"Житие и слова" +

Mar 25, 2009 20:25


Святость родителей - это лучшее воспитание в Господе

Будем видеть Бога в лицах детей и давать детям любовь Божию. Пусть дети тоже научатся молиться. Чтобы молились дети, нужно, чтобы в них текла кровь молящихся родителей. Здесь некоторые ошибаются и говорят: «Раз родители молятся, благочестивы, читают Священное Писание и своих детей вырастили в учении и наставлении Господнем (Еф. 6,4), следовательно, и дети вырастут хорошими»; И вот, пожалуйста, мы ви­дим, как из-за давления родителей мы имеем противо­положный результат.

Родителям недостаточно быть просто благочести­выми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиоз­ным принципам. Дети не любят давления. Не принуж­дайте их ходить с вами в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душа­ми. Причиной того, что дети некоторых благочестивых родителей, повзрослев, становятся непослушными, ос­тавляют Церковь и все доброе и бегут в другое место, является давление, которое на них оказывают «хоро­шие» родители. Якобы «благочестивые» родители, ко­торые заботились о том, чтобы сделать своих детей «хорошими христианами», задавили их своей человече­ской любовью, и все вышло наоборот. Дети, пока малы, находятся под давлением. Но когда им исполняется шестнадцать, семнадцать или восемнадцать лет, то приходят к противоположным результатам. Сопротив­ляясь, они начинают водить дурные компании и гово­рить дурные слова.

Но когда они развиваются в свободе, одновремен­но видя добрый пример взрослых, то нам радостно на них смотреть. В этом - тайна: будучи хорошим и свя­тым, вдохновлять и сиять. Очевидно, что на жизнь де­тей влияет излучение родителей. Родители настаивают: «Давай-ка поисповедуйся, давай-ка причастись, давай-ка делай то-то...» Ничего не происходит. Но они же видят тебя? Чем ты живешь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе Христос? Это влияет и на твоего ребенка. В этом заключается тайна. И если так будет, когда ребенок ма­ленький, то, повзрослев, ему не нужно будет прилагать большого труда. Говоря на эту тему, премудрый Соло­мон использует такой прекрасный образ, делая ударе­ние на то значение, которое имеет доброе начало, доб­рое основание. В одном месте он говорит так: Утреневавый к ней (к премудрости) не утрудится: приседящую бо обрящет при вратех своих (Прем. 6, 14). «Утренеющий к ней» - это занимающийся мудростью с юного возраста. Мудрость - это Христос. «Приседящий» означает «находящийся рядом».

Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния ни оказывала на него среда, не за­трагивается ими, потому что при его дверях будет нахо­диться Премудрость, Христос. Он не будет утруж­даться, чтобы стяжать ее. Кажется, что стать хорошим очень трудно. Но в действительности это очень легко, когда у тебя с юности добрый жизненный опыт. При взрослении тебе не понадобится труд, потому что доб­ро внутри тебя, ты им живешь. Ты не трудишься, ты им живешь, это твое достояние, которое ты, если будешь внимательным, сохранишь на протяжении всей своей жизни.

Молитвой и святостью вы можете помочь детям и в школе

То, что относится к родителям, могут сделать и пе­дагоги. Молитвой и святостью вы можете помочь детям в школе. Их может осенить благодать Божия, и они станут хорошими. Не пытайтесь человеческими усили­ями исправить плохое состояние. Хорошего результата не будет. Только молитва приносит плоды. Призывай­те Божественную благодать на всех. Пусть благодать входит в их души и изменяет их. Это значит христиа­нин.

Вы - таинственные педагоги, об этом и сами не догадываетесь. Вы передаете свое волнение детям и оказываете на них влияние. Вера изгоняет стресс. Что мы говорим? И весь живот наш Христу Богу преда­дим. I

На любовь детей отвечайте с рассуждением. Если они полюбят вас, вы сможете привести их ко Христу. Вы станете посредником. Любовь ваша пусть будет ис­тинной. Не любите по-человечески, как делают обычно родители, этим вы им не поможете. Любовь в молитве, любовь во Христе. Такая любовь действительно при­носит пользу. Молитесь о каждом ребенке, которого видите, чтобы Бог послал ему Свою благодать и соеди­нил с Собою. Прежде чем войти в класс, особенно в ка­кой-нибудь трудный класс, творите молитву: Господи Иисусе Христе... Входя, обнимайте своим взором всех детей, молитесь, а потом говорите, принося всего себя. Совершая такое приношение во Христе, вы будете ощущать радость. Таким образом, будете освящаться и вы, и дети. Вы будете жить в любви Христовой и в Церкви, потому что в таком труде станете добрыми.

Если есть проблемный ученик, то сначала сделай­те общее замечание, говоря:

- Ребята, мы здесь собрались ради урока, ради серьезной работы. Я рядом с вами, чтобы помочь вам. И вы трудитесь, чтобы достичь в жизни успеха. И я, любя вас сильно, тружусь. Поэтому, пожалуйста, успо­койтесь, чтобы нам достичь нашей цели.

Не смотрите на того, кто плохо себя ведет. Если он будет продолжать так себя вести, обратитесь к нему са­мому без гнева, но серьезно и твердо. Постарайтесь за­воевать уважение класса, чтобы иметь возможность влиять на их души. Трудные дети не виноваты. Вино­ваты взрослые.

Не говорите детям много слов о Христе, о Боге, но молитесь Богу о детях. Слова звучат в ушах, а молитва

идет прямо в сердце. Открою вам одну тайну. В первый день, как вы войдете в класс, не проводите урока. По­говорите с ними хорошо, слово за слово. Отнеситесь к детям с любовью. Вначале не говорите ничего ни о Бо­ге, ни о душе. Все это в следующий раз, позже. Но к тому дню, когда вы будете говорить с ними о Боге, при­готовьтесь хорошенько и скажите так:

- Есть одна тема, в которой многие сомневаются. Это тема - Бог. Какое у вас мнение?

Потом проводите беседу. На следующий день те­ма - душа.

- Существует душа?

Потом говорите о зле с точки зрения философии. Скажите им, что в каждом из нас два человека: хороший и плохой. Мы должны развивать нашего хорошего чело­века. Ему нужно преуспевание, добро и любовь. Мы должны его разбудить, чтобы стать правильными людь­ми в обществе. Вспомните: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Говорите им не так, а другими словами, как-нибудь так: «Ребята, будьте бодрыми в образовании, будьте бодрыми для добра и любви. Лишь любовь дела­ет все прекрасным и наполняет вашу жизнь смыслом. Наш злой человек хочет лениться, ему все равно. Все это делает жизнь безвкусной, без смысла и красоты».

Но для всего этого необходима подготовка. Лю­бовь требует жертв, часто жертву временем. Первооче­редное место отдавайте Божественному образованию, чтобы быть готовыми преподносить детям. Будьте го­товы и обо всем говорите с любовью, а более всего - с радостью. Показывайте им всю свою любовь и знайте, что вы хотите и что вы говорите. Но нужно и искусст­во поведения с детьми. Об этом я слышал нечто чудное. Обратите внимание на это.

Некий учитель, довольный детьми, страдал от бе­зобразий одного ученика и хотел выгнать его из школы. Между тем пришел новый учитель и принял класс. Об этом ученике он уже имел определенные сведения. Но­вый учитель, узнав, что у ученика страсть к велосипе­ду, на второй день, войдя в класс, сказал:

- Ребята, меня огорчает одна вещь. Я живу дале­ко, и у меня болят ноги столько ходить. Хочу исполь­зовать велосипед, но не умею на нем ездить. Может ли кто-нибудь из вас научить меня?

Вскакивает тот непослушный ученик.

- Я, - говорит, - научу вас.

- А ты умеешь ездить?

- Да, умею.

И с тех пор они стали самыми лучшими друзьями, так что прежний учитель даже огорчился, когда увидел это. Он почувствовал, что не был достоин, чтобы заво­евать уважение ученика.

Часто случается, что в школе учатся дети-сироты. Сиротство - трудная вещь. Лишившийся своих роди­телей, да еще в нежном возрасте, остается несчастным на всю жизнь. Но если у сироты духовными родителя­ми стали Христос и Богородица, тогда он стал святым. Обращайтесь с сиротами с любовью и глубоким пони­манием, но главным образом старайтесь соединить их со Христом и Церковью.

Научите детей просить помощи Божией

Лекарство и великая тайна преуспевания детей - это смирение. Доверие Богу дает абсолютную защи­щенность. Бог - это все. Никто не может сказать, что он - это все. Это усиливает эгоизм. Бог желает, что­бы мы вели детей к смирению. Ни дети, ни мы ничего не достигнем без смирения. Воодушевлять детей нужно осторожно. Ребенку не нужно говорить: «У тебя полу­чится, ты серьезный, ты молодой, ты мужественный, ты совершенный!..» От таких слов ребенку нет пользы. Но ему можно сказать, чтобы он молился: «Дитя мое, дары, которые у тебя есть, дал тебе Бог. Помолись, чтобы Бог дал тебе силы успешно развить эти дары, чтобы Бог послал тебе Свою благодать». Это совер­шенно. Во всем дети должны научиться просить помо­щи Божией.

Похвала причиняет детям зло. Что говорит Сло­во Божие? Людие мои, блажащие вас льстят вы и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). Кто нас хвалит, тот вводит нас в заблуждение и искажает пу­ти нашей жизни. Как премудры слова Божий! По­хвала не подготавливает детей к трудностям жизни, дети выходят неприспособленными и в жизни своей терпят неудачи, крах. Мир в наши дни испортился. Маленького ребенка все время хвалят. Не будем ру­гать, не будем возражать, не будем давить на ребен­ка. Он привыкает к этому и не может справиться да­же с маленькой трудностью. Лишь только кто-ни­будь ему возразит, он сокрушается, потому что не имеет крепости.

Первыми за жизненные неудачи детей несут от­ветственность родители и только потом учителя и пре­подаватели. Они все время их хвалят. Они говорят им эгоистические слова. Они не приводят их к Духу Божию, отчуждают от Церкви. Когда дети немного под­растут и с этим эгоизмом идут в школу, уходят от ре­лигии и начинают ее презирать, теряют уважение к Богу, к родителям, ко всем. Они становятся непо­слушными, жестокими и черствыми, не почитают ни религию, ни Бога. Мы отправляем в жизнь эгоистов, а не христиан.


Детям нет никакой пользы от постоянных похвал

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже ес­ли это будет ложью. К сожалению, сегодня все научи­лись лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот.

Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них вый­дут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непре­станно хвалили, все их любили, все говорили о них хоро­шее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос.

Наша религия не желает такой педагогики, такого воспитания. Напротив, она желает, чтобы дети с малых лет узнавали истину. Истина Христова делает акцент на том, что если ты хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист - это запутавшийся человек, ведо­мый диаволом и злым духом. Таким образом, вырастая в эгоизме, первым делом эгоиста является отрицание Бога. Это ведет к тому, что эгоист становится непри­способлен к обществу.

Ты должен говорить правду, чтобы человек узнал о ней. Иначе ты укрепляешь его в невежестве. Когда ска­жешь другому человеку правду, он просвещается, стано­вится внимательным, слушает других людей. Так и ребен­ку, скажи правду, отругай, чтобы он узнал, что то, что он делает, плохо. Что говорит премудрый Соломон? Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25). Я не говорю, чтобы ты бил его палкой. Тогда мы перей­дем границы, и получится обратный результат.

Похвалой с детских лет мы ведем своих детей к эго­изму. Ты можешь подшутить над эгоистом, достаточно лишь сказать ему, что он хороший, и тогда ты будешь развивать его «Я» («эго»). И тогда он станет говорить тебе: «А, тот человек, который хвалит меня, он хоро­ший». Это неправильно. Если человек вырастает эгоис­том, внутри него возникает путаница. Он страдает и не знает, что ему делать. Причиной душевной неустроенно­сти является эгоизм. Если психиатры исследуют этот предмет, то найдут, что эгоист - больной человек.

Никогда не должно хвалить своих ближних и льстить им, но вести их к смирению и любви Божией. И не будем искать того, чтобы нас любили, говоря по­хвалы другим. Будем учиться любить и не будем искать того, чтобы любили нас. Будем любить всех и бескоры­стно совершать как можно большие жертвы ради всех во Христе братьев, не ожидая от них похвалы и любви. Они сделают для нас то, что скажет им Бог. Если они тоже христиане, то воздадут славу Богу, что мы на­шлись и помогли им или что сказали им хорошее слово.

Таким же образом воспитывайте и детей в школе. Это истина. Иначе они становятся неприспособленны­ми. Они не знают, что они делают и куда идут, а при­чиной этого являемся мы, так поступавшие. Мы не привели их к истине, к смирению, к любви Божией. Мы сделали их эгоистами и вот теперь пожинаем плоды!

Но есть такие дети, которых воспитали смиренные родители, которым с малых лет говорили о Боге и о святом смирении. Такие дети не создают проблем сво­им близким. Они не гневаются, когда ты указываешь им на их ошибки, но стараются их исправить и молятся, чтобы Бог помог им не стать эгоистами.

Я, как вам сказать, когда приехал на Святую Гору, пришел к святейшим старцам. Они никогда не говори­ли мне «браво». Они всегда давали мне советы о том, как любить Бога и как всегда быть смиренным; как призывать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, чтобы мне крепко полюбить Его. Я и не знал этого «браво», и никогда не искал его. Напротив, я огорчался, когда старцы не бранили меня. Я говорил: «Что же делать? Я не заслужил милости старцев!» Я хотел, чтобы они на­казывали меня, ругали, чтобы обращались со мной строго. Если какой-нибудь христианин услышит, что я вам сейчас говорю, то что скажет? Он будет недоуме­вать и отвергнет это. Но это как раз правильно, это смиренно, это истинно.

И родители никогда не говорили мне «браво». Да я и не желал этого «браво». Поэтому, что бы я ни де­лал, я делал бескорыстно. Теперь, когда меня хвалят люди, я чувствую себя очень плохо. Как вам сказать? Когда люди говорят мне «браво», я внутренне сопро­тивляюсь. Мне не повредило то, что я научился смире­нию. И теперь, почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала делает человека пустым и изгоняет благодать Божию. А благодать Божия при­ходит только со святым смирением. Смиренный чело­век - совершенный человек. Разве это не прекрасно? Разве это не истинно?

Если это скажешь кому-то, то тебе ответят: «Да что ты! Если ребенка не похвалишь, он и учиться не мо­жет, и того не может делать, и сего...» Но это случает­ся оттого, что мы сами таковы и такими же делаем и своих детей. То есть мы сами отошли от истины. Эгоизм выгнал человека из рая. Это великое зло. Первые люди, Адам и Ева, были простыми и смиренными, поэтому жили в раю. У них не было эгоизма. Они находились, как говорится на богословском языке, в первозданном невинном состоянии. Когда мы говорим первозданное состояние, то подразумеваем под этим Божественные дары, которые Бог дал изначально, сотворив человека: то есть жизнь, бессмертие, совесть, свободную волю, любовь, смирение и так далее. Потом диаволу с помо­щью похвалы удалось ввергнуть их в прелесть. Они на­полнились эгоизма. Но естественным для человека со­стоянием, в котором сотворил его Бог, является смире­ние. В то время как эгоизм - это нечто неестественное, это болезнь, это нечто противоестественное.

Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его бо­лее склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по ко­торой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители. Диавол - это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаволом. Мы не живем смирением. Смирение - Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма чело­век находится на стороне злого духа, то есть он разви­вается со злым духом, а не с добрым.

Вот чего добился диавол. Он сделал землю лаби­ринтом, в котором мы не можем понять друг друга. От­чего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили обра­зование? Почему это происходит?» Диаволу удалось со­крыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» - и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эго­изм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы ска­жем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освобо­дить нас от диавола и даровать нам спасение.

Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похва­лы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.

Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педаго­гика, которая направлена на детей-атеистов. Такой об­раз мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!» Но мы не должны идти к ним. На­против, будем молиться о них, будем говорить правиль­ные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.

Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы бу­дем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них.

Порфирий о детях II, дети, Порфирий

Previous post Next post
Up