ЖИЗЕЛЬ С НАТАЛЬЕЙ ОСИПОВОЙ. БТ. 28.02.2015. СТИВЕН МАКРЕЙ. АНДРЕЙ МЕРКУРЬЕВ.

Mar 01, 2015 18:31

image Click to view



Пишу и стираю, опять пишу и стираю…
Все пытаюсь сформулировать без фанатских всхлипов, с критическим настроем, без чрезмерной экзальтации. И не могу.
Да ну и к черту. А не затем ли собственно мы и ходим в театр?! Только настигают такие сильные эмоции исключительно редко уже. Частично ввиду насмотренности, ну не странно ли рыдать на сотой «Жизели». Но скорее потому, что чаще мы видим танцовщиков, и нередко весьма виртуозных, исполняющих, играющих партии главных героев.
А не оживших героев истории.
Признаюсь, я очень ждала вчерашний вечер. Волновалась до паранойи. Несмотря на насыщенный событиями и передвижениями день, отказалась от машины - а вдруг попаду в аварию, надо будет ждать ГАИ и я не попаду в театр, или не найду парковку, или… Хотя все знакомые в курсе, я уже более 10 лет без авто «за хлебом не хожу». Справедливости ради надо признаться, я поплатилась за опрометчивое решение. По закону бутерброда были закрыты центральные станции моей ветки, две незапланированные пересадки, опоздала на встречу с теперь уже ставшей подругой балетоманкой из Новосибирска, торопясь упала, сильно ударилась, сегодня хромаю.
И все-таки я в театре. Жизель.
Я, вообще то, не рассчитывала на особенные откровения. Видела Осипову в Жизели же в сентябре в Михайловском. Уже с налетом английского стиля, с явным отпечатком Ковент-Граденовской школы. Уже представляла ее нынешнюю технику, отдавала себе отчет, какой уровень мастерства являет сейчас Наталья, надеялась на повторение драматической достоверности, без переигрывания, но пронзительной.
Просто как нормальный балетный наркоман ожидала наслаждения высшим пилотажем.
Что получила? Я по-простому попробую, не пишется.
ВЫДАЮЩИЙСЯ СПЕКТАКЛЬ. [Spoiler (click to open)]Что сработало на такой эффект? Редакция ли Григоровича, сцена ли Большого, осознание всеми участниками спектакля уникальности момента, важность ли самого события для Наташи, зал ли наполненный энергетикой любви? По возвращении домой читала форум, даже люди с неоднозначными впечатлениями не могли угомониться до утра, писали потому как «все равно не уснуть», так растеребило.

Вчера испытала невероятную гордость за труппу Большого. Кордебалет бесподобный. Виллисы действительно бестелесны, и так все чисто. Девочки, спасибо!
Крестьянское Па-де-де в исполнении Дианы Косыревой и Игоря Цвирко заставило возжелать Цвирко будущим Альбертом, и Диана так хороша, легка, воздушна (только несколько неудачный грим, имхо). Хотя показалось, что Цвирко вчера не хватило свойственной ему легкости, но, похоже, и это было видно, они ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ старались. Две виллисы - Нелли Кобахидзе и Ангелина Карпова явили уровень готовых исполнительниц заглавной партии, все безусильно, бесшовно, полетно, технически точно.
Андрей Муркурьев. Ганс. Что и говорить, Андрей признан одним из лучших «драматиков» труппы, как написала на форуме Ioulia, из-за таких танцовщиков отпало желание посещать драматический театр. Ни одного недостоверного жеста, или чрезмерной краски.
Недавно в переписке мое внимание было обращено на сложность модерации танцовщиками мимики в больших залах. Если правдоподобно для партера, недобор для ярусов. Если достоверно для ярусов, то чрезмерно для партера. Так вот перед Меркурьевым подобная проблема не стоит, похоже. Он какими-то иными средствами достигает нужного эффекта. Безусловно талантливый артист.
Альберт Стивена МакРея. На этот счет много копьев было поломано на форуме. В антрактах шли жаркие дискуссии. Оговорюсь: я МакРея люблю, слежу за ним. Впервые увидела его в коротеньком опусе Les Lutins c Полуниным и Кожокару. Был сражена его вращениями. У меня Стивен вызывает полное приятие несмотря на (тут не могу не согласиться) на неоднозначную фактуру. Я видела его очно летом в Манон, осенью Зигфридом в ЛО. Короче, каюсь, пристрастна.
Вчера на сцене БТ наблюдала непривычного, включая костюм, Альберта. Отличным от обычного, БТшного, был рисунок его танца. Иные вариации. Но весь изюм даже не в этом. Абсолютно иная драматическая техника, та самая пресловутая английская школа. Намного больше оттенков, драматически достовернее, но менее нарочито. Я бы сказала, более киношный, нежели театральный стиль. И вот в этой, уже где-то виденной:) и однажды сразившей лексике, возник Альберт, безусловный породистый пресытившийся аристократ просто боровшийся со скукой забавным флиртом с милой простодушной девушкой. И все так бы и осталось легкой интрижкой, если б не череда досадных, а потом трагических обстоятельств, изменивших и его. Бессмысленно описывать, КАК МакРей сыграл свою роль. Вот в сцене «предбезумия» Батильда сообщает Жизели о помолвке, Жизель подбегает к Альберту, обнимает его лицо руками в отчаянной надежде найти опровержение, МакРей сыграл невероятно, так достоверно итак просто, отвел глаза и мягко убрал с лица ее руки.Нет, если все описывать, я так и не дойду до магазина сегодня, очень все-таки рассчитываю на видео.
Ну а про балетную технику даже говорить бессмысленно. Партнерствовал безупречно, а чистота позиций, а прыжок, а кабриоли? А какие антраша сис!!!
Наташа, наша. Вернусь к тому, с чего начала. Так вот, если первый акт получился для меня вполне ожидаемым, с естественностью, легкостью, очарованием героини, «как люблю» исполненным танцем Жизели с фирменными Осиповскими стремительными вращениями, апломбами, чистейшими вращениями в аттитюдах, без пережимов и педалирования, и пронзительной сценой безумия. Достоверно? До кончиков пальцев. В сцене безумия у этой Жизель сначала немеют пальцы, потом кисть, она в растерянности и недоумении пытается еще победить спазм…
То второе действие могу охарактеризовать только высокопарной патетикой. Это запредельный уровень мастерства. В этом акте Осипова достигла каких-то невероятных высот, она превзошла все самые смелые ожидания и надежды. Я не знаю, Великая ли она Жизель, но для меня теперь точно единственная.
Я впервые увидела, что значит действительно бестелесная. На сцене и вправду витал дух, призрак, иногда едва касающийся земли, но призрак уже зрелой любящей и прощающей женщины. Сколько боли и нежности было в этом последнем танце. И наблюдая гениально исполненную Наташей внешнюю сдержанность бестелесной оболочки, призрака, я одновременно ощущала такую силу чувств, такую страсть и энергию, что меня прорвало. Я позорно, впервые в жизни на балете, рыдала белугой. Мой возможный лимит прекрасного был сильно превышен.
Вот как-то так…
Я могу, конечно, пытаться описать, как выглядит техника Осиповой сейчас. О том, что все то, что ранее ей вменялось в вину - резкость, «хлопотание» лицом и прочее, вытравлено на корню. Но сохранились так любимые нами естественность и очарование. Есть ли смысл говорить о полетности, чистоте, прыжке. Какие у нее стали руки… Какая плавность, текучесть, кантилена в движениях, что говорить о том как ей удаются балансы в адажио, как ВСЕ безусильно, бесшовно. ЭТО АБСОЛЮТНО ИНАЯ МАТЕРИЯ, другое агрегатное состояние.
И какая была атмосфера в антракте и после спектакля. Какие возбужденные, одухотворенные лица. Суета. Беготня. Какие-то нечленораздельные, нервные возгласы, реплики.
Спасибо и БРАВО Наталье и Стивену!
Низкий поклон администрации Большого театра!
Огромная благодарность всем участникам спектакля!

Меркурьев Андрей, Большой Театр, Цвирко Игорь, МакРей Стивен, Косырева Диана, Осипова Наталья, Леонова Анна, 2015-02-28, Жизель

Previous post Next post
Up