http://podyom.ruspole.info/node/4782 Дата рождения Воронежского фотографического общества известна точно. 16 января 1904 года Министерством внутренних дел был утвержден его устав. А 8 марта 1904 года состоялось первое организационное собрание общества. Оно было создано вслед за Русским фотографическим обществом Москвы и подобными общественно-творческими организациями Одессы, Казани, Саратова, Киева, Баку и Тифлиса. Наши соседи сорганизовались позже. Тамбовское фотографическое общество ведет свой отсчет с марта 1906 года, а Орловское - с февраля 1908 года.
Годовой членский взнос воронежским профессиональным фотографам был установлен в сумме пяти рублей. Сначала фотографов в обществе насчитывалось немного - 24, во второй год еще меньше - одиннадцать человек. Зато в 1912 году - уже 63 человека, а в следующим - 78. В 1915 году в Воронежском обществе числилось два почётных и 66 действительных членов.
В 1921 году общество перерегистрировалось под названием «Воронежское научно-художественное фотографическое общество». Новый устав был утверждён 1 августа 1923 года.
Следует отметить, что фотографическое общество не могло возникнуть на пустом месте. В художественной жизни Воронежа конца XIX - начала XX веков большую роль играли не только художники-живописцы, но и фотографы, а также большой отряд фотолюбителей, особенно из числа известных жителей Воронежа. Среди них математик Андрей Петрович Киселёв, владелец завода Вильгельм Столль, почетный гражданин города Вячеслав Веретенников, владельцы аптек Владимир и Константин Мюфке, художник Сергей Павлов и другие.
Настоящим пропагандистом светописи стал математик А.П. Киселев. Газета «Воронежский телеграф» от 10.03.1893 года писала: «Публичная лекция в здании городской Думы привлекла много публики и оказалась очень интересной. Господин Киселев своим изложением мог бы оживить любую тему, а в данном случае избранная им тема сама по себе воодушевляла лектора, занимающегося изучением фотографии - по его признанию - с увлечением. Перед лекцией публика знакомилась с образцами фотографий, расположенными на двух столах. Тут были и фотографии по фарфору, и моментальные снимки, сделанные при искусственном магнезиальном свете, то есть вспышке. Все это свидетельствовало о том, что мы имеем дело не с дилетантом, а с человеком, серьезно занятым фотографией и сделавшим при её изучении большие успехи…» Фотографией увлекались и дети Киселева: математик Владимир, будущая художница Елена, медики Борис, Надежда и Мария.
Профессиональные фотохудожники Михаил Иванович Пономарев, Николай Степанович Русинов, Иван Матвеевич Саломатин, Яков Львович Тираспольский, Александр Иванович Серебрин, Моисей Николаевич Селиверстов, Андрей Иванович Попов, Иосиф Ясвоин также способствовали становлению общества.
Некоторые воронежские фотографы и любители светописи, например, Илья Иванов и первый фотокорреспондент «Воронежской коммуны» Константин Михнюк посещали занятия Воронежской бесплатной рисовальной школы, организаторами и педагогами которой являлись Лев Григорьевич Соловьев (1837-1919), Михаил Иванович Пономарев (1834-1913), Александр Алексеевич Бучкури (1870-1942), Сергей Михайлович Романович (1894-1968).
Первые шесть лет Воронежское фотографическое общество находилось в крайне тяжелых условиях: не было помещения для собраний, павильона для съемок и лаборатории для печати. Собирались по несколько человек на частных квартирах и обсуждали не столько фотографические проблемы, сколько задавались вопросом - как жить дальше? Трагические события Русско-японской войны и призыв на военную службу некоторых фотографов также не способствовали активизации творческих дел. Жизнь фотографического общества едва теплилась.
В лучшую сторону ситуация изменилась лишь в 1911 году, когда владельцы торговой фирмы «Мюфке и К», братья Владимир и Константин Мюфке, бесплатно предоставили обществу специально построенные для этого помещения. Фирме принадлежала целая сеть аптек, складов и магазинов, где велась торговля не только лекарствами, но и фотоаппаратами, химическими реактивами, электрическими звонками, велосипедами, очками и биноклями. Основной офис фирмы «Мюфке и К» располагался в двухэтажном доме на Первой Острогожской улице (ныне Пушкинской). На четной её стороне рядом с купеческой усадьбой Кривошеиных (теперь на этом месте, между «Утюжком» и кинотеатром «Пролетарий» - пятиэтажный жилой дом с магазином) раньше стоял дом, который в 1871 году приобрел Людвиг Мюфке. Большую часть второго этажа здесь и занимали фотографы. Тут у них был даже павильон с электрическим освещением, лаборатория с отоплением и водопроводом, библиотека и зал для собраний.
Сыновьям было с кого брать пример. Их отец, Людвиг Иоганнович Мюфке, основатель фирмы «Мюфке и К», в 1870-80 годах также бескорыстно предоставил помещение для редакции журнала «Медицинская беседа» и помогал бедным лекарствами. У Мюфке-отца квартировал музыкант Витольд Ростропович, а сыновья Владимир и Константин были близкими друзьями детей известного доктора Константина Васильевича Федяевского.
Владимир Мюфке получил степень провизора, сдав экстерном экзамены на медицинском факультете Московского университета. Как и его отец, Владимир занимал активную жизненную позицию - являлся гласным городской Думы, председателем Воронежского общества велосипедистов. Летом 1917 года его в очередной раз избрали в обновлённую Думу - от партии кадетов. Но уже 11 мая 1918 года неугодная большевикам Дума была распущена. Примечательно, что в честь этого события новая власть переименовала улицу Мясницкую в улицу 11 Мая (ныне - улица Театральная).
Под стать брату был и Константин Людвигович - гласный городской Думы, член учёной архивной комиссии, Воронежского отделения Русского музыкального общества, почётный казначей губернского попечительства детских приютов. Символично, что при рождении крёстным отцом Константина был управляющий имением Владимир Шрамм - родственник Леонида Николаевича Шрамма - истового фотолюбителя, первого «красного» директора Воронежской публичной библиотеки. Учитывая, что благополучие общества зиждилось на подвижничестве семьи Мюфке, 13 февраля 1914 года общее собрание единодушно избрало Владимира и Константина Мюфке Почётными членами Воронежского фотографического общества.
Общество имело свою мебель, обширную библиотеку, включая отечественные фотографические издания «Фотограф», «Вестник фотографии», «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель», фотожурналы из стран Европы, большой фотоувеличитель 13 на 18 сантиметров, пресс для сухой горячей наклейки отпечатков и другое оборудование. При покупке фотоматериалов в фирме «Мюфке и К» члены общества пользовались 10-процентной скидкой.
Офис общества фотографы посещали ежедневно, а каждую субботу здесь проходило большое собрание, которое часто сопровождалось докладами, демонстрацией снимков или диапозитивов. Вот некоторые темы докладов 1913 года: "О художественной портретной фотографии" - докладчик Почетный член Русского фотографического общества, председатель Киевского фотографического общества «Дагер», редактор художественного отдела московского журнала «Вестник фотографии» Николай Александрович Петров. Этот человек был напрямую связан с Центральным Черноземьем. Он родился 6 сентября 1875 года в городе Ельце, тогда Орловской губернии. Сохранился его портрет работы елецкого фотографа А. Клименко. Александр Клименко являлся одним из маститых фотографов Ельца того времени (известно, что в 1882 году он обстоятельно со всех сторон снял первый элеватор в России, сооруженный земством в Ельце). Среднее образование Н.А. Петров получил в Воронежском городском реальном училище (1894 год), высшее агрономическое образование - на сельскохозяйственном отделении Рижского политехнического института в 1900 году. Фотографией он увлёкся в 12-летнем возрасте, а уже на втором курсе получил золотую медаль на фотовыставке в Риге (1896). Затем была длительная стажировка в Европе, во время которой на него и обратили внимание. В 1904 году он получает звание члена-корреспондента Фотографического общества в Карлсруэ (Германия). После возвращения в Россию Петров обосновался в Киеве. Николай Александрович организовал здесь «Второй съезд русских деятелей фотографического дела» (1908). Основной темой съезда стала проблема организации фотографического образования. Петров первым в России предложил ввести преподавание фотографии в высших учебных заведениях страны. Им было написано более шестидесяти статей и рецензий на выставки художественной фотографии. С 1912-го по 1917 год Н.А. Петров издал несколько книг о художественной фотографии в России, Германии, Англии, Франции, США. Портретист божьей милостью, прекрасный пейзажист, теоретик, организатор фотовыставок и постоянно действующих фотографических салонов, он объездил пол-России и пол-Европы. В Воронеже Петров побывал (после учёбы в училище) минимум дважды. Свою первую лекцию об искусстве фотопортрета он прочитал в январе 1913 года. 8 января 1914 года на собрании членов общества и приглашённых гостей Петров продемонстрировал более ста своих работ, исполненных различными способами печати, и ответил на многочисленные вопросы.
Газета «Воронежский телеграф» 12 января поместила обстоятельный отчёт о фотографическом вечере. «…Эти чудесные произведения, выполненные разными способами печати, озобромом, пигментом, броммаслом, переходили из рук в руки, вызывая искренний, нескрываемый восторг зрителей». В эти годы Петровым были сделаны лучшие его произведения, вошедшие в золотой фонд мирового фотоискусства.
События 1917 года Н.А. Петрова не вдохновили. Новое пролетарское искусство он не принял, в приоритеты советских художественных ценностей не вписался. Парадокс, но главный его хулитель - Лев Межеричер - со временем прозрел и назвал свою же линию «чепухой». В это время Н.А. Петров уже успешно переключился на научно-педагогическую деятельность. В 1921 году при его активном участии создаётся Киевский фотографический институт, который готовил кадры по специальностям художник светописи, учёный фототехник, учёный фотограф, инженер-фотохимик, а также специалистов по художественной и научной фотографии. Петров читает курс лекций «Энциклопедия фотографии» и «История художественной фотографии». С 1930 года он получил звание профессора Киевского института кинематографии. Его учениками и соратниками были будущие корифеи искусства и культуры Даниил Демуцкий, Владимир Татлин, Николай Тряскин, Пётр Новицкий, Сергей Шиманский, Николай Бобир, Василий Фаворский и Георгий Де Метц. Во время войны в его дом в центре Киева попала бомба и долгое время считали, что архив фотоматериалов погиб. Уже в конце ХХ века московские родственники Петрова нашли его статьи, письма, фотографии. В 2004 году в Москве состоялась большая фотовыставка выдающего деятеля фотографии. Автор до такого признания не дожил. Он умер в апреле 1940 года.
Наверное, в своё время ему приятно было читать письма учеников. Один из них наш земляк из Острогожска Василий Сокорнов писал Н. Петрову из Севастополя: «Имею честь сообщить Вам, что благодаря Вам я имею шесть больших и малых золотых медалей. А также золотую, только что полученную в Париже. Кроме того - серебряные медали в Испании, Канаде, Англии, массу дипломов…» Или такие строки в газете «Воронежский телеграф»: «Многие работы Петрова служат украшением фотографических выставок, как русских, так и иностранных, его работы вызывают искренний, нескрываемый восторг зрителей».
Американский исследователь Наоми Розенблюм в книге «Мировая история фотографии» (1984) утверждает, что Петров был главным фотохудожником Российской империи. Эстетические пристрастия Николая Александровича Петрова актуальны и в наши дни. «Создать полноценный портрет можно без расписного фона, без полотняной лодки, без картонных камней», - писал мастер, намекая на любовь ремесленников к бутафории. Он выступал против ретуши, сладеньких приторных карточек, надуманных фальшивых картинок. Его психологические портреты лаконичны, выверены тонально, мягко прорисованы, выполнены в разных техниках, не потеряли своей обаятельности и в наше время.
Лекции и беседы Н. Петрова так вдохновили воронежцев, что наши земляки единодушно избрали его Почётным членом Воронежского фотографического общества.
Другую лекцию-доклад «О цветной фотографии» - подготовил и прочитал С.М.Чериковер. Семён Михайлович Чериковер совместно с В.Л.Мюфке в 1902 году был учредителем новой торговой фирмы. Чериковер оказался также заядлым фотолюбителем, приятелем известного циркового артиста Анатолия Дурова, конструктором воздухоплавательных машин. В фотографическом обществе он зарекомендовал себя активной просветительской деятельностью.
Основу фотографического общества составляли фотографы-любители, которые прежде всего стремились к художественной выразительности снимков, а не к заработку. Членами общества, кроме провизоров Владимира и Константина Мюфке, были владелец типографии Всеволод Григорьевич Веселовский, профессор медицины Петр Философов (Петр Иванович Философов состоял в родстве со Львом Толстым: сын Толстого, Илья, женился на дочери Философова, о чем сам Лев Николаевич сообщил отцу художника Н.Н. Ге в письме от 13 марта 1888 года), художник Павел Трофимов, мещанин Семен Чериковер, профессиональные фотографы Александр Щукин, Моисей Селиверстов, Григорий Фомин, Иосиф Ясвоин, Борис Альбицкий и другие.
Всеволод Григорьевич Веселовский (1861-1933) - воронежский краевед, сын известного историка, журналиста и общественного деятеля Григория Михайловича Веселовского, родился в Воронеже. Он был активным фотолюбителем, автором нескольких статей и книг по краеведению. Среди них «Воспоминания о старом Воронеже», статьи в «Известиях Воронежского краеведческого общества».
Каждый год летом общество устраивало экскурсии - пешие, водные, велосипедные. Дивногорье, Рамонь, Графский заповедник, Толшевский монастырь, Липецк - таковы были их маршруты. Чаще всего путешествия совершали по железной дороге. Председатель фотообщества, чиновник железнодорожного ведомства М.И. Руденко организовывал специальный пассажирский вагон для фотолюбителей. Память об этих фотопутешествиях сохранилась не только в снимках. В декабре 1920 года в Отрожских мастерских по проекту инженера и фотолюбителя Василия Васильевича Пузанова изготовили специальный вагон - красный, с надписью по фасаду «Фотографический службы пути». Внутри все было любовно отделано: тёмное купе с красным стеклом окна, двойное купе с большим столом для увеличителя, шкаф для фотоматериалов, раковина с краном, десятивёдерный бак с водой, купе для позитивных работ. Рядом ещё двойное купе - жилое помещение - два мягких дивана, стол, табурет, керосиновая лампа. Плюс купе проводника и купе-кухня с печкой. Не вагон, а сказка! Этот фотографический вагон исколесил многие пути-дороги, а сами фотомастера попадали в разные необычные ситуации. В. Пузанов как-то рассказал фотографу и телеграфисту Илье Иванову поучительную историю о том, как одна дама хотела сфотографироваться без одежды, но… стыдилась фотографа. «Мы поступим так, - успокоил её предприимчивый фотомастер, - повесим на дверь занавес с отверстием. В него просунем объектив камеры. Вы будете в одной комнате, я - в другой…»
В то время воронежские фотографы принимали активное участие не только в местных, но и в иногородних вернисажах и конкурсах. Прекрасные отзывы о работах воронежцев были получены в декабре 1913 года из Архангельского, Московского, Одесского и Забайкальского фотографических обществ. На вернисажах в Симферополе, Тамбове, Туле наши земляки получили диплом, золотую, серебряную и бронзовую медали.
Первую публичную выставку (тогда она называлась первым свободным конкурсом) фотографическое общество организовало в 1914 году и по его результатам И.Б. Евков, А.П. Щукин, Ф.В. Попов, М.И. Костыркин, П.Ф. Краснобородкин получили денежные премии. В марте 1914 года в связи с открытием в городе кинотеатра обществом была организована публичная платная лекция о кинематографе. В том же году наши фотомастера добились большого успеха на выставке «Салон художественной фотографии» в Симферополе. В 1916 году воронежцы приняли участие во Всероссийской передвижной выставке, посвященной 25-летию Одесского фотографического общества. Тогда же Александр Павлович Щукин получил от редакции журнала «Фотографические новости» похвальный отзыв за снимок »Женский портрет». Щукин был душой общества и полностью отдавался фотографии. В последующие годы А.П. Щукина изберут Почетным членом фотографического общества.
Воронежский писатель и журналист Владимир Кораблинов в повести «Русский художник», посвященной Александру Бучкури, писал о нём как о художнике, который в 1930-е годы стремился кистью запечатлеть на память, для истории, облик уходящего старого Воронежа. «Нашелся, правда, один энтузиаст, фотограф-любитель, который совершенно бескорыстно, несмотря на скудные свои средства, также пытался это сделать...» Этим фотографом-энтузиастом как раз и был Илья Иванов.
Телеграфист железнодорожного ведомства Илья Маркелович Иванов (1893-1980) вступил в фотографическое общество в 1914 году. Этот факт скорее всего остался бы незамеченным, если бы не его мемуары. С точки зрения изящной словесности, воспоминания старого фотографа несколько уступают литературным произведениям, о чём справедливо написал в рецензии на воспоминания воронежский писатель Евгений Титаренко (родной брат Раисы Максимовны Горбачёвой). Зато записи эти представляют несомненный интерес для историков и краеведов.
Свой первый фотоаппарат «Кодак», вы не поверите, он купил за … 20 копеек, а фотографом решил стать после посещения фотостудии В. Егунова. Она находилась на Большой Дворянской улице, 39, в новом, только что построенном здании, где впоследствии долгое время располагалась редакция и типография газеты «Коммуна». Большие, 30 на 40 сантиметров, фотопейзажи и виды города были развешены уже на лестнице, ведущей в студию. Спустя полвека, фотограф помнил сюжеты фотографий, которые восхищали его в юности…
Поучительный эпизод приключился с телеграфистом И.Ивановым на железнодорожной станции станицы Белокалитвянской. Как истинный фотолюбитель, он не мог не сфотографировать красивые живописные пейзажи окрестностей. Одну фотографию с видом на железнодорожный мост он хранил у себя на рабочем столе. Как-то к ним зашёл местный жандарм Кичук, долго молча смотрел на снимок и наконец-то изрёк: « Ты, Илюша, фотографию с мостом убери. Мосты снимать нельзя…» Все решили, что на этом инцидент закончился, однако на следующий день в комнате у Иванова был настоящий обыск, в присутствии понятых. Составили акт, рапорт и отправили в Царицын. В итоге наказали стрелочника, то бишь, сторожа, по недосмотру которого телеграфист Иванов имел возможность сфотографировать мост. Характер у И.М. Иванова был мягким, он со всеми дружил и часто дарил фотографии. Очевидно, это обстоятельство и повлияло на мягкое решение жандармского управления.
В те далекие времена фотографам приходилось работать в жестких условиях. …Осенью 1914 года Воронеж готовился к визиту царя. Первым делом власть развесила по городу объявления, в которых жителям во время визита самодержца запрещалось находиться на балконах, крышах строений, у открытых окон. Запрещалось пользоваться биноклем, фотоаппаратом. «Лица, желающие сфотографировать встречу и торжественный приезд Государя, - говорилось в объявлении, - благоволят обращаться предварительно в канцелярию воронежского губернатора за получением надлежащего на этот счёт разрешения…»
Шестого декабря царский поезд прибыл на станцию Воронеж. Привокзальная площадь была пуста. Народ оттеснили к дальним тротуарам.
За час до прибытия гостя фотограф Григорий Ильич Фомин уже был со своей зеркальной камерой на посту. Томительные минуты ожидания, как вдруг к Фомину подходит министр внутренних дел Маклаков: «У вас есть разрешение на фотографирование?»
Фомин подаёт разрешение губернатора.
- Этого недостаточно. Необходимо разрешение министра Двора.
- Я поступил, как было объявлено господином губернатором.
- Ну, хорошо. А это аппарат? - министр взял фотоаппарат, со всех сторон его осмотрел и молча удалился.
Фомин успел сфотографировать только посадку в автомобиль царской семьи. Самого царя он снять не успел. Зеркальные камеры того времени снабжались отдельными кассетами и оперативностью не обладали. Ведь между кадрами надо было задвинуть задвижку, затем удалить её, вставить другую и выдвинуть крышку - на это уходило драгоценное время.
Воронежское фотографическое общество активно сотрудничало с общественными культурно-просветительскими, научными и издательскими учреждениями. Фотомастера подготовили иллюстрации к книге «Старый Воронеж», написанной Юрием Успенским и выпущенной в Госиздате, иллюстрации к журналу 22 пехотных курсов «Наша жизнь» и «Воронежскому кооперативному календарю», сделали снимки для путеводителя по Воронежу 1914 года. Изготовлены тысячи фотографий и диапозитивов для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и многое другое. Все добрые дела общества перечислить невозможно. В 1915 году фотографы снимали раненых и больных, находящихся на лечении в госпиталях. Снимки печатались по три экземпляра и раненым раздавались бесплатно: один отсылался домой фронтовику, второй - раненому, а третий - невесте или другу.
Серьезное деловое сотрудничество было с Губернским музеем краеведения, которым руководил в те годы Михаил Клавдиевич Паренаго. Фотографы пересняли все экспонаты музея для годового отчета и составили небольшие альбомы, которые бесплатно раздали всем сотрудникам музея. Заседания общества носили не только прикладной, но и научный характер. Часто собравшимся предлагали послушать доклад, который заранее готовился наиболее компетентным членом фотографического общества. Среди докладчиков встречаются такие имена: А.П. Щукин, Г.И. Фомин, В.Г. Веселовский, В.Н. Скляднев, В.В. Трунов, А.Д. Малкин, С.Д. Бочаров, В.П.Пасынков, И.М.Ясвоин, А.Ф.Ментц, П.М.Каменецкий, П.Ф. Краснобородкин, Н.А.Петров, С.М. Чериковер, А.Н. Крашенников, А.Т. Ворожеин, А.Г. Успенская.
Весной 1917 года гражданский подъём выразился в создании секции общественной фотографии. Откровенно говоря, желающих снимать было немного: Илья Иванов, Дмитрий Леонов, Константин Быстржинский фотографировали для музеев и общественных организаций виды города, события, быт, портреты, костюмы и прочее абсолютно безвозмездно.
В 1917 году, когда в обществе было уже около 100 человек, судьба преподнесла неприятности: в декабре фотографы лишились павильона и лаборатории, национализированных вместе со всеми помещениями фирмы братьев Мюфке и К. Библиотека и инвентарь общества были частью разграблены, частью испорчены. Той же участи подверглись и именные шкафчики.
Тем не менее 7 ноября 1918 года А.П. Шукин, А.Т. Ворожеин, Г.И. Репорьев, П.М. Каменецкий и И.М. Иванов провели съемки празднования в городе первой годовщины Великого Октября. В тот же день вечером диапозитивы с праздника они показывали на Большой Дворянской улице, переименованной в проспект Революции. Можно представить, какой фурор они произвели на воронежскую публику! В том же году член общества Антонина Григорьевна Успенская поделилась впечатлениями от путешествия по Индии и продемонстрировала много снимков с экзотическими сюжетами. Кстати, Антонина - дочь известной воронежской революционерки А.П. Блюммер-Кравцовой, хозяйки «Ноева ковчега».
В 1920-е годы член общества В.Н. Скляднев предпринял несколько попыток поставить фотографическое дело в городе на пользу государству, но пробить бюрократические заслоны ему не удалось. Вначале фотографическое общество вроде бы приняли в ведение губернского отдела народного образования, наметились конкретные шаги по его развитию. Так, в конце мая 1921 года в Петроград командировали заведующего кино-фотосекцией подотдела искусств областного управления культуры товарища Таллера. Однако вскоре фотографическая секция была упразднена. Попытка открыть курсы по фотографии и мастерскую по изготовлению диапозитивов также не увенчалась успехом из-за отсутствия средств. На какое-то время фотографов приютили в госмузее (ныне здание художественного музея имени И.Н Крамского), предоставив им для собраний одно из сводчатых помещений бывшего Путевого дворца. Вместо арендной платы фотографы расплачивались натурой, то есть съёмками…
продолжение
https://olga-di.livejournal.com/87504.html