О героях Панфиловцах есть повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Написана она в 1942-1944 годах. Впервые напечатана в 1943 году под названием «Панфиловцы на первом рубеже» в журнале «Знамя». В книге написано о подвиге советских солдат и офицеров из дивизии генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, которые сражались и отдавали свои жизни в битве с нацистами под Москвой зимой 1941 года. «Волоколамское шоссе» была одной из любимых книг Фиделя Кастро.
Повествование произведения ведется как рассказ старшего лейтенанта батальона Панфиловской стрелковой дивизии, героя Советского Союза
Бауржана Момыш-Улы.
В самом начале повести есть
эпизод, в котором описан разговор между автором и будущим главным героем повести. Перед написанием повести Александр Бек хотел услышать рассказ о Панфиловской дивизии от Бауржана Момыш-Улы. Герой - казах долго не соглашался, так как сомневался в том, что Бек сможет правдиво описать военные события. В итоге он согласился, но поставил условие:
«Я расскажу все, что вы хотели. Но условимся...
Слегка откинувшись, он выхватил из ножен шашку. В низком сыроватом блиндаже, скупо освещенном маленькой лампой без стекла, блеснуло светлое узорчатое лезвие.
- Условимся, - продолжал он. - Вы обязаны написать правду. Готовую книгу принесете мне. Я прочту первую главу, скажу: "Плохо, наврано! Кладите на стол левую руку". Раз! Левая рука долой! Прочту вторую главу: "Плохо, наврано! Кладите на стол правую руку". Раз! Правая рука долой! Согласны?
- Согласен, - ответил я.
Мы оба шутили, но не улыбались».
Александр Бек написал повесть, и, по всей видимости, Бауржан одобрил «Волоколамское шоссе». Автор выполнил условие, написав правду о панфиловцах.
Поэтом нам очень важно, что и последующие строки
из последней главы «Он будет жить» повести «Волоколамское шоссе», принадлежащие герою - казаху Бауржану Момыш-Улы, тоже являются правдой, подтверждённой самим этим панфиловцем:
«Все вы, товарищи, знаете командира второй роты лейтенанта Заева. В недавних боях он дрался так, что не грех о нем сказать: герой среди героев! Однажды он молвил о нашем генерале: глашатай! В тот раз я не понял, что он разумеет. А сейчас повторю, товарищ Заев, это твое выражение. Да, генерал Панфилов был глашатаем возвышенной, великой идеи. В каждом слове, которое мы от него слышали, жила эта идея, великая идея революции угнетенных и трудящихся, ленинский огонь. Это был генерал-коммунист, сын партии, воспитавший нас, воинов Советской страны, - и тех, кто хранит партийную книжку на груди, и беспартийных».
В фильме «28 Панфиловцев», который после недавней премьеры вызвал не только одобрения среди патриотических зрителей, но и споры, Андрей Шальопа тоже показал Панфиловскую дивизию, взаимоотношения и разговоры солдат. Но в фильме мы видим, что в них нет ни слова, ни о коммунизме, ни о Советской Родине, ни о великой идее, за которую сражались и умирали советские солдаты. Ничего советского Шальопа решил не показывать, ограничившись только достоверной картинкой военной формы, вооружения, батальных сцен. Помимо того, что советское вытравлено из фильма, в уста героев Шальопа вложил не советскую, а иную идеологию. Ведь она в фильме есть. И она режет ухо просоветским патриотам. Вот что об этом в интервью говорит сам режиссёр:
Ведущий: То есть, то, что в фильме ни разу не прозвучало словосочетание «советский солдат», «советский народ», «Советский Союз» - это осознанная позиция режиссёра?
Шальопа: Да! Дело в том, что «советский», на мой взгляд, это понятие идеологии, а русский это понятие национальной ментальности. И подвиг людей, которые сражались против фашистов, и то, что не могли понять фашисты во время войны - это как раз национальная ментальность, которая была им не доступна. И я считаю, что это русская ментальность.
Click to view
Андрей Шальопа в 2013 году
обещал снять фильм о подвиге Советских героев. Именно поэтому люди с радостью откликнулись и в очень короткие сроки для съёмок картины были собраны народные пожертвования - десятки миллионов рублей.
Но Шальопа с самого начала прекрасно знал, что он обманывает людей, которые ему поверили. Для автора фильма советская идеология - это что-то незначительное, иллюзорное, то есть то, чем можно пренебречь и отбросить в сторону.
Взяв за основу фильма события конкретной войны, реальный подвиг реальных советских солдат, Шальопа решил вытравить советскую идеологию, то есть реальную внутреннюю сущность того времени, побудительный мотив, который двигал людей в бой. Но Шальопа не просто удалил «неправильную» идеологию, он поставил на её место другую, «правильную», на его взгляд, идеологию. Сущность этой шальоповской идеологии очень попахивает той, против которой сражались сами Панфиловцы. Заключается она в национальной ментальной исключительности отдельно взятого народа, которая другим народам не доступна для понимания. А это как-то слишком напоминает идею превосходства одной нации над другой, то есть той идеологии, против которой встали на смерть герои - Панфиловцы. Потому что советская идеология - это идея братства всех народов, а не идея превосходства одного народа над другим.
Как считаете, что Бауржан отрубил бы Шальопе?