - ну правда же, он не хотел ничего плохого! Оно само! И мы видим - что ведь да, не хотел ничего плохого, человек-то в сущности хороший ведь. Мучается, что оно всё вот так, искренне мучается!


Как же получается, что оно всё вот так?

...Если малыш молоко разлил, в порядке эксперимента "что будет если наклонить стакан", и пошёл себе довольный - его во многих случаях ждёт наказание. Чтоб знал, типа, что виноват! Чё это он радуется? Хотя в идеале тут нужно бы не наказание, а просто предложение возместить причиненный ущерб, то есть вытереть пролитое молоко... и, может быть, стоит даже порадоваться вместе с ним результатам проведенного эксперимента. Но много ли матерей удержатся от подзатыльника?

А теперь представьте этого самого малыша, который молоко разлил, и мучается, мучается, МУЧАЕТСЯ от собственной вины! О, как он мучается! Как он смотрит глазами раненого олененка, непреложно свидетельствующими: он ничего, ну ничего не мог поделать! Это молоко... оно само прыгнуло! Он не хотел! - У многих ли матерей поднимется рука дать ему подзатыльник?

И малыш записывает себе в скрижалях памяти: ага! Чувство вины - это индульгенция. Если я буду чувствовать себя виноватым - мне уже необязательно брать на себя ответственность за свои действия и возмещать нанесённый ущерб... И не возмещает. Просто - чувствует себя виноватым. Всегда и во всём. Ничего не делая, чтоб этой вины избежать. Не беря на себя ответственности за собственную жизнь. Не проявляя конструктивной агрессии (деструктивную, кстати, иногда может), не осуществляя сознательно своих желаний. Психологи иногда называют это переживание "экзистенциальной виной" - потому что за всё, ЗА ВСЁ. Превентивно, чтоб подзатыльник не дали. Мучается, искренне мучается.

Часто приводят пример, что вот человек бросается незнакомцу на помощь, хотя знает, что рискует при этом жизнью - но не может иначе, таковы его моральные установки. Типа, мотивация помимо рассудка: лучше самому погибнуть, чем испытывать чувство вины, что не бросился и не погиб. Так вот, друзья мои: мотивация помимо рассудка - это невроз.

Если человек то и дело от чувства вины ап стену убивается - это ему к врачу. Бывают случаи, ага, когда люди, плавать не умеющие, бросаются в воду по крику "Помогите, тону!", чтоб только чувства вины не испытывать. Можем ли мы назвать это разумным или хотя бы оправданным - это другой вопрос. Может, им бы лучше спасателей вызвать? И было бы не два трупа, а ни одного? Рассудок, вообще говоря, человеку не просто так дан. Неплохо бы им пользоваться. Хотя бы время от времени. В идеале, конечно, постоянно...

Обычно, если копнуть, нелюбовь к рассудочному поведению обосновывается желанием выполнить моральные нормы (сиречь избежать чувства вины и достичь одобрения людей). У такого человека столь сильна зависимость от внешнего мнения, что он, парадоксальным образом, гораздо более других рискует нарваться на неодобрение: Эшли не мог рискнуть неодобрением Скарлетт и грубо её оттолкнуть - и в результате чуть не нарвался на неодобрение света (собственно и нарвался, и если бы не авторитет жены - стать бы ему нерукоподатным в тамошнем свете). Чтобы не чувствовать себя виноватым за то, что вполне вправе был сделать, - поставил себя в условия, когда стал реально виноват в том, чего делать в принципе права не имел, как верный муж и семьянин.

Понятно, что человек - животное стадное, и одобрение социума любому приятно. Но! Разница между зависимостью и "мне приятно" заключается в том, что без зависимообразующего агента жизнь превращается в муку, наступают жестокие ломки и идиотское поведение. Ну, вот как в примере с Эшли: когда он вблизи Скарлетт - он не может ей отказать; когда вблизи жены - с радостью поддается её влиянию. Без их одобрения жизнь превращается в муку; собственно, и так превращается, поскольку то, чего хочет сам Эшли, для него самого не очень важно: "Мне не устоять против вас двоих", говорит он, и делает как раз то, после чего (как он, без сомнения, знает) начнется оно всё вот так. Ну, оно и начинается. Мучайтесь на здоровье!

Что же делать эшли? Учиться полагаться на собственное мнение в противовес мнению окружающих, даже самых близких. Позволить себе не быть хорошим мальчиком. Вполне реально достичь состояния, когда похвала будет приятна, но и обойтись без неё тоже вполне возможно, причём без всякого напряжения. Достаточно взять на себя ответственность прежде всего за свою собственную жизнь и свои решения. Кстати, в качестве побочного бонуса это еще и качество этой самой жизни существенно улучшает.

Но бросаться в воду, не умея плавать, в этом случае придётся прекратить.
Ну и да, в наше время этому процессу может существенно помочь психотерапия.

Еще по теме:
Основной вопрос психотерапии
Формирование чувства вины
Унесенные ветром

зависимость, кино, вина

Previous post Next post
Up