Interstellar (2014, США, Великобритания)
О технических и логических нестыковках в этом фильме, пожалуй, не написал только ленивый. Поэтому не буду повторяться, хотя меня, кроме прочего, возмутило отсутствие аппарата МРТ - людей на планете немного, а значит, здравоохранение должно быть одной из приоритетных отраслей. Ну и совершенно непонятно перед угрозой голода отсутствие попыток синтезировать пищу - инженеров-то обучают, причем не абы каких, а из самых-самых умных и одаренных граждан! Но все это на самом деле мелочи, и если авторам хотелось именно таким образом нагнетать обстановку для обострения социальных и психологических конфликтов - пусть. Но "пусть" только в том случае, если эти конфликты полностью состоялись.
Первый явный конфликт - Купер и общество.
Купер - представитель совершенно незатребованной профессии. Более того - его ценности идут вразрез с ценностями общества. Вынужденный образ жизни его тяготит.
Что ж, конфликт передан, однако он "смазывается" именно этими нестыковками, как с МРТ - не так уж давно произошел первый полет Купера, чтобы ко времени болезни его жены медицина успела настолько деградировать. Ведь в обществе порядок, как ни странно: ни банд мародеров, ни хаоса, ни беспредела... А аппаратов в больницах нет. Куда делись? Разобраны как напоминание об эпохе высоких технологий? Нелогично.
Хотя... чего это я так прицепилась к МРТ?
Купер и дочь.
Замечательный образ маленькой Мерф. Но - неумное, слишком капризное поведение для ребенка с таким уровнем развития, с такими ценностями. Мерф делает все, чтобы отцу было как можно менее спокойно оставлять дом, чтобы он чувствовал себя виноватым, чтобы терзался тем, что не может даже поговорить с самым близким человеком, ради которого готов был на все.
Слишком жестоко для любящей девочки.
И очень характерно для расчетливой стервы, действия которой нацелены на то, чтобы о ней ни на минуту не забыли.
Положительная героиня, чье поведение не осуждается, показано как правильное и вполне приемлемое. Ее оправдывают тем, что она не знает о реальном значении миссии отца - спасении человечества. На самом деле такое поведение можно поначалу оправдать эмоциями обиженного ребенка, но ведь Мерф годы - годы! - не желает выйти на связь с отцом.
Вывод: делай больно тому, кого любишь, и будешь любим вечно.
Прекрасный пример для подражания.
Дочь Купера и сын Купера.
В то время как умная девочка, максимально отравившая отцу время, проведенное в непростой и рискованной миссии, показана как исключительно позитивная героиня, ее брат - добрый, трудолюбивый мальчуган - со временем превращается в классического "недалекого фермера". Да, вот именно того, который всеми своими действиями говорит: здесь моя земля, и я никуда с нее не уйду, пусть даже все вокруг передохнут! Все вокруг - это его жена и сын, на минуточку. Страх перемен сильнее страха за близких.
Этот образ мы не раз встречали в кино, и еще никогда он не казался мне настолько нелепым, притянутым за уши. В него вложено все то презрение, испытываемое "белыми воротничками" (здесь - инженерами) к тем, кто работает руками (здесь - фермеры). В который раз, глядя на верхушку айсберга - тот же аппарат МРТ, запуск ракеты - люди забывают о "подводной части", а это ведь работа строителей, санитарок, пекарей и... да, тех же фермеров. Потому что без них - тех, кто работает руками, - не будет у работников головой ни хлеба, ни крова.
Что ж, здесь нам в который раз напомнили о том, что человек, работающий на земле - существо низшее. Жаль, потому что, повторюсь, добрый и трудолюбивый мальчишка, которого мы видим в начале фильма, не заслуживал подобного превращения только за то, что выбрал свое дело не согласно представлениям отца о достойном труде.
Пожалуй, это и есть основные конфликты, которые я увидела в "земной" части фильма. То, что происходило на секретной базе и в космосе - поле для критики технической. С психологической и эмоциональной точки зрения меня там все устроило, если не думать о том, что для обострения эмоций были использованы ситуации, противоречащие логике и здравому смыслу (как драматичный, ценой в 23 года, спуск на планету, узнать о безрезультатности которого можно было еще с орбиты).
А вот возвращение Купера к людям снова вызывает много вопросов, и уже не только технических.
Вернулся ли он к людям?
В самом деле - вернулся ли? Или мы видим его бред, сон, мечту - все, что угодно, но не свершившуюся реальность?
Почему такие мысли? А сами посудите...
Купер очнулся среди людей приветливых и добрых, в благостной обстановке, технологии вокруг - на высоком уровне. Ощущение рая. Фраза "ваша дочь слишком стара, чтобы..." не удерживается во внимании, но становится первым звоночком, свидетельством того, что этот "рай наяву" ненадолго. Дальше - посиделки с роботом на крыльце фермы. Такого знакомого дома, стоящего теперь посреди фальшивого поля, без неба и горизонта. Отчаянная фальшь дома полно ощущается героем. Здесь-то Купер понимает, что этот "рай" - не для него. И как финал: встреча с дочерью в окружении толпы родственников - по сути, чужих, незнакомых людей. "Я горжусь тобой, папа. Теперь уходи"... И Купер, конечно же, уходит, едва ли сказав постаревшей Мерф хоть пару слов. Как в "лучших" образчиках Голливуда - садится в космический катер и покидает станцию.
Ничего не напоминает? Набор шаблонов, рассказка, которая многое объясняет самому герою и полностью отвечает тому, чего он ждал и чего одновременно боялся. И его финальное бегство выглядит ужасающе неправдоподобно - в самом деле, неужто вот так запросто можно улететь со станции, не запросив разрешения, не собрав в дорогу припасы и оборудование для лагеря на дальней планете, где его, по замыслу авторов, ждет новая любовь и новая жизнь?
Слишком много не технических, а психологических "не верю" в финальной части. Вот и возникают мысли - а может, Купер не вернулся? Может, это черная дыра, из которой он так и не выбрался, рисует ему эту новую реальность? Может?..
Нет, вернулся, конечно. Вот только не стоило в трехчасовом фильме так смазывать, так явно и спешно закруглять концовку.
Что в итоге?
А в итоге, несмотря на все выше написанное, фильм получился интересный. Шутка ли - за почти три часа в кинозале мне ни разу не было скучно. Постоянно что-то происходит: если не следишь за действиями, то наслаждаешься картинкой, а чаще - и то, и другое одновременно. Пылевые бури шикарны, но еще великолепней космические кадры, все эти шлюзы, стыковки, станции, корабли... Полет на фоне колец Сатурна и вдоль горизонта черной дыры. Перемещение сквозь червоточину (напомнившее мне "Гостью из будущего"). В общем, визуальное удовольствие гарантировано.
А еще нечто неуловимо ностальгическое и в самой истории с черной дырой, и в стиле съемок будней астронавтов... Есть ощущение старой фантастики, качественно и с размахом экранизированной.
Ощущения после фильма - задумчивость. Позже возникает желание разобраться в каких-то фрагментах. Вот меня почему-то больше всего обеспокоила тенденция изображать "работников руками" такими недалекими ретроградами. Может потому, что слишком уж часто сталкиваюсь с этим в реальности. Но положительных впечатлений однозначно больше.
Ах, да: невозможно обойти вниманием чудеснейшую находку - робота с его процентом юмора, процентом честности. Прогнозирую: это уйдет в мемы.