На второй день нашего пребывания на Боденском озере погода резко испортилась. Вообще, здешний климат - это всегда лотерея. Вот тут-то и пригодилось моё теплое пальто и срочно понадобился план Б, которого у нас, в принципе-то и не было, а были далеко идущие планы с обширной экскурсионной программой. И тут - проливной дождь на целый день. Что делать? Сидеть в комнате и наслаждаться средневековым пансионом? Пойти по музеям? Это не совсем для меня, так как даже в Германии захватывающих музеев не так уж и много (на мой взгляд, а может, просто не моя тема - кому-то и по замкам ходить скучно). Надо подключать на помощь интернет и составлять план Б. Но и тут нас ждал сюрприз - наш немецкий интернет приказал долго жить, так как мы находились вблизи Швейцарии. Открываю гугл - говорит, за границей ты и все тут, оплачивай трафик дополнительно. Делать нечего, платим - информация тоже стоит денег. Наш выбор в итоге остановился на Меерсбурге, через который мы каждое утро проезжали в Констанц на завтрак, да так бы и обошли его стороной, если бы не погода. А в нем-то, оказывается, есть Старый замок, Новый дворец, музей поэтессы Аннетте фон Дросте-Хюльсхоф в Княжеском домике, музей виноделия, музей городской истории, музей Библии, музей дирижаблей, музей ковроткачества и городская галерея изобразительного искусства. Не плохо для одного маленького городка с населением менее 6000 человек, не правда ли? Это уникальная особенность многих немецких городков - там никак не хватит одного дня, чтобы все посмотреть основательно, нужно и 2, и 3 дня и более. А казалось бы, 6000 жителей - почти деревня!
Именно в Старый замок мы и отправились - вот она, воля случая. Точная дата постройки Старого замка неизвестна. Одна из теорий приписывает его основание меровингскому королю Дагоберту I в 7 веке н.э. По второй версии, замок Меерсбург был построен лишь в XII веке. Данная теория основана на отсутствии каких-либо документов или упоминаний о крепости в районе Боденского озера до 1113 года. Тем не менее, на сегодняшний день этот замок считается самой старой жилой крепостью Германии, потому и осматривать разрешается лишь часть помещений - остальные заселены и сегодня. Часть крепости, разрешенная к осмотру, не отапливается. Это тоже, как оказалось, вполне стандартная немецкая практика. Сейчас, в конце марта, это особой роли не сыграло, тем более, что я была в теплом пальто. Однако сразу вспомнился монастырь в Маульбронне, который мы посещали зимой и при этом на улице было все-таки теплее, чем внутри!!
После длинного вступления, если вы всё еще тут, пора бы уже и в замок пройти. Входим и сразу погружаемся в атмосферу средневековья. Возможно, это ощущение усилилось сумрачным дождливым днем, как нельзя более подходившим к этому месту. На потолке - причудливая игра света от фонаря.
[о том, что путешествие в дождь может быть весьма захватывающим]Это - главные жилые помещения крепости, передающие атмосферу 1300 г. Зесь принимались приезжие рыцари, а трубадуры читали свои стихи прекрасным дамам средневековья. На стенах - копии из знаменитой Манесской рукописи (подлинник находится в библиотечном собрании Гейдельбергского университета), созданной в первой половине 14 века.
На страницах рукописи изображено большое количество дворянской знати. Тексты сборника дают хорошее представление об искусстве миннезанга (любовной поэзии, жанра куртуазной литературы). Иллюстрации рукописи признаны шедеврами верхнерейнского готического искусства, когда изображение предназначалось для рассматривания и разгадывания интерпретаций зашифрованных в них имен или персонажей. На 138 миниатюрах показана жизнь придворных поэтов, знати и правителей с множеством подробных деталей. Однако эти сюжеты не могут служить достоверным историческим свидетельством, так как создание манускрипта закончилось почти сто лет спустя после смерти некоторых персонажей.
За жилыми помещениями находится канцелярия капеллана крепости (конец 15 в.).
В углу - столик, судя по внешнему виду - для игры в нарды.
Аналог нардов был известен уже в Римской империи. Новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегию играть в нарды. Кстати, на одной из миниатюр Манесской рукописи также изображены игроки в нарды.
А это - Георгий Победоносец, покровитель воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. Георгий был прекрасным воином, но когда его император Диоклетиан узнал, что он приверженец христианства, то подверг его страшным пыткам, а затем казнил. Рыцари также считали его своим покровителем.
Проходим дальше. Это - жилая комната 16 века.
А это - Оружейная палата, где рыцари обучались обращаться с оружием и фехтовать. Доспехи и снаряжение относятся к периоду с 1570 до 1680 г. Собраны они были известным ученым-германистом, утонченным знатоком средневековья бароном фон Лассбергом, который купил крепость в 1838 году.
Особенно примечательны черные доспехи в центре фото. Их использовали в бою рыцари из Паппенхайма, сражавшиеся в тридцатилетней войне. Если вдруг кто забыл, напомню, что это первая общеевропейская война ( 1618-1648) между двумя крупными группировками держав за господство в Европе: габсбургской (испанские и австрийские Габсбурги, поддержанные папством и католическими князьями Германии, а также Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Англия и Россия), опиравшейся на протестантских князей Германии и антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании и Италии. Начиналась как религиозная война между протестантами и католиками, но затем утратила религиозный характер. В конечном итоге, эта война обеспечила католикам, лютеранам и кальвинистам свободу вероисповедания. Двое доспех по обе стороны от черных относятся к 1580 г.
Всегда испытываешь непередаваемые ощущения, когда смотришь на вещи, которые пережили несколько столетий. И это одна из причин, почему я редко посещаю немецкие музеи - уж слишком много в них копий, вроде и красиво, а уже не то.
Это тоже оружейная.
Из оружейной дверь ведёт в замковый садик, фото которого я сделала, не выходя из крепости, так как на улице все еще лил дождь.
Я думала, что на этом моя экскурсия по крепости закончилась, и вдруг, неожиданно, попала в жилые аппартаменты, которые мне почему-то напомнили итерьер комнат времен моих бабушек и дедушек. Оказалось, что с 1841 по 1848 г. здесь жила известная поэтесса Аннетте фон Дрост-Хюлшофф, между прочим, родственница того самого барона, который и собрал для замка коллекцию оружия и старинной мебели, которую мы видим, бродя по крепости.
Девушка великолепно знала пять языков и уже в молодости увлеклась сочинением поэзии. Две неудачных попытки опубликовать их привели к депрессии, и на несколько лет она забыла о литературе. Переехав в замок Меерсбург на берегу Боденского озера, где поселилась ее сестра Дженни вместе с мужем, она познакомилась и влюбилась в Левина Шеккинга, молодого человека, который был младше на семнадцать лет. Романтическое увлечение возродили ее увлечение поэзией. Влюбленные целыми днями бродили на природе и читали друг другу стихи. Но в апреле 1942 года Шеккинг уехал из Меерсбурга, а спустя некоторое время вернулся с молодой женой. Поэтесса никогда так и не вышла замуж, а злополучная влюбленность, обернувшаяся предательством возлюбленного, сказалась на здоровье немолодой Аннетты. В 1843 году фон Дросте-Хюльсхофф впервые в жизни заболела, в качестве диагноза врачи указали нервное истощение. Заболевание все усиливалось, на нервной почве появились признаки туберкулеза. В итоге Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф скончалась от эмболии в возрасте пятидесяти одного года в Меерсбурге.
Над кроватью с траурным венком - портреты родителей поэтессы и надпись о том, что здесь она скончалась.
Прежде изображение поэтессы можно было увидеть на банкноте в 20 марок.
А это - её прекрасные стихи.
Срывай минуту, словно рвёшь цветок,
Пускай он выцвел, вылинял, промок, Пусть держится едва, качаясь в поле, Пусть облетел, пускай к земле приник, Сорви его! Ведь самый горький миг - Есть воплощенье уходящей боли.
И свет не мил, и жизнь не хороша, Когда страдает, мечется душа, Когда тебя всего тоска изгложет, Когда свинцом вокруг нальётся тень, Тебя издалека поманит день, Который позабыт, но всё же - прожит.
И кто не хочет вновь ребёнком стать, Учить, зубрить и в букваре листать? Любой из нас о детстве помнит свято. И даже узник, запертый в тюрьме, Поверь, не раз перебирал в уме Слова, что по слогам прочёл когда-то.
Но незабвенны и другие дни. Коварно в память врежутся они. От них не убежать, не откупиться. Ты, словно крест, влачишь их на себе За то, что в чьей-то сломленной судьбе, Твоя вина жестокая таится.
Но всё отринь! Не мешкая - живи! Вкушай минуты сладостной любви, Дарованной и выпавшей счастливо. Испей росу прозрачную до дна - В ней синева небес отражена, И кротко шелестит над нею ива.
Сочти за благость и за волшебство Улыбку первую малютки своего, Что нежно на лице его играет. Ты будешь горд, когда он подрастёт. Но время так стремительно течёт И прелести младенчества стирает.. .
Возвеселись и радуйся пока Твой друг не превратился в старика. А коль он стар, будь рядом с ним подольше, Сольётся белый саван с сединой. Наступит срок - и никакой ценой Его не встретишь, не увидишь больше...
Но кто же тот, счастливейший из нас, Кто вовремя постиг текущий час? Мы все - глупцы. В нелепейшей гордыне Себя же обрекли на маету, Везеньем брезгуя и пестуя мечту,
И наше завтра губит наше ныне...
Это же надо, как точно отразила в своих стихах женщина, жившая 200 лет назад, моё теперешнее мировоззрение!! Просто удивительно, что её стихи никогда не попадались мне прежде. А если бы не взялась за этот репортаж, то так бы и не узнала о них!!
Как и во многих других крепостях, здесь есть собственный колодец.
На стенах - средневековая живопись, которую сразу видно по темным краскам. Кстати, информации, почему средневековые картины такие темные, я нигде не нашла, так что, если кто знает точный ответ - оставьте в комментариях. На этой картине (или, может быть, иконе), судя по всему, также изображен Георгий Победоносец и одно из самых известных его чудес. На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать юношу или девицу в жертву змею. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Там он убил чудовище, а жители сожгли его. Увидев это чудо, 25000 язычников приняли христианство. За победу над змеем и за мужество в страдании св. Георгий стал называться Победоносцем.
Средневековые художники были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. Например, мышьяк для желтого цвета, ляпис-лазурь для голубого, сульфид ртути для красного. Эти компоненты были опасными и труднодоступными, их тайно собирали и хранили.
По сути, всю крепость мы осматривали самостоятельно, и только для того, чтобы подняться на самый верх, откуда открывается красивый вид на Боденское озеро, мы заказали экскурсию.
Сейчас могу сказать, оно того не стоило.Во-первых, из-за проливного дождя сфотографировать окружающий ландшафт было невозможно. Во-вторых, не знаю, длилась ли экскурсия хотя бы полчаса, но, во всяком случае, ни один мой вопрос ответа у экскурсовода не нашел. Это была самая разочаровывающая экскурсия за время всех моих поездок. Что мне запомнилось из экскурсии и что бы я без неё не посмотрела? Вот эта фигурка под потолком:
Комната, где содержали заключенных.
И, собственно, наша цель - чердачное помещение, из окон которого в хорошую погоду открывается чудесный вид на Боденское озеро (не наш случай).
Женщина справа в шапочке - наш экскурсовод.
Вот такая незамысловатая экскурсия. Справа от помещения с колодцем находится замковая кухня. Посмотреть на неё интересно, так там много всякой старинной утвари.
Есть здесь и своя пекарня, так как до 16 в. хлеб был одним из основных продуктов питания. В день приходилось по килограмму хлеба на человека.
Есть здесь и кухня для прислуги. Я добрела до неё уже ближе к закрытию замка, когда на улице начало потихоньку смеркаться, а мой муж, устав от осмотра крепости, отправился дожидаться меня в замковом кафе. Прочие посетители тоже практически разошлись, так что в полутемных помещениях замка остались только я и жутковатые желтолицые манекены, изображавшие придворных слуг. Зрелище, скажу я вам, не для слабонервных. Так и казалось, что кто-нибудь из них сейчас сойдет с места да и займется нарезкой овощей для ужина или еще чем.
В общем, я быстренько сделала пару кадров и по старому ходу по крепостной стене пошла оттуда прочь.
Так закончился наш второй день на Боденском озере. Пора спать - утром рано вставать, так как нас ждет поездка на чудесный остров цветов Майнау.
Заимствовать материалы статьи или фотографии разрешено только при ссылке на источник.