Пришло время описать основные принципы будущей школы для всех интересующихся, но еще не знакомых с Саммерхилом или книгой А. Нилла «Саммерхилл-воспитание свободой». Даю очень краткое описание концепции школы.
1. Основа проявления интереса к познанию - игра. Творчество и самовыражение, вот с чем нужно считаться в образовании. Знание ради знания не дает ничего. А творчество. Самовыражение и знание проявляется только в игре. Ей и отведено первое место в школьной жизни. Здесь речь идет не о том, что знание подается под соусом игры, а игра как самоценность. Дети играют в то во что хотят и сколько им это необходимо, совмещая с процессом обучения. Ведь именно в игре прорабатывают знания и репетируют получение новых. Дети, которые не поиграли столько, сколько им было необходимо в процессе своего развития, вынуждены наверстывать пробел во взрослой жизни. Только тогда игры уже не детские и ставки повыше, такой человек может начать играть со своими ценностями, работой, семьей, убиванием личного времени и жизни в целом.
2. Свобода как основополагающий принцип развития и познания. Учебный процесс предоставляет ребенку право выбирать какими предметами он желает сейчас заниматься. Ребенок в праве так же вообще не ходить на занятия. Он сам распоряжается своим временем и жизнью. В начале семестра дети из списка предложенных предметов могут выбрать для себя, некоторые или пока ничего. Таким образом каждый ребенок сам задает темп обучения и расставляет акценты. Кто-то хочет в этом семестре сосредоточиться только на математике и биологии, а кто-то с удовольствием занимается только в техническом кружке и театре. Как показал опыт Саммерхилл, дети, которых не заставляли заниматься до поступления в школу (имеем в виду, не принуждали к занятиям), с большим удовольствием посещают занятия и считают большим наказанием освобождение от уроков. Бывают и другие примеры, когда ребенок углублялся в изучение одного предмета и проходил программу нескольких лет, потом переключался на другой предмет. Главное - это индивидуальный график каждому ученику. Из индивидуальных графиков детей строят свой график учителя. Это вовсе не означает, что урок существует для одного ученика в удобное для него время. Нет. У школы есть свое расписание дня, в котором уроки проходят в первую половину дня. Дети посещают те предметы, которые выбрали в начале семестра. Те, кто решил не посещать уроки, проводят время в творческих мастерских или на территории школы, занимаясь своими делами. Здесь нет экзаменов и оценок, так как настоящие знания мы получаем не для оценки из вне, а для того, чтобы жить и лучше понимать жизнь. В школе есть возможность наверстывать упущенный материал или тот, который тяжело дается ученику. Дети, как правило, подростки, которые уже понимают свое желание поступить в тот или иной ВУЗТ, расставляют акценты в учебном процессе так, чтобы облегчить свое поступление и хорошо подготовиться к сдаче вступительных экзаменов. В Саммерхилле урок строиться через вопрос, презентацию различных точек зрения и поднятие вопроса, что мне открывает это знание. Мы учимся мыслить и ставить вопросы миру и себе. Так как вопрос обучения зачастую больше других приковывает внимание родителей, я решила посвятить ему отдельный пост.
3. Самоуправление. Я разделяю веру Нилла в то, что ребенок изначально добр, духовно мудр и справедлив. Конечно, он способен делать ошибки, но так же способен их видеть и принимать за это наказание. Поэтому в школе проходят еженедельные общие собрания. Где каждый может поднять вопрос на обсуждение, пожаловаться или внести предложения. Решения принимаются общим голосованием. Голос 6-летки равен голосу директора школы. Не подлежат обсуждению только вопросы безопасности, здесь свои права и обязанности, говорить публичные речи и находить достойную аргументацию своей позиции. Так же подробно будут раскрывать данную тему в отдельном посте.
4. Саморегуляция. Дети способны саморегулировать свои процессы развития как физические, психологические, эмоциональные. Главное им в этом не мешать. Пусть они сами формируют свои интересы и жизненные цели. Чем раньше мы дадим им такую возможность, тем быстрее они станут теми, кем хотели бы быть. А значит, найдут себя, может быть, уже к 16 годам. Дети в саморегуляции посредством игры, свободного времени и атмосфере свободы, доверия способны излечить себя от неврозов, найти выход из кризиса и травмы. Они задают тон своей любознательностью к жизни о природе, о продолжении рода, о разных социальных процессах и задача родителей и школы адекватно реагировать на данные запросы. В школе откровенно можно обсудить любой вопрос, отказаться от какой-то задачи или просто побыть в тишине.
5. Вне уроков. В Саммерхилле к урокам относятся уважительно, но не считают их приоритетными в жизни ребенка. Здесь важна жизнь во всем проявлении. Поэтому, первые полдня уроки, а затем работы в мастерских. В первую очередь -театр. При чем театр не с заученными ролями, а театр импровизации. Театр, где драматурги и актеры - ученики школы. А уже на втором месте пьесы написанные драматургами внешкольными. Музыка, танцы, изобразительное искусство также предполагают, что дети сами выбирают то, что им ближе. Задача взрослых - предлагать, а выбор за детьми. Сейчас я вижу необходимость создания современной технической мастерской.
6. Быт. В школе нет формы. Все друг друга знают, так как эта школа небольшая. В ней учатся 100 детей разных возрастов. Учителей и персонал зовут по имени, как и детей. В Саммерхилле (и в моей школе обязательно) есть своя кухня. У детей есть время для завтрака, обеда, полдника, ужина и еще всегда есть доступ к небольшому перекусу. Меня в свое время поразили несколько экспериментов описанных в книге Ю.Гиппернейтер «Воспитывать ребенка: КАК?» о «пищевой свободе». Когда в детском саду накрыли стол с привычными блюдами из меню, а также сладостями, фруктами и овощами. Все были уверены, что дети откажутся от любой еды во имя конфет. Но уже на 3-тий день дети автоматически вернули себя на сбалансированное питание и удивительно верно подбирали себе продукты в течение дня.
Важным моментом организации школы - есть ее территория. Это может быть только загородняя школа, так как ни в каком городе невозможно легко и спокойно воплотить принципы свободы. Так как всегда найдется кто-то, кого эта школа будет «раздражать». И еще один момент - это площадь. Детям нужна площадь для игры, мастерских, соревнований и общения с природой в целом. Поэтому я свою школу предполагаю только за Киевом.
Это статья предназначена для предварительного знакомства, подробности читаем в моем журнале. Советую так же прочесть
пост непосредственно "из первых уст". Пишет папа Артема, который учиться сейчас в Саммерхилл.