Пока я раскачивалась порассказать про январское путешествие в Дагестан, уже случился декабрьский Кавказ, и по горячим следам все же проще поделиться тем, как горы переворачивают все внутри меня. Раз за разом я спускаюсь с гор в свой плоский и любимый город и думаю: как немедленно не бросить все и не вернуться обратно? И вот, как-то удается. "Мир так велик ... а я так мала".
Но глаза мои снова смотрели на Эльбрус, значит, я снова стала больше.
Постараюсь в этот раз записать про поездку быстро, почти тезисно. Но пусть останется.
1. Попутчица.
Признаюсь сразу: все получилось.
У меня были обоснованные сомнения в том, что поездка с малознакомым человеком в горы на три дня пройдет гладко. Более того, человек - как-никак мое непосредственное начальство, пусть даже мы знаем друг друга четырнадцать лет и нам совершенно нечего делить. После того, как год назад у нас
сменилась заведующая, лично я в плане организации многих рабочих процессов выдохнула, мне с Ирой взаимодействовать на работе намного проще, чем с АВ. Но одно дело - работа, другое дело - совместный отдых, еще и такой, где планирование почти всего лежит на мне. Скажем так, вылетала я из Питера в интересном настроении.
Второй нюанс: я, конечно, была уверена, что все время буду ныть о Соне и вспоминать, что "а вот тут мы" и "а как мы тут в прошлый раз" и вообще. В конце концов, я и квартиру выбрала в
том же самом доме (просто потому что он у меня теперь самый любимый в Кисловодске), и планы были плюс-минус те же.
Но я разрешила себе ничего не ждать, не планировать, не ставить высокую планку, максимально расслабиться и постараться принять все, что бы ни случилось, как подарок. Еще бы - три дня Кавказа в декабре.
День 0.
Нам перенесли рейсы так, что мы прилетели в Минводы вечером, а не днем, поэтому первый день почти целиком выпал из путешествия. Да, но нет. Потому что мы приехали в Кисловодск часам к шести, вселились, бросили вещи и пошли ужинать в самый центр. И уже одно то, что там нигде нет снега, воздух теплый и вкусный, огоньки повсюду, нарзанная галерея родная, и вообще, все мое, все родное и любимое, чрезвычайно поняло настроение.
Квартиру я выбрала двухэтажную, и это было действительно удобно: Ира там где-то у себя, я внизу, с отдельным санузлом, и мы чувствовали себя практически как в двух гостиничных номерах. Никто никому не мешал (я встаю рано). В Кисловодске непросто найти жилье в частном секторе, которое бы было в правильном балансе между "кавказский вариант дорого-богато" и "бабушка-стайл", но со временем становится лучше, появляются сдержанные квартирки за недорого. У этой были недостатки, в частности, то, что батареи шпарили как ненормальные, а если их выключить, становилось прохладно. Ну и я, как всегда, как пещерный житель, терпеть не могу отсутствие "маленького" света при наличии только верхнего яркого. Спасалась свечками.
День 1.
Конечно, парк.
Уже оглядываясь назад, мы оценили, как грамотно все спланировали на эти дни и как нам повезло с погодой. Я думаю, слово "повезло" тут не вполне уместно; путешествие создает себя само при помощи участников, это как слаженный ансамбль, где ты играешь свою партию, а Вселенная - свою. Собственно, я постоянно учусь лучше слушать музыку Вселенной и понимать, что и когда от меня хотят, чтобы вовремя вступать и не перебить чужое звучание. Как-то так и получается. Когда планируешь гулять по горам, надо все время прикидывать, будет ли солнце, будет ли облачно, что и откуда будет видно. Логично в туман и снег, например, ехать отмокать в термальные источники, а в ясную погоду идти смотреть на вершины.
Логично, решили мы, и, увидев в прогнозе облачность, поперлись в горы. :) Со словами "нам надо сегодня, а оно, пожалуйста, пусть распогодится, пока мы пьем за завтраком глинтвейн".
Оно и распогодилось.
За последние два года я успела сгонять в Кисловодск дважды и ни разу не заставала канатную дорогу работающей. Соответственно, с Яной в октябре 2020 мы просто погуляли по парку, сильно высоко не забираясь, а с Соней вскарабкались на Малое Седло
неизвестным науке образом. А с Ирой в этот раз сразу же впрыгнули в канатку и поехали наверх.
Вид на Долину роз из канатки:
Ира сначала, мне кажется, решила, что мы читеры и бОльшую часть пути срезали, но потом она узнала, СКОЛЬКО нам еще идти и сколько идти до Большого седла (а ведь потом еще и обратно) и поняла, что без канатки мы бы, вероятно, до темноты туда-сюда не обернулись.
На Малом Седле не было никого!
Но был Эльбрус.
Когда поднимаешься впервые или после большого перерыва, ты сначала не уверен, что это огромное, которое выглядывает из-за гор, - вершина горы, а не просто куча облаков. Но потом становится понятно, что это Эльбрус с его двумя макушками, и потом от него просто невозможно отвести взгляд. Забегая вперед скажу, что я так и провела четыре дня в трансе и в состоянии влюбленности (вчера вечером я плакала в мужа, мол, как же так, мои глаза видели Эльбрус, а твои пока нет, пошли срочно брать билеты на Кавказ на весну). Его величина затмевает все вокруг, просто невозможно поверить, что вот есть ты маленький, а на тебя смотрит эта величавая громадина.
Было так тепло, что мы разделись до футболок.
Декабрь, горы, солнце!
До Большого седла, сказал нам интернет, идти быстро и легко. Всего десять процентов тех, кто доходит до Малого, идут потом на Большое, сказал нам интернет, и это прям задело за живое. Конечно, мы решили, что мы обязаны быть в числе этих самых десяти процентов и отправились в путь по "удобной и недлинной" дороге.
В общем, теперь я знаю понятие "идти траверсом": так умные люди обходят крутые горки, которые встречаются у них на пути. Между Малым и Большим седлом три таких горки, и, как мы потом сформулировали, мы влезли на четыре (включая само Большое), из них две были лишними. Там ведь даже тропы были, которые плавно огибали вершины, и можно было спокойно их обойти, а не геройствовать со всей дури вверх-вниз, как мы. Но это мы уже на обратном пути были такими умными, когда увидели с вершины Большого Седла, как люди ходят.
Но дошли! Там, конечно, ветер, простор, вокруг многослойные горы, в долины стекают облака, солнце все это подсвечивает, и картинка посекундно меняется. Как кино смотришь. И кони пасутся.
До Большого то и дело доходят какие-то бодрые местные жители, старики (впрочем, язык не поворачивается их так называть) и бабульки с палками, скачут там по склону, раздеваются, чтобы позагорать и подтягиваются на вышке. Один такой сверкнул на нас улыбкой во все лицо "девчонки, ну вы герои!" и спросил, где мы еще успели побывать. А когда узнал, что мы только-только приехали, решительно заявил:
- Вам надо в Джилы-су, стопроцентно надо. Езжайте.
Это уже был второй звоночек от Вселенной о том, что нам надо в Джилы-су (я раньше и не подозревала, что мы должны ехать куда-то еще, но необратимость поездки в Джилы-су становилась все более очевидной).
Потом мы вспомнили, что у нас с собой пирог.
Мы завтракали в Парк-хаусе (хороший ресторан, брат моего любимого Комбината в центре) и взяли с собой осетинский пирог с телятиной в фольге и контейнере.
Боже мой.
Вы знаете, что может быть вкуснее куска горячего кавказского пирога с мясом на склоне Большого седла, когда сидишь и смотришь на Эльбрус, облака и пасущихся на склонах коней?
Вот и я не знаю.
А еще там тишина.
Если спуститься чуть ниже вершины, так, чтобы ветер не дул, тишина просто оглушает. все время кажется, что это у тебя что-то с ушами, потому что ну не может быть в мире настолько тихо.
Это место, где не хочется прикасаться к телефону, где забываешь, что есть какая-то связь и какой-то внешний мир. Это сродни моему любимому ощущению, когда ты прыгаешь в бассейн после бани и замираешь в толще воды. Время останавливается, дыхание останавливается, кажется, что и биение сердца замирает.
Вот как там было.
Обратно мы, уже умные, обошли вокруг горок и вернулись к Малому. А там и вечереть начало, поэтому когда мы добрались до верхней станции канатки и начали кружить по плавным тропам склона, мы стали свидетелями нежного рериховского заката и того, как Эльбрус прощался с нами, постепенно погружаясь за линию гор, а вокруг были розовые и лиловые облака. И чего я пытаюсь передать это словами, когда даже фото не смогут? :)
- Это кто?
- Лермонтов? Или...
- Или Лермонтов.
По парку мы шли уже в темноте, причем, там фонари работают как-то довольно скупо, только на самых главных аллеях.
В Кисловодске очень много бродячих собак. Нам с Ирой постоянно попадались чрезвычайно дружелюбные и в целом довольные жизнью, они увязывались за нами, но с безобидным и гордым видом, мол, я, конечно, провожаю, но вообще-то я сам по себе пес. Так что мы почти каждый день гуляли в сопровождении очередной собаки.
Это был единственный вечер, когда у меня не было ни сил, ни мозга решить, куда мы пойдем ужинать (пошла бы опять в Парк хаус, но Ира не хотела повторяться), и мы ткнулись наугад в азербайджанский ресторан. Из хорошего там было, пожалуй, вино "Караван сарай", о котором я раньше не знала и которое для меня теперь одно из открытий поездки. Надо постараться его найти в Питере. А так это оказалась кавказская "дорого-богато" забегаловка с живой музыкой (истошно вопящая русскую попсу девочка) по 100руб/чел за "музыкальное обслуживание" (мы спросили, можно ли дать девице сто рублей, чтобы она НЕ пела, но они обиделись).
Так устроены эти походы в горы и горки, что едва оттуда слезешь (даже понимая, КАК завтра будет болеть все), уже хочешь обратно.
Я уже говорила, что мы грамотно исполнили свою партию в симфонии этого путешествия? О том, как мы реабилитировали натруженные ноги и ягодицы на следующий день, расскажу в следующем посте. :)